Психические (познавательные, когнитивные) процессы футболистов, методика их развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические (познавательные, когнитивные) процессы футболистов, методика их развития.



Психические качества,

психологическая подготовка футболистов

 

Содержание

    Стр.
  Вводные замечания   2
  1. Психические (познавательные, когнитивные) процессы футболистов, методика их развития………………………………………... 3
  1.1. Ощущения и восприятия……………………………………………. 3
  1.2. Внимание…………………………………………………………….. 5
  1.3. Память……………………………………………………………….. 5
  1.4. Представления……………………………………………………….. 6
  1.5. Мышление……………………………………………………………   6
  2. Психические состояния футболистов, их регуляция…………. 7
  2.1. Предсоревновательные (предигровые) и соревновательные (игровые) состояния…………………………………………………………… 7
  2.2. Состояния, обусловленные тренировочным процессом…………. 10
  2.3. Послесоревновательные психические состояния………………….  
  2.4. Кризисные психические состояния…………………………………    
  3. Психические свойства личности футболистов…………………. 13
  3.1. Волевые качества футболистов, методика их развития…………... 13
  3.2. Мотивация в футболе……………………………………………….. 14
  3.3. Спортивные способности футболистов……………………………. 15
  3.4. Особенности темперамента футболистов…………………………. 15
  3.5. Особенности характера футболистов………………………………   15
  4. Футбольная команда как малая социальная группа……………...   16
  5. Специальная психологическая подготовка футболистов (психологическая подготовка к конкретному соревнованию)…………..   16
  6. Контроль психологической подготовленности футболистов……   17
  7. Зрители («болельщики») как специфическая большая социальная группа………………………………………………………………….  

 

 

Водные замечания

 

1. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики.

 

2. Психика (от греч. phychikos - душевный) – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения.

 

3. Объект изучения психологии - психические явления. Их с некоторой условностью можно разделить на три группы: психические явления отдельного взятого человека (индивида), психические явления группы людей (малой группы) и массовидные психические явления большой группы людей («толпы») (рисунок 1).

 

 

4. Психические явления человека (например, тренера, спортсмена) включают психические (познавательные, когнитивные) процессы, психические состояния и психические свойства личности (рисунок 2).

 

5. Современный футбол достиг такого уровня развития, когда исход матча в значительной степени может быть определен психологическими факторами. Чем ответственнее соревнование, чем напряженнее борьба на футбольном поле, тем большее значение приобретают уровень психологической подготовленности футболистов.

 

6. Психологические факторы имеют значение не только во время соревнований. Достижение высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности футболистов теснейшим образом связано с развитием у них психических качеств.

 

7. Психические качества футболистов развиваются, прежде всего, в процессе соревновательной деятельности. Однако для их полноценного развития учебно-тренировочный процесс наряду с физической, технической и тактической подготовкой должен включать психологическую подготовку, которая состоит из двух частей: 1) общей психологической подготовки; 2 ) психологической подготовки к конкретному соревнованию (специальной психологической подготовки).


 

 

Психические явления человека (факты внутреннего субъективного опыта человека)
Психические (познавательные, когнитивные) процессы (первичные регуляторы поведения)
Психические свойства личности (устойчивые, постоянные свойства, регулирующие взаимодействие с людьми)
Психические состояния (характеризуют состояние психики в целом и определяют фон протекания психических процессов)
Связанные с тренировочным процессом
Связанные с соревнованиями
§ состояние «угрозы отказа» § состояние «мертвой точки» § монотония § психическое пресыщение § эмоциональная адаптация § эмоциональное пресыщение
§ предстартовые § соревновательные § послесоревновательные
Кризисные
острые
хронические
психическое перенапряжение


8. Основой для определения задач и содержания обеих частей психологической подготовки является изучение психологических особенностей спортивной деятельности. Их знание дает возможность целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества футболистов, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов.

 

Ощущения и восприятия.

9. Простейшим психическим процессом является ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств человека. Через ощущения мы получаем начальную информацию для более высоких форм психического отражения: восприятия, представления, мышления.

Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов. Можно попросить человека закрыть глаза и коснуться его ладони незнакомым предметом, а потом спросить, что он может сказать о предмете. Если он не узнает, что это такое, то может ответить: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое, шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек.

 

10. По ведущему анализатору выделяются следующие ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, мышечно-двигателъные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статико-кинетические.

