Исполнительные органы государственной власти в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнительные органы государственной власти в Российской Федерации



Органы государственного управления именуются в законах органами исполнительной власти.

Согласно Конституции эту власть Российской Федерации осуществляет Правительство России[10], с участием министерств и иных федеральных органов (комитетов, агентств, департаментов, служб, управлений) [11].

 

Правительство России

 

Правительство России состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатели правительств республик в составе России входят в федеральное правительство по должности.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели. Если она трижды не согласится с предложенной кандидатурой. Президент может распустить Думу, определить время проведения новых выборов и самостоятельно назначить Председателя Правительства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он же предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В соответствии со ст. 113 Конституции Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу, руководствуясь принципами федерализма, разделения властей, гласности.

 

Компетенция Правительства

В пределах своей компетенции Правительство организует исполнение норм Конституции, конституционных и федеральных законов, других актов Федерального Собрания, указов Президента. Контролирует исполнение этих актов, принимает меры к устранению допущенных нарушений.

Осуществляет меры по обороне страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, обеспечивает законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе, в пределах своей компетенции издает нормативно-правовые и иные акты. По предметам совместного ведения оно согласовывает принимаемые решения с правительствами республик, администрациями других субъектов Федерации, рассматривает и учитывает их предложения.

Правительство издает постановления и распоряжения. Постановлениями оформляются решения, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам оформляются в виде распоряжений.

Акты российского Правительства обязательны к исполнению на всей территории Федерации. Они не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента.

Председатель определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, руководит заседаниями, распределяет обязанности между заместителями, представляет Правительство в международных отношениях, осуществляет другие полномочия, предоставленные Конституцией и законами. Оно временно исполняет обязанности Президента в случае отсутствия последнего или невозможности исполнения им полномочий по иным причинам.

Срок полномочий Правительства определяется периодом полномочий Президента. Перед вновь избранным Президентом Правительство в соответствии с Конституцией России[12] должно сложить свои полномочия.

Существуют случаи, когда Правительство прекращает свою деятельность раньше положенного срока. Например, при отставке, решение о которой принимается Президентом по собственной инициативе либо по инициативе самого Правительства. В последнем случае Президент вправе отклонить заявление.

Основанием для отставки может быть недоверие Правительству, выраженное Государственной Думой. Президент вправе согласиться или не согласиться с выраженным недоверием. При повторном выражении недоверия в течение трех месяцев Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Думу.

Вопрос о недоверии перед Государственной Думой вправе поставить Председатель Правительства. Если в доверии отказывают, то в течение семи дней после отказа Президент принимает решение об отставке или о роспуске Думы.

После отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования в новом составе.

 

Федеральные органы исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции

 

К федеральным органам исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции относятся министерства и иные государственные органы

Федеральные министерства являются центральными органами отраслевого управления в областях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В отдельных случаях министерства могут выполнять некоторые функции межотраслевого управления. Отраслевыми являются, например, министерства топлива и энергетики, образования, культуры. Межотраслевыми — министерство экономики, финансов, по делам национальностей и региональной политике.

К иным федеральным органам исполнительной власти относятся государственные комитеты, комитеты, а также структуры, которые называют “ведомствами”. Это федеральные службы, агентства, федеральные агентства, департаменты, федеральные надзоры, управления, главные управления.

Государственные комитеты и комитеты — это органы межотраслевого управления. Например, Государственный комитет по вопросам архитектуры и строительства. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Некоторые комитеты осуществляют отраслевое управление, например. Комитет РФ по кинематографии. Другие выполняют как отраслевые, так и межотраслевые функции, например. Комитет РФ по машиностроению осуществляет государственное регулирование в машиностроительной промышленности и межотраслевую координацию в области машиностроения.

Ведомства, как правило, — органы отраслевого управления. Таковы, например, государственная налоговая служба. Российское космическое агентство, служба лесного хозяйства.

