II. Изучение нового материала. (30 минут) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучение нового материала. (30 минут)



1. Работа с мультимