Дидактические средства развития операций мышления у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические средства развития операций мышления у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка



Дидактические средства развития операций мышления у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка

 

Курсовая работа № 2

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) Олигофренопедагогика

Модуль Олигофренопедагогика

(2019-2020 учебный год)

 

Выполнил: студент 441 группы

очной (заочной) формы

Иванов Петр Степанович

_______________________

                 (подпись)

 

Научный руководитель:

Петров Сергей Николаевич,

к.п.н., доцент

Оценка ________________

«__» _______________ 2018 г.

_______________________

                (подпись)

Омск, 2018
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения развития процесса мышления в норме и при умственной отсталости 9
1.1. Особенности развития мышления в онтогенезе 9
1.2. Трактовка понятия умственная отсталость 14
1.3. Особенности развития у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Исследование у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления на уроках русского языка 31
2.1. Организация экспериментального исследования 31
2.2. Результаты исследования у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления на уроках русского языка 36
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 79
Приложения 80

 


 

Введение

Проблема мышления долгое время находится в центре внимания. Ученые и философы предавали процессу мышления особую значимость. «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять», писал Джордано Бруно. Многим известно высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», что, несомненно, говорит о человеке, как о мыслящем существе.

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение мышления открывает большие возможности для развития умственных способностей человека. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует в других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Мышление – это один из важнейших познавательных процессов, он достаточно сложен и присущ только человеку. При помощи мышления человек познает окружающий мир. Благодаря этому процессу человек отражает в сознании предметы и явления окружающего мира, их взаимосвязи и закономерности между ними. При помощи мышления мы можем знать и судить о том, что мы не воспринимаем в настоящий момент. Мышление дает возможность человеку планировать действия и предугадать результат. На процессе мышления основана сознательная деятельность человека.

Уровень мышления человека определяет, каким образом человек сможет ориентироваться в окружающем мире. Мышление человека формируется и развивается в результате его собственной активной деятельности. У людей с интеллектуальной недостаточностью познавательная активность резко снижена. При умственной отсталости происходит нарушение психического развития, снижение скорости протекания познавательных процессов. Это препятствует познанию окружающего мира. Умственно отсталый ребенок растет в ситуации неполноценного чувственного познания, а сам процесс мышления отличается своеобразием. Такие дети имеют весьма ограниченные знания об окружающем мире, его законах и закономерностях. Важно понимать, по каким законам развивается мышление у обычных детей и у детей с умственной отсталостью.

Недостаточная сформированность познавательных процессов нередко становится основной причиной трудностей, которые возникают у детей с умственной отсталостью в процессе общения, препятствует их адаптации в различных коллективах. Немалые трудности вызывает у таких детей освоение школьной программы. Доказано, что при помощи специального обучения детей различным способам мышления можно помочь им лучше овладеть информацией, понять ее содержание, запомнить и суметь ее воспроизвести. Таким образом, они будут справляться с учебной нагрузкой и смогут адаптироваться к школьной жизни. Эту тему затрагивает и «Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» говорится об образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и условиях его реализации [1].

Проблема развития мышления интересовала многих ученых педагогов и психологов. Изучением особенностей мышления умственно отсталых школьников занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Б.И. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф[6],[13],[7],[19],[26] и многие другие. Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается. Основное значение имеет реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности [2]. Вместе с тем рядом психологов (Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ю.Т. Матасов и д.р.) показано, что под воздействие специально организованного коррекционного обучения умственно отсталых учеников отмечается положительная динамика в развитии мышления.

Положение Л.С. Выготского о том, что ребенок с недостатками психического развития может достигнуть того же уровня развития, что и нормальный, с помощью коррекционно-педагогических средств является основополагающим в дефектологии[4].

Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психо-физического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития [6].

Объект исследования: процесс развития у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления.

Предмет исследования: особенности развития наглядно – образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать и апробировать методики, способствующие развитию у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления.

Выдвинута гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.

Вторая гипотеза заключается в том, что при помощи различных методик можно повысить уровень наглядно образного мышления

В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:

- Проанализировать психолого-педагогические литературные источники по проблеме исследования;

 - Изучить процесс развития мышления в онтогенезе;

- Установить уровень развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

- подобрать методики, способствующие развитию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

- выявить эффективность проведённой экспериментальной работы.

Методы исследования:

- изучение и анализнаучно-методической литературы по проблеме исследования;

- реферирование;

- эксперимент;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.

1. Теоретический анализ литературы по теме исследования; 2. Эмпирические методы исследования: опрос ü Методика Урунтаевой А.Г. «Изучение восприятия цвета»; ü Методика А.В. Васильевой «Вкладыши»; ü Методика А.В. Васильевой «определи время»; ü Методика Л.А. Баландиной «Коробка форм».

 Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами специальных образовательных учреждений в вопросах обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Структура курсовой: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения

Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе КОУ ООО «Адаптивная школа № 12» в 2019-2020 учебном году. Экспериментальная выборка составила 14 человек из числа детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.


 

Выводы по главе I

Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию представлений об окружающем мире у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 2.1. Диагностика уровня развития представлений об окружающем мире у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости и детей с нормальным развитием. После изучения научной и методической литературы, мы провели практическое исследование представлений у детей с умственной отсталостью об окружающем мире, через диагностику процесса восприятия Наше исследование осуществлялось на базе детского сада «Детский сад № 278» в исследовании приняли участие дошкольники 5 лет с легкой степенью умственной отсталости. Для реализации цели нами были подобранны следующие методики: 1. Методика Урунтаевой, А.Г. «Изучение восприятия цвета» (приложение 2) 2. Методика А.В. Васильевой «Вкладыши» (Приложение 3) 3. Методика А.В. Васильевой «определи время» (Приложение 4) 4. Методика Л.А. Баландиной «Коробка форм» (приложение5) Колличественный анализ данных, полученный в результате проведения методики 1 представлен в таблице 1. Цель: проверить наличие и сформированность у ребенка цветовых различий в окружающем их мире. Таблица 1 Результаты констатирующего этапа исследования по методике А.Г. Урунтаевой «Изучение восприятия цвета»

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: 2006 г.

Цель эксперимента: доказать, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития.

Задачи:

1. Отбор диагностических методик, направленных на выявление уровня развития мышления детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность с учетом особенностей психического и речевого развития детей этой категории.

2. Организация условий осуществления диагностического обследования, изучение историй развития, медицинских показателей детей группы, информирование педагогов и администрации школы о плане исследовательских мероприятий.

3. Провести диагностическое тестирование уровня развития мышления детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность.

4. Сравнить показания исследования со средними показателями уровня развития детей того же возраста с нормальным психическим развитием.

5. Оформление результатов, качественный и количественный анализ результатов, сравнительный анализ данных.

Выводы по II главе

Экспериментальное исследование особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых младших школьников было организовано на базе специальной коррекционной школы № 60, г. VIII вида г. Новосибирска.

В исследовании использовались диагностические тестовые методики, направленные на выявление уровня наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, а также исследование мыслительных процессов анализа, обобщения, сравнения, изучение соотношения уровней развития и речи.

В результате исследования, гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием была подтверждена.

 

Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.// Дошкольное воспитание, 1973 № 5 - № 6.

Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология, 1988 № 3

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т. 2: Мышление и речь, М.: 1982г, т.3: Проблемы развития психики, М.: 1983, т.4: Детская психология, М.: 1984, т.5: Дефектология, М.: 1983

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. - М.: 1986

Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. - М.: 1980

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.:1998

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М.: 2002

Липкина А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы// Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ под ред. И.М.Соловьева. - М.:АПН РСФСР,1953

Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. - Л., 1986.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.:1999 г

Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.:2002.

Немов Р.С. Психология. В3книгах. - М.: 2002

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963

Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: 1999

Процко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом // Дефектология. - 1992. - № 2-3

Процко Т.А. Особенности развития наглядных форм мышления у младших школьников // Дефектология. - 1998. - № 3- № 4.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:1998

Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: 1977

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: 1958

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: 1946

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: 1973

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.:1988

Содержание книги Ю.Щербатых «Общая психология в схемах и таблицах», Спб: 2008

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.: 1999

Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: 2001

Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: 2004

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: 1997

Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. - М.:1979

Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.:2003

 

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 79.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

6. Выготский, Л.С.Основы дефектологии / Л.С.Выготский // Собр.соч. в 6 т / Под ред. Т.А. Власовой – М: Педагогика.,1983. – Т.2. – С307.

11. Андреева, К.А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования [Электронный ресурс] / К. А. Андреева // https://moluch.ru/ (дата обращения: 09.02.2014).

3. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений/ Е.О. Смирнова - М: ВЛАДОС, 2008 – 366с.

5. Андреева К.А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 175-183.

7. Петрова, В.Г, Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / Петрова В.Г, Белякова И.В. - М.: Академи, 2008.-160с.

19. Лубовский, В.И., Специальная психология том 1 учебник для бакалавриата и магистратуры.7-е издание / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова // под ред. В.И.Лубовского; - Москва: Юрайт, 2014 – 428с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, Учебник для вузов / Петровский А.В., Ярошевский М.Г - М.: Академия, 1998 – 512с.

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии,/Л.С.Выготский//- Учебник для вузов СПб: Лань, 2003. - 654 с.,118с.

4. Психология лиц с умственной отсталостью / Сост. Калмыкова Е. А.: Уч. - метод. пособие /. – Курск: гос. ун-т, 2007. – 121с.

18. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /.C.Я Рубинштейн – М.: Просвещение, 1986 – 192с.