Деятельность некоторых ведомств имеет межотраслевую направленность. Особое место среди них занимают надзоры: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Органом специальной компетенции является Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий государственное управление банковской деятельностью и регулирующий отношения в сфере денежного обращения, безналичных расчетов, валютного регулирования. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение бюджетов всех уровней,

Руководители федеральных органов исполнительной власти имеют статус министров, однако называются по-разному. Министерства возглавляют министры, государственные комитеты и комитеты — председатели, федеральные службы — директора. Положения о федеральных органах исполнительной власти утверждаются Президентом или по его поручению — Правительством.

Некоторые федеральные органы исполнительной власти подчинены непосредственно Президенту — министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, главное управление охраны, служба внешней разведки, федеральная служба контрразведки. Федеральные органы исполнительной власти функционируют на принципах единоначалия коллегиальности. Единоначалие обеспечивает единство федеральной исполнительной власти.

Коллегиальность — возможность коллегиального обсуждения и принятия решений.

Федеральные министры издают приказы и инструкции, дают указания, государственные комитеты принимают постановления, а их председатели — приказы и инструкции. Такие же акты издают руководители других федеральных органов исполнительной власти.

 

Органы государственного управления (исполнительной власти) субъектов федерации

 

В единую систему исполнительной власти в Российской Федерации входят помимо федеральных также органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые осуществляют кроме собственных полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а равно полномочия, переданные федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Федерации.

В республиках России к их числу относятся: советы министров (правительства), министерства, государственные комитеты, ведомства, а также другие органы специальной компетенции, подведомственные непосредственно республиканским правительствам.

В краях, областях и автономных образованиях исполнительную власть осуществляют администрации (правительства). В Москве и Санкт-Петербурге подобные органы состоят из главы администрации (мэра), возглавляемого им правительства и подчиненных ему других управленческих структур. К последним относят комитеты, управления, отделы, службы, а также территориальные подразделения, именуемые, например, в Москве префектурами.

В большинстве республик России правительства формируются президентами с согласия представительных (законодательных) органов власти. Там, где нет президентов, формирование правительства осуществляется непосредственно высшим законодательным органом.

Главы администраций краев, областей, городов федерального значения и автономных образований, если они не избраны населением, назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента по представлению Председателя Правительства России.

Полномочия основных исполнительных органов власти субъектов Федерации аналогичны полномочиям Правительства России с тем отличием, что реализуются на региональном уровне. Они разрабатывают и осуществляют программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой, распоряжаются и управляют имуществом, относящимся к собственности субъекта Федерации, осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительства и администрации субъектов Федерации разрабатывают и представляют на утверждение представительному (законодательному) органу бюджет, обеспечивают его исполнение и отчитываются об этом. Они представляют интересы территорий в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Федерации, а также в соответствии с законодательством могут вступать в отношения с органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.

Эти органы обладают правом законодательной инициативы. Законопроекты, касающиеся введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, изменения финансовых обязательств субъектов Федерации, а также проекты других актов, предусматривающих расходы за счет бюджета, могут быть внесены в представительный орган лишь при наличии заключения правительства или администрации либо непосредственно от их имени. Главы администраций в установленном порядке подписывают и обнародуют законы, принятые представительными органами. Законы до истечения срока, установленного для их подписания, могут быть возвращены главой администрации в представительный орган для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции, глава администрации обязан его подписать в установленном порядке.

Исполнительные органы издают постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования. Постановления и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Федерации.

Правительства республик, не получившие доверия в республиканских представительных органах, должны уходить в отставку. Органы, имеющие право выражать недоверие, указываются в республиканском законодательстве. Например, согласно Конституции Республики Татарстан к ним относятся Президент и Верховный Совет[13].

Положения о выражении недоверия главе администрации могут предусматриваться в законодательных актах субъектов Федерации. Механизм выражения недоверия и возникающие при этом последствия различны и определяются с учетом исторических, национально-культурных и иных местных традиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.013 с.)