11.Объединить отдельные свойства предметов в целостный образ помогает процесс восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

 

12. Наиболее важная форма восприятия в футболе - «чувство мяча», которое представляет собой комплексное восприятие своих движений с мячом, особенностей мяча. Основную роль в этом психическом процессе играют мышечно-двигательные и зрительные ощущения. Тонкая дифференцировка этих ощущений позволяет футболисту точно и отчетливо воспринимать особенности движения мяча, его вес, упругость, форму, силу своего удара по мячу.

 

13. «Чувство мяча» возникает и развивается в результате систематической тренировки, в процессе которой футболист научается точно координировать свои движения с движениями мяча на основе все более и более тонкого анализа поступающих в кору больших полушарий раздражений, возникающих при действиях футболиста с мячом.

14. Одним из наиболее эффективных методов развития «чувства мяча» является метод контрастных заданий (например, выполнение попеременно коротких, средних и длинных передач с высокой и низкой траекторий; жонглирование мячом различными частями тела, изменяя высоту подскока мяча, на месте, в движении и т.п.)

Важнейшее условие развития «чувства мяча» - полная сосредоточенность внимания на выполняемых действиях.

На уровень развития «чувства мяча» влияет состояние тренированности в целом, утомление, эмоциональное состояние, травма, условия тренировки или игры и т.п.

Задачи развития «чувства мяча» решаются, преимущественно, в процессе технической подготовки.

 

Внимание

15. Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Внимание не является процессом отражения действительности, как ощущение, восприятие, воображение или мышление; оно представляет собой одну из сторон психической деятельности - ее динамику.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Например, при наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко.

 

16. Для футболистов внимание необходимо практически при выполнении любых тренировочных заданий и в процессе игры.

Основными свойствами, на которые должен быть направлен процесс развития внимания, являются: объем, концентрация (интенсивность), устойчивость, переключение и распределение.

 

17. Задачи развития внимания решаются, преимущественно, в процессе технико-тактической подготовки.

Память

18. Память - это психический процесс отражения и сохранения в сознании прошлого опыта, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различной (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и другой) информации.

Память является основой психической жизни человека, позволяющей ориентироваться в окружающей среде. Память - базовый компонент мышления.

Свойства памяти во многом определяются природными способностями, но в то же время они поддаются тренировке. Основными видами памяти футболистов является двигательная память.

 

Представления

19. Под представлением понимается субъективный образ какого-либо предмета или явления, ранее воздействовавшего на органы чувств.

В спортивной деятельности наибольшее значение имеют мышечно-двигательные представления. Создание у обучаемых правильных зрительно-мышечно-двигательных представлений лежит в основе формирования двигательных навыков.

На основе мышечно-двигательных представлений строятся идеомоторные акты, которые сопровождаются распределением соответствующих биотоков в мышцах, вызывающих определенный тренировочный эффект. Идеомоторная тренировка позволяет лучше подготовить организм и психику к предстоящим соревнованиям.

 

Мышление

20. Мышлениеэто психический познавательный процесс, характеризуемый опосредованным, обобщенным отражением действительности.

Мышление футболиста реализуется, прежде всего, в его тактических действиях. Основными задачами, на разрешение которых направлено мышление футболиста во время игры, являются:

- анализ игровых ситуаций;

- нахождение путей и средств для наилучшей реализации намеченного плана игры.

 

21. Можно отметить следующие специфические особенности мышления футболиста во время игры:

- Мышление футболиста опирается на восприятие перемещения мяча и действий игроков;

- Мышление футболиста носит оперативный характер;

- Мышление футболиста непосредственно включено в его действия. Он оценивает обстановку и находит тактические решения в процессе активной деятельности. Соответственно, чем более совершенно футболист владеет навыками выполнения приемов, тем полнее он может сосредоточиться на решении тактических задач.

- Продуктивность мышления футболиста находится в тесной связи с его эмоционально-волевыми состояниями. При слишком сильном эмоциональном возбуждении он не может отчетливо осознать все существенные особенности игровых действий, что может привести к тактическим ошибкам. Наоборот, эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, повышают продуктивность мышления, способствуют проявлению творческой мысли.

 

22. Основными средствами развития мышления футболистов являются игры, игровые тактико-технические упражнения, подвижные и спортивные игры.

 

 

Мотивация в футболе

 

39. На этапе начальной подготовки основным мотивом занятием футбола является эмоциональная привлекательность содержания игры и выполняемых тренировочных упражнений, прежде всего с мячом, которая базируется на естественной потребности человека к физической активности. Иногда определенное значение может иметь мотив долженстования, определяющий необходимость заниматься спортом, в частности, футболом. Могут быть и другие мотивы, характерные для того или иного футболиста.

