Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологическая основа формирования развития интереса детей 4-7 лет к русскому языку.
Комплексная программа базируется на результатах научных исследований Т.Г. Рамзаевой, С.Н. Цейтлин, А.М. Леушиной, В.И. Логиновой, Сокольниковой Н.М., Раздобариной Л.А., Положениях Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг. По словам С.Н. Цейтлин, нашим ученикам важно, как можно больше узнать от взрослых не только о своеобразии языка, которым пользуется ребёнок на разных стадиях своего развития, но и о стратегиях его освоения, о связи когнитивного и языкового развития ребенка, об индивидуальных особенностях речи разных детей и о многом другом. Путь ребенка в язык можно представить, как своего рода восхождение, движение по ступеням от полного отсутствия языка до владения им в степени, достаточной для того, чтобы стать полноправным членом определенного языкового сообщества. На верхней ступени лестницы – языковая система, которой пользуется взрослый носитель языка. На нижней ступени младенец, который не только не говорит, но даже еще не в состоянии воспринять содержание обращенной к нему речи взрослого. Ему предстоит выстроить собственную языковую систему, опираясь на речевую продукцию взрослых, которую он постоянно бессознательно перерабатывает, ибо вовлечен в коммуникацию с другими людьми с момента появления на свет и в этой коммуникации постепенно постигает мир, т. е. развивается когнитивно. Речевые инновации – неизбежные спутники его продвижения на этом пути, они свидетельствуют о том, что он не просто перенимает, а именно самостоятельно конструирует свою собственную языковую систему, добывая из речи взрослых языковые единицы и правила их использования и образования. В числе идей Т. Г. Рамзаевой, которые востребованы в настоящее время и, безусловно, будут в дальнейшем влиять на развитие методической науки и практики преподавания русского языка в начальной школе, есть как глобальные (концептуальные) идеи, так и идеи более частного порядка. В концепции начального языкового образования Т.Г. Рамзаевой, которая начала разрабатываться с 60-х годов XX века и потом постепенно совершенствовалась, развивающая функция предмета «Русский язык» связывается прежде всего с направленностью на овладение школьниками устной и письменной речью. Т. Г. Рамзаева подчёркивает, что овладение языком как средством общения способствует росту самосознания, формированию познавательных интересов и способностей, нравственному и умственному развитию учащихся.
Общая цель обучения русскому языку предполагает развитие личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Эта цель конкретизируется Т. Г. Рамзаевой в ряде взаимосвязанных задач: – овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание); – усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики лексики, морфемики, словообразования; – формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме; – обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. Проблемами формирования у детей дошкольного возраста интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу занималась В.И. Логинова. Так, она разработала методику развития словарного запаса детей в неразрывной связи с освоением значения слов. По ее мнению, при изучении слов нужно придерживаться определенной последовательности: сначала первичное знакомство с предметами окружающей действительности, формирование у дошкольников первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре; затем введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; и наконец, введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различия и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам. В.И. Логинова разработала методические требования к проведению занятий по работе над словарным запасом детей, основанных на учете их психологических особенностей (широкое использование игровых приемов, сюжетный характер игр-занятий, использование вопросов, предполагающих ответ-действие и другие).
Другой ученый А.М. Леушина провела исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. При этом она, основываясь на трудах С.Л. Рубинштейна, выделяла «ситуативную речь» и противопоставляла ее «контекстной речи». В своем исследовании она приходит к важному для нас заключению, что не монолог, а диалогическая речь является первичной формой речи ребенка. И соответственно, не слово, а именно предложение (связная речь) является единицей речи и именно развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника. Переход к контекстной – связной – речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка; усвоение родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств. Таким образом, актуальность комплексной программы обусловлена: необходимостью совершенствования норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России; 1.1) проблемой разработки, внедрения и научно-методического обеспечения учебно-методического комплекса нового поколения по обучению русскому языку с использованием современных, в том числе информационных технологий; 1.2) одним из важнейших условий функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России – развитием интереса к русскому языку на ранних возрастных этапах. Так, в Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016 – 2020 годы обозначены задачи, связанные с обеспечением эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) и совершенствованием условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном соответствующим Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в требованиях к содержанию Программы отмечено, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Что также отражено в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном соответствующим Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, и с изменениями согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576, в пункте 12.1 «Русский язык и литературное чтение» обозначены следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: – сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; – овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Оба требования учтены при разработке Концепции. Вопросы изучения русского языка рассматриваются Советами по русскому языку при Президенте РФ и Правительстве РФ. В обоих федеральных государственных образовательных стандартах согласно Ст. 63 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач определено обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, что и является предпосылкой для разработки данной комплексной программы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.005 с.) |