Дидактические средства развития операций мышления у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка

 

Курсовая работа № 2

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) Олигофренопедагогика

Модуль Олигофренопедагогика

(2019-2020 учебный год)

 

Выполнил: студент 441 группы

очной (заочной) формы

Иванов Петр Степанович

_______________________

                 (подпись)

 

Научный руководитель:

Петров Сергей Николаевич,

к.п.н., доцент

Оценка ________________

«__» _______________ 2018 г.

_______________________

                (подпись)

Омск, 2018
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения развития процесса мышления в норме и при умственной отсталости 9
1.1. Особенности развития мышления в онтогенезе 9
1.2. Трактовка понятия умственная отсталость 14
1.3. Особенности развития у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Исследование у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления на уроках русского языка 31
2.1. Организация экспериментального исследования 31
2.2. Результаты исследования у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления на уроках русского языка 36
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 79
Приложения 80

 


 

Введение

Проблема мышления долгое время находится в центре внимания. Ученые и философы предавали процессу мышления особую значимость. «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять», писал Джордано Бруно. Многим известно высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», что, несомненно, говорит о человеке, как о мыслящем существе.

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение мышления открывает большие возможности для развития умственных способностей человека. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует в других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Мышление – это один из важнейших познавательных процессов, он достаточно сложен и присущ только человеку. При помощи мышления человек познает окружающий мир. Благодаря этому процессу человек отражает в сознании предметы и явления окружающего мира, их взаимосвязи и закономерности между ними. При помощи мышления мы можем знать и судить о том, что мы не воспринимаем в настоящий момент. Мышление дает возможность человеку планировать действия и предугадать результат. На процессе мышления основана сознательная деятельность человека.

Уровень мышления человека определяет, каким образом человек сможет ориентироваться в окружающем мире. Мышление человека формируется и развивается в результате его собственной активной деятельности. У людей с интеллектуальной недостаточностью познавательная активность резко снижена. При умственной отсталости происходит нарушение психического развития, снижение скорости протекания познавательных процессов. Это препятствует познанию окружающего мира. Умственно отсталый ребенок растет в ситуации неполноценного чувственного познания, а сам процесс мышления отличается своеобразием. Такие дети имеют весьма ограниченные знания об окружающем мире, его законах и закономерностях. Важно понимать, по каким законам развивается мышление у обычных детей и у детей с умственной отсталостью.

Недостаточная сформированность познавательных процессов нередко становится основной причиной трудностей, которые возникают у детей с умственной отсталостью в процессе общения, препятствует их адаптации в различных коллективах. Немалые трудности вызывает у таких детей освоение школьной программы. Доказано, что при помощи специального обучения детей различным способам мышления можно помочь им лучше овладеть информацией, понять ее содержание, запомнить и суметь ее воспроизвести. Таким образом, они будут справляться с учебной нагрузкой и смогут адаптироваться к школьной жизни. Эту тему затрагивает и «Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» говорится об образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и условиях его реализации [1].

Проблема развития мышления интересовала многих ученых педагогов и психологов. Изучением особенностей мышления умственно отсталых школьников занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Б.И. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф[6],[13],[7],[19],[26] и многие другие. Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается. Основное значение имеет реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности [2]. Вместе с тем рядом психологов (Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ю.Т. Матасов и д.р.) показано, что под воздействие специально организованного коррекционного обучения умственно отсталых учеников отмечается положительная динамика в развитии мышления.

Положение Л.С. Выготского о том, что ребенок с недостатками психического развития может достигнуть того же уровня развития, что и нормальный, с помощью коррекционно-педагогических средств является основополагающим в дефектологии[4].

Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психо-физического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития [6].

Объект исследования: процесс развития у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления.

Предмет исследования: особенности развития наглядно – образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать и апробировать методики, способствующие развитию у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления.

Выдвинута гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.

Вторая гипотеза заключается в том, что при помощи различных методик можно повысить уровень наглядно образного мышления

В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:

- Проанализировать психолого-педагогические литературные источники по проблеме исследования;

 - Изучить процесс развития мышления в онтогенезе;

- Установить уровень развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

- подобрать методики, способствующие развитию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

- выявить эффективность проведённой экспериментальной работы.

Методы исследования:

- изучение и анализнаучно-методической литературы по проблеме исследования;

- реферирование;

- эксперимент;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.

1. Теоретический анализ литературы по теме исследования; 2. Эмпирические методы исследования: опрос ü Методика Урунтаевой А.Г. «Изучение восприятия цвета»; ü Методика А.В. Васильевой «Вкладыши»; ü Методика А.В. Васильевой «определи время»; ü Методика Л.А. Баландиной «Коробка форм».

 Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами специальных образовательных учреждений в вопросах обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Структура курсовой: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения

Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе КОУ ООО «Адаптивная школа № 12» в 2019-2020 учебном году. Экспериментальная выборка составила 14 человек из числа детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.063 с.)