Бодмерея и тонтины как продукт средневекового финансового инжиниринга. С какой целью применялись эти инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бодмерея и тонтины как продукт средневекового финансового инжиниринга. С какой целью применялись эти инструменты.



Их экономическое содержание. Какой вид страхования возник на основе тонтин?

Бодмерея - договор займа, обеспеченный залогом судна и (или) груза.

Совершается в случае крайней необходимости, проявившейся во время рейса. Если судно или груз оказываются утраченными, заем отменяется, а заемщик не должен выплачивать сумму займа. Это самая старая из известных форм передачи риска. В практике страхования этот принцип был развит в процессе страхования перевозок грузов через Атлантический океан Лондонским Ллойдз. Примеры такой крайней необходимости - обнаружившаяся во время рейса немореходность судна, нехватка топлива, денежных средств, продовольствия. Заключается капитаном как представителем судовладельца.

В 1653 году Лоренцо Тонти предложил кардиналу Мазарини для пополнения расстроенного бюджета провести государственный заем на принципиально новых условиях – заем был совмещен со страхованием ренты. Такая сделка получила название «тонтины» и считается прообразом накопительного страхования жизни.

Тонтина – это форма государственного займа или пожизненного страхования доходов: добровольное объединение лиц формирует фонд денежных средств, который передается в ссуду государству, и со временем эти лица получают проценты (вместе с погашением ссуды), причем сумма распределяется поровну. То есть, все участники делали определенный взнос, а затем получали банковский процент от общей суммы. Раз в семь лет проводилась перерегистрация, и доходы умерших перераспределялись между живыми. Долгожители богатели, но еще больший доход получали организаторы: было подсчитано, что одна из «тонтин» принесла им 59 млн. франков в виде взносов, в то время как остальным было выплачено чуть более 2,2 млн. В конце концов «тонтины» были признаны мошенничеством. Однако именно они стали прообразом обществ страхования жизни.

Сравните сложившуюся исторически практику оказания взаимопомощи в коллективах со стабильным и нестабильным составом.

Формировавшиеся страховые отношения имели различия в зависимости от характера профессиональных объединений, в частности – от характера экономических взаимосвязей между членами сообщества. Рассмотрим два основных вида сообществ: нестабильные (купеческие караваны) и стабильные (ремесленные, религиозные, гильдии купцов).

Сообщества с нестабильным составом участников Сообщества со стабильным составом участников
Страховой фонд заранее не формируется, нет и заранее вносимых платежей, а возмещение убытка осуществляется путем его раскладки на всех членов коллектива (так называемая последующая раскладка). То есть, страховой фонд замещен обязательствами членов коллектива возмещать будущие убытки. Страховой фонд еще не создается, а раскладка уже есть. Страховой фонд создается заранее за счет взносов участников коллектива. Компенсация ущерба пострадавшему проводится из средств страхового фонда. Здесь есть предварительная раскладка ущерба.

Нестабильные. Целесообразность «последующей» раскладки ущерба связана с нестабильностью коллектива лиц, нуждающихся в страховой защите. Так,

торговые караваны создавались на небольшой промежуток времени и на определенный участок пути, люди в них постоянно менялись, и предварительный сбор взносов не давал никакой гарантии, что на момент наступления неблагоприятного случая уплативший их купец будет в том же караване.

Стабильные. Другая ситуация складывается в профессиональных сообществах и религиозных сообществах, которые имеют более стабильный состав и более тесные экономические связи между собой. Здесь последующая раскладка убытка довольно быстро заменяется предварительной раскладкой, то есть – страховой фонд формируется заранее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.004 с.)