На формирование у учащихся 1-4 класса интереса к русскому языку на уроках и во внеурочной деятельности для уровня начальной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На формирование у учащихся 1-4 класса интереса к русскому языку на уроках и во внеурочной деятельности для уровня начальной школы



 

Комплексная программа имеет цель – формирование у учащихся 1-4 класса интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу, формирование у детей бережного отношения к родному языку, знание которого является фундаментом образования.

Основной принцип комплексной программы – принцип непрерывности в формировании интереса к русскому языку, когда процесс развития и воспитания интереса к русскому языку у детей, начинается с дошкольного возраста на основе активного включения ребенка в игровую, словесно практическую, изобразительную деятельности при использовании фольклора и упражнений, представленных в игровой форме; далее продолжается в начальной школе в системе учебных занятий.

К сожалению, одна из серьезных проблем современной школы - отсутствие интереса учащихся к изучению русского языка. Задача педагогов – изменить подобное отношение к урокам русского языка и к родному языку в целом. Учебный процесс должен стать важным фактором формирования устойчивого познавательного интереса школьников к изучению русского языка. Только при наличии интереса у учащихся можно добиться поставленной цели - воспитания у детей уважения и любви к своему языку, умения грамотно выражать свои мысли, понимать богатство и многообразие русского языка.

Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. В начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки положительно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Нетрадиционные уроки как средство повышения познавательного интереса: урок-викторина, урок-поиск, проектный урок, урок взаимообучения, урок – пресс-конференция, интегрированный урок, урок – сказка, урок – игра, урок – поход, урок самостоятельного поиска знаний, урок творчества, урок – соревнование, урок-праздник.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, то есть ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности, либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.

     Все нестандартные задания разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские.

Исследовательские задания могут быть различными. Интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности. Удивляющей своей необычностью: ученику предлагается вести посильное исследование. Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером. Элементы исследовательских заданий можно использовать в конце 4 класса.

Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса на две группы: проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Проблемные задания – это задания с опознавательной и объяснительной функциями. Сущность проблемных заданий заключается в создании учителем проблемной ситуации, в постановке такого вопроса. Который стал бы для учащихся проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов – догадок, а ученик должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать лишь один верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка.

Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, развивает устную и письменную речь у учащихся. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности.

Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов в предложении, употребление предлогов и т. д. Лексические игры помогают освоить орфографию слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или частей слова, проверить или пополнить свой словарный запас, определить свой диапазон знания лексики, и, может быть, расширить его. Игры с пословицами напомнят о том, что русский язык также богат и неисчерпаем. Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений.

Целесообразно использовать дидактические игры на уроках русского языка, которые способствуют не только активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний. С точки зрения комплексного подхода необходимо использование во внеурочной работе дидактических игр, а также вовлечение родителей в дидактическое игровое пространство. Домашняя работа должна содержать игровые виды заданий (не менее 50 % в первом и 10% в четвертом классе) и подразумевает активную помощь родителей в организации такого вида деятельности.

  Дидактические игры по игровой методике делятся на:

– игры-путешествия;

– игры-поручения;

– игры-предположения;

– игры-загадки;

– игры-упражнения;

– игры-соревнования;

– сюжетно-ролевые игры;

– игры-беседы (игры-диалоги).

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке и во внеурочной деятельности. В начале урока - цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Она используется также и на уроках разного типа. Во внеурочной деятельности игра используется для закрепления изучаемого материала (например, домашние задания).

Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения. С самых первых дней обучения должно обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные способности и интересы. В связи с этим особое значение приобретают задания с компонентами занимательности. В процессе выполнения занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается решение проблемной ситуации, предложенной в задании.

     Помимо дидактических игр, хорошо включать в урок занимательный материал: ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, загадки, сказки и др.

Ребус–загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинациями фигур, букв или знаков. Ребусы развивают у детей мышление, сообразительность, воображение, интерес к предмету и повышает эффективность урока. Их я использую при объяснении новой темы, закреплении ее и на обобщающих уроках.

Кроссворды – игры-задачи, в которых фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческие способностей ребенка, тренировки памяти и развивает интерес к урокам. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она на закреплении материала.

Загадки – один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. В наше время загадки создаются не только сказителями, но и профессиональными писателями.

Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

- в качестве дидактического материала;

- как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

- как вид творческой работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

«Сказочность» является обрамлением увлекательных, но вполне реалистичных рассказов о русском языке.

Также одним из эффективных методов пробуждения интереса к предмету является использование ИКТ на уроках. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. На уроках и во внеклассной деятельности возможно использование интерактивной доски. Детей привлекает не только работа с панелью инструментов, но и работа с мультимедийной программой. Детей привлекают уроки-презентации. Дети активно принимают участие в сборе материала по жизни и творчеству писателей, создают самостоятельно слайд-шоу.

Важным моментом является то, что ИКТ необходимо использовать систематически и правильно. Не нужно превращать мультимедийные установки только для отображения текстов или заданий. Нужно дать ребятам возможность самостоятельно подготовить материал (таблицу, орфографический компакт, презентацию) по теме и продемонстрировать в классе свою работу.

Эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий:

а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;

б) направленных на формирование понятий.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме творческой деятельности учащихся. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали знаниями, умениями и навыками, но и развивали познавательные способности. Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изученного материала, а самостоятельно ею осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли.

Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.

Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер.

Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всесторонне понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения задания.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности придается строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

В-четвертых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.

На всех этапах учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и познавательная деятельность учащихся. Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они протекают в ограниченном единстве между собою, они не редко протекают слитно.

Для развития интереса к предмету изучения следует включать в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, использовать творческие эксперименты, конкурсы, олимпиады.

Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры по предмету на различных уровнях.

Метод проектов – ориентированная на интересы ученика модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

Использование проектной технологии:

-повысит и углубит интересдетей;

-разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;

- поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).

 

Использование таких технологий и их приёмов вырабатывает у учащихся интерес к учению, повышает мотивацию успешной учебной деятельности, формирует личную ответственность за результаты своей деятельности, учитывает индивидуально возрастные особенности учащихся, т.е. делает обучение личностно-ориентированным.

В соответствии с выделенными принципами и критериями в УМК для детей 1 – 4 класса, направленном на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, выделены следующие содержательные области:

Алфавит.

Фонетика и графика: Звуки и буквы. Деление слов на слоги. Ударение. Перенос. Согласные мягкие и твердые. Звонкие и глухие согласные звуки. Непроизносимые согласные.

Орфография: Большая буква в словах. Мягкий знак в словах. Написание сочетаний с шипящими. Разделительный ь. Безударные гласные в корне слова. Парные согласные в корне слова. Правописание безударных окончаний.

Морфемика и словообразование: Части слова. Образование слов. Форма слова. Родственные слова.

Семантика и лексикология: Слова с несколькими значениями. Синонимы и антонимы.

Морфология: Части речи. Имя существительное. Род и число имён существительных. Падежи имен существительных. Окончания имен существительных при изменении по падежам. Склонение имен существительных. Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе. Притяжательные прилагательные. Глагол. Время глагола. Спряжение. Виды глагола. Наклонение глагола. Возвратные глаголы. Глаголы движения (приставочные и бесприставочные). Предлоги. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Указательные местоимения. Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Склонение имен числительных. Наречие.

Синтаксис и культура речи: Словосочетание. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Текст, предложение и слово. Речь.

В УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, при проектировании учебно-методического обеспечения его реализации используются компетентностный и системный подходы.

Компетентностный подход.

При проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК внимание уделено формированию следующих «ключевых» компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Учитываются ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная компетенция. Учитываются особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.

3. Учебно-познавательная компетенция. Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационная компетенция. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Знание языка, владение способами взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей и другое. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, развивать эмоциональную саморегуляцию.

8. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

 

Таким образом, при проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, мы ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции); основная формула результата образования – «знаю, как»; предполагается продуктивный характер образовательного процесса; доминирующий компонент образовательного процесса – практика и самостоятельная работа; характер контрольных процессов – комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

    При этом компетентностный подход при проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, решает следующие задачи:

· согласованность цели и задач обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся;

· подготовка учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем;

· подготовка учащихся к успеху в жизни;

· повышение степени мотивации учения;

· обеспечение единства образовательного процесса в аспектах учения и воспитания.

При проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, мы следуем принципам системного подхода:

– Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

– Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.

– Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры.

– Множественность, позволяющая использовать множество различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

– Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Характеристика ожидаемых результатов формирования у детей интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу на разных возрастных этапах.

 

Система формирования у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к русскому языку должна быть реализована поэтапно. В результате непрерывного обучения русскому языку у выпускников начальной школы должны быть сформированы ценностные представления о русском языке: русский язык - это родной язык русского народа; государственный язык Российской Федерации; средство межэтнического и международного общения; развивающееся явление; один из развитых языков мира; язык, входящий в семью славянских языков.

увеличение количества самостоятельных учебных действий;

интерес к самопознанию; 

появление стремления учиться;
понимание выразительности языка;

создание собственных поэтических произведений,

занятие творческой работой, переводами на русский язык произведений зарубежных авторов.
интерес к действию (письмо, чтение, анализ, составление мини-словарей, наглядных пособий);

интерес к результату работы, правильному ответу;

быстрое включение в работу, умение самостоятельно определить цель и задачи урока, пути их достижения, проанализировать свою работу и оценить её;

активное участие во внеучебной деятельности: предметных неделях, кружках; самостоятельная подготовка сообщений по интересующим их темам.

Дети 7 - 10 лет.  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

– овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.


 

Список основной литературы

1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.

3. Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т.С.Бурлачко, Л.В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13
4. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
5. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
6. Зикеев А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2013. - 143 c.
7. Калиниченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
8. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
9. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
19. Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
10. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.
11. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.
12. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 80 c.
13. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
14. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
15. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
16. Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.
17. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.064 с.)