Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения развития процесса мышления в норме и при умственной отсталости
1.1. Особенности развития мышления в онтогенезе Проблему развития мышления исследовали многие зарубежные и отечественные ученые Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ю.И., П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн и др. [18], [22], [25], [28]. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [3]. Мышление является высшим познавательным процессом. С физиологической точки зрения оно представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга[27]. Как познавательная теоретическая деятельность, мышление теснейшим образом связано с действием. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: 1. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [22]. 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. 3. Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. 4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. Только пользуясь средствами языка, человек, исходя из данных, полученных путем ощущений и восприятий, может подняться до отвлеченного мышления, отразить существенные закономерности наблюдаемых явлений [5].
5. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется. 6. Мышление имеет целенаправленный характер. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Существует 3 основных вида мышления: 1) наглядно-действенное (познание посредством манипулирования предметами), 2) наглядно-образное (познание посредством представлений предметов, явлений), 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, рассуждений). Процесс мышления состоит из мыслительных операций: · сравнение, · анализ и синтез, · абстракция, · обобщение · конкретизация. Перечисленные операции - это различные стороны основной деятельности мышления – опосредование. Опосредование раскрывает наиболее существенные отношения и связи между предметами и явлениями. Сравнение представляет собой сопоставление предметов с целью выявления различий и сходств между ними. При выявлении сходства одних и различия других предметов, сравнение порождает их классификацию. Классификация происходит по определенному признаку, характерному для каждого предмета данной группы.
Анализ и синтез - это операции, которые неразрывно связаны между собой. Вместе они дают всестороннее познание действительности. Анализ представляет собой мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части. Например, в растении можно выделить стебель, корень, цветы, листья и пр. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Кроме того существует анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки. [32 c. 42] Синтез представляет собой мысленное соединение отдельных частей предметов или сочетание отдельных свойств этих предметов. Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Об абстракции можно говорить, когда при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) от всех остальных, не принимая их во внимание. Исходя из этого, абстракцией является мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. С абстракцией тесно связано обобщение. В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах. Конкретизацией называют мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. Кроме рассмотренных видов и операций, можно выделить процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, которое содержит определенную мысль. Умозаключение является серией логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений). Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти, всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить[24]. Экспериментальные исследования и наблюдения в области возрастной и педагогической психологии позволяют охарактеризовать некоторые особенности развития мышления в определенном возрасте. К концу первого года ребенок познает мир предметов и осваивает способ действия с ними. Разнообразные действия с предметами приводят его к открытию свойств окружающих его объектов. Он интересуется не только тем, “что это такое”, но и тем, “что с этим можно делать”[26]. К началу раннего возраста у ребенка наблюдаются отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Такая форма мышления характерна для детей раннего возраста. Воспроизведение одних и тех же простых действий дают малышу важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Малыши используют наглядно-действенное мышление с целью обнаружения и открытия самых разнообразных вещей и явлений окружающего мира. В раннем возрасте мышление существует и развивается внутри практической деятельности. [27 c.133]
Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно - образным. Основной линией развития мышления в дошкольном возрасте является переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. У детей хотя и сохраняется связь мышления с практическими действиями, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. В младшем школьном возрасте завершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Вначале происходит переход от наглядно-образного мышления к конкретно-понятийному, это проявляется в том, что дети оперируют понятиями, имеющими конкретное значение. В процессе рассуждения ребенок использует операции. Эти операции Ж.Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т.д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение [32]. В процессе школьного обучения преимущественно развивается словесно-логическое мышление. По словам Л.С. Выготского происходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека.[3] Этот вид мышления самый сложный, поскольку оно оперирует сложными отвлеченными понятиями, которые выражаются в слове. В дошкольном возрасте появляются лишь предпосылки развития этого вида мышления. Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления в процессе усвоения ребенком знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, закрепленных в словах. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны. Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. Между 11 и 15-м годами жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Они завершают линию развития, начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжающуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода, становлением конкретных умственных операций[33]. Во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Во многих сферах деятельности, необходимо наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Таким образом, мышление – психический познавательный процесс, который представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Процесс мышления состоит из мыслительных операций. К ним относят: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. В процессе развитие мышления условно можно выделить 3 этапа. Мышление имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы. Вид мышления, которым пользуется ребенок в раннем детстве называется наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно-образным. Далее активно начинает развиваться словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения задач. У нормально развивающегося ребенка к моменту поступления в школу должно быть сформировано наглядно-действенное, наглядно-образное, а также элементы словесно-логического мышления. В начале подросткового возраста осуществляется к абстрактному и формальному мышлению. Переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Мышление развивается не само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.) |