Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного правления как категория конституционного права.
Важнейшим для теории и практики конституционализма является категория государства. Государство как продукт общественного развития является сложным социальным явлением и по своей сложностью и многообразием проявлений уступает только обществу в целом. Еще в XIX в. было определено государство как единство трех элементов - публичной власти, территории и населения. То есть, имеется в виду прежде всего определенная обособленная территория, на которой проживает, организованное с помощью публичной власти, населения. Именно эти элементы являются базовыми объектами конституционного регулирования, а также отличают государство от общества и его политических организаций. Понятие государства не определено в правовых нормах, но в юридической науке применяется такое определение государства: государство - это суверенное, политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных групп населения в социально неоднородном обществе, которая имеет специальный аппарат управления и принуждения, способная с помощью права делать свои веления общеобязательными для населения всей страны, а также осуществлять руководство обществом. Публичная власть имеет свою систему государственных органов, должностных и служебных лиц, которые обеспечивают реализацию функций государства. Но это не означает, что им принадлежит государственная власть. Например, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции Украины 1996 г. "... единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти...", Принцип разделения власти на отдельные ветви предложено французским философом Ш Монтескье в XVIII ст. Под ветвью власти понимают государственный орган или систему государственных органов, которые осуществляют соответствующие государственно-властные функции и полномочия. Разделение власти, характеризуется формальной изолированностью каждой из ее ветвей и отсутствием между ними тесных функциональных отношений, определяется как "жесткий". Наиболее полно он проявляется в президентской республике. Система сдержек и противовесов - это конституционно определены взаимосвязи полномочий между государственными органами. Необходимо отметить, что в разных странах конституционный статус отдельных ветвей власти и соотношение полномочий между ними разные. Это прежде всего зависит от расстановки политических сил в стране и социально-политических потребностей общества на конкретном историческом этапе.
Пределы территории государства в различных формулировках обозначаются в конституции. Чаще всего речь в них идет об административно-территориальные единицы и территориальное устройство государства. Необходимо подчеркнуть, что на территории страны возможно существование только одной государственной организации. Территориальное верховенство является основой признаком государства. Территория является пространственным пределом осуществления государственной власти и в то же время материальной основой независимого государства. Потеря территории означает прекращение существования самого государства. Поэтому любое государство старается всеми средствами (от дипломатических до военных) сохранить свою территорию. Большинство населения определенной страны связано с государством устойчивыми отношениями гражданства (подданства). В пределах своей территории государство имеет территориальное верховенство, которое является составной частью государственного суверенитета. Государственный суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которая отражается в самостоятельности, полноты, единства и верховенстве внутри страны и независимости и равноправия в международных отношениях. Суверенитет существует только в условиях территориального верховенства государства, то есть правовая подчиненность государству всех субъектов в пределах ее территории. При этом исключается возможность существования в сфере территориального верховенства государства другой, кроме ее собственной, государственной власти. Государство самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство. Производным от суверенитета и его проявлениями являются следующие важные признаки государства: право издавать законы и другие нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на всю ее территорию и которые являются обязательными для всего населения; право на установление и взимание налогов и других принудительных сборов со своих граждан, предприятий и организаций, которые находятся на ее территории; право на монопольное применение принуждения не только в отношении своих граждан, но и всех, кто находится на ее территории.
Каждая из существующих государств существенно отличается друг от друга национальным составом населения, территориальными размерами, историческими и культурными традициями народа и другими факторами. Большинство этих особенностей находят свое выражение в понятии "форма государства". Форма государства - это способ организации и осуществления государственной власти, которая характеризуется единством структуры, территориальной организации и методов осуществления государственной власти. Форма государства предполагает единство и взаимозависимость трех элементов организации государственной власти: 1. форма государственного правления; 2. форма государственного устройства; 3. форма государственного режима. Все элементы формы государства тесно связаны между собой и любое изменение государственного режима приводит к изменению формы государственного правления и, наоборот, изменение формы государственного правления и формы государственного устройства способствует изменению формы государственного режима.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.007 с.) |