 

40. Дальнейшее развитие мотивов связано с достижением определенных спортивных успехов, приобретением специальных знаний и навыков. Мотив эмоциональной привлекательности футбола остается по-прежнему одним из главных. Большое значение приобретает непосредственно соревновательный мотив (азарт, соперничество), мотив самоутверждения. Определенную роль начинает играть мотив благополучия.

 

41. На стадии высшего спортивного мастерства доминирующим становится мотив достижения спортивного успеха. Футболист испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния максимальной психической напряженности, в чувстве преодоления соперника, а главное – потребность добиться высоких спортивных результатов. Большое значение у спортсменов высокой квалификации имеет мотив благополучия, поскольку футбол становится для него профессией.

 

Психические качества,

психологическая подготовка футболистов

 

Содержание

    Стр.
  Вводные замечания   2
  1. Психические (познавательные, когнитивные) процессы футболистов, методика их развития………………………………………... 3
  1.1. Ощущения и восприятия……………………………………………. 3
  1.2. Внимание…………………………………………………………….. 5
  1.3. Память……………………………………………………………….. 5
  1.4. Представления……………………………………………………….. 6
  1.5. Мышление……………………………………………………………   6
  2. Психические состояния футболистов, их регуляция…………. 7
  2.1. Предсоревновательные (предигровые) и соревновательные (игровые) состояния…………………………………………………………… 7
  2.2. Состояния, обусловленные тренировочным процессом…………. 10
  2.3. Послесоревновательные психические состояния………………….  
  2.4. Кризисные психические состояния…………………………………    
  3. Психические свойства личности футболистов…………………. 13
  3.1. Волевые качества футболистов, методика их развития…………... 13
  3.2. Мотивация в футболе……………………………………………….. 14
  3.3. Спортивные способности футболистов……………………………. 15
  3.4. Особенности темперамента футболистов…………………………. 15
  3.5. Особенности характера футболистов………………………………   15
  4. Футбольная команда как малая социальная группа……………...   16
  5. Специальная психологическая подготовка футболистов (психологическая подготовка к конкретному соревнованию)…………..   16
  6. Контроль психологической подготовленности футболистов……   17
  7. Зрители («болельщики») как специфическая большая социальная группа………………………………………………………………….  

 

 

Водные замечания

 

1. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики.

 

2. Психика (от греч. phychikos - душевный) – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения.

 

3. Объект изучения психологии - психические явления. Их с некоторой условностью можно разделить на три группы: психические явления отдельного взятого человека (индивида), психические явления группы людей (малой группы) и массовидные психические явления большой группы людей («толпы») (рисунок 1).

 

 

4. Психические явления человека (например, тренера, спортсмена) включают психические (познавательные, когнитивные) процессы, психические состояния и психические свойства личности (рисунок 2).

 

5. Современный футбол достиг такого уровня развития, когда исход матча в значительной степени может быть определен психологическими факторами. Чем ответственнее соревнование, чем напряженнее борьба на футбольном поле, тем большее значение приобретают уровень психологической подготовленности футболистов.

 

6. Психологические факторы имеют значение не только во время соревнований. Достижение высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности футболистов теснейшим образом связано с развитием у них психических качеств.

 

7. Психические качества футболистов развиваются, прежде всего, в процессе соревновательной деятельности. Однако для их полноценного развития учебно-тренировочный процесс наряду с физической, технической и тактической подготовкой должен включать психологическую подготовку, которая состоит из двух частей: 1) общей психологической подготовки; 2 ) психологической подготовки к конкретному соревнованию (специальной психологической подготовки).


 

 

Психические явления человека (факты внутреннего субъективного опыта человека)
Психические (познавательные, когнитивные) процессы (первичные регуляторы поведения)
Психические свойства личности (устойчивые, постоянные свойства, регулирующие взаимодействие с людьми)
Психические состояния (характеризуют состояние психики в целом и определяют фон протекания психических процессов)
Связанные с тренировочным процессом
Связанные с соревнованиями
§ состояние «угрозы отказа» § состояние «мертвой точки» § монотония § психическое пресыщение § эмоциональная адаптация § эмоциональное пресыщение
§ предстартовые § соревновательные § послесоревновательные
Кризисные
острые
хронические
психическое перенапряжение


8. Основой для определения задач и содержания обеих частей психологической подготовки является изучение психологических особенностей спортивной деятельности. Их знание дает возможность целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества футболистов, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов.

 

Психические (познавательные, когнитивные) процессы футболистов, методика их развития.

 

Ощущения и восприятия.

9. Простейшим психическим процессом является ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств человека. Через ощущения мы получаем начальную информацию для более высоких форм психического отражения: восприятия, представления, мышления.

Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов. Можно попросить человека закрыть глаза и коснуться его ладони незнакомым предметом, а потом спросить, что он может сказать о предмете. Если он не узнает, что это такое, то может ответить: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое, шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек.

 

10. По ведущему анализатору выделяются следующие ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, мышечно-двигателъные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статико-кинетические.

11.Объединить отдельные свойства предметов в целостный образ помогает процесс восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

 

12. Наиболее важная форма восприятия в футболе - «чувство мяча», которое представляет собой комплексное восприятие своих движений с мячом, особенностей мяча. Основную роль в этом психическом процессе играют мышечно-двигательные и зрительные ощущения. Тонкая дифференцировка этих ощущений позволяет футболисту точно и отчетливо воспринимать особенности движения мяча, его вес, упругость, форму, силу своего удара по мячу.

 

13. «Чувство мяча» возникает и развивается в результате систематической тренировки, в процессе которой футболист научается точно координировать свои движения с движениями мяча на основе все более и более тонкого анализа поступающих в кору больших полушарий раздражений, возникающих при действиях футболиста с мячом.

14. Одним из наиболее эффективных методов развития «чувства мяча» является метод контрастных заданий (например, выполнение попеременно коротких, средних и длинных передач с высокой и низкой траекторий; жонглирование мячом различными частями тела, изменяя высоту подскока мяча, на месте, в движении и т.п.)

Важнейшее условие развития «чувства мяча» - полная сосредоточенность внимания на выполняемых действиях.

На уровень развития «чувства мяча» влияет состояние тренированности в целом, утомление, эмоциональное состояние, травма, условия тренировки или игры и т.п.

Задачи развития «чувства мяча» решаются, преимущественно, в процессе технической подготовки.

 

Внимание

15. Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Внимание не является процессом отражения действительности, как ощущение, восприятие, воображение или мышление; оно представляет собой одну из сторон психической деятельности - ее динамику.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Например, при наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко.

 

16. Для футболистов внимание необходимо практически при выполнении любых тренировочных заданий и в процессе игры.

Основными свойствами, на которые должен быть направлен процесс развития внимания, являются: объем, концентрация (интенсивность), устойчивость, переключение и распределение.

 

17. Задачи развития внимания решаются, преимущественно, в процессе технико-тактической подготовки.

Память

18. Память - это психический процесс отражения и сохранения в сознании прошлого опыта, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различной (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и другой) информации.

Память является основой психической жизни человека, позволяющей ориентироваться в окружающей среде. Память - базовый компонент мышления.

Свойства памяти во многом определяются природными способностями, но в то же время они поддаются тренировке. Основными видами памяти футболистов является двигательная память.

 

Представления

19. Под представлением понимается субъективный образ какого-либо предмета или явления, ранее воздействовавшего на органы чувств.

В спортивной деятельности наибольшее значение имеют мышечно-двигательные представления. Создание у обучаемых правильных зрительно-мышечно-двигательных представлений лежит в основе формирования двигательных навыков.

На основе мышечно-двигательных представлений строятся идеомоторные акты, которые сопровождаются распределением соответствующих биотоков в мышцах, вызывающих определенный тренировочный эффект. Идеомоторная тренировка позволяет лучше подготовить организм и психику к предстоящим соревнованиям.

 

Мышление

20. Мышлениеэто психический познавательный процесс, характеризуемый опосредованным, обобщенным отражением действительности.

Мышление футболиста реализуется, прежде всего, в его тактических действиях. Основными задачами, на разрешение которых направлено мышление футболиста во время игры, являются:

- анализ игровых ситуаций;

- нахождение путей и средств для наилучшей реализации намеченного плана игры.

 

21. Можно отметить следующие специфические особенности мышления футболиста во время игры:

- Мышление футболиста опирается на восприятие перемещения мяча и действий игроков;

- Мышление футболиста носит оперативный характер;

- Мышление футболиста непосредственно включено в его действия. Он оценивает обстановку и находит тактические решения в процессе активной деятельности. Соответственно, чем более совершенно футболист владеет навыками выполнения приемов, тем полнее он может сосредоточиться на решении тактических задач.

- Продуктивность мышления футболиста находится в тесной связи с его эмоционально-волевыми состояниями. При слишком сильном эмоциональном возбуждении он не может отчетливо осознать все существенные особенности игровых действий, что может привести к тактическим ошибкам. Наоборот, эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, повышают продуктивность мышления, способствуют проявлению творческой мысли.

 

22. Основными средствами развития мышления футболистов являются игры, игровые тактико-технические упражнения, подвижные и спортивные игры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.074 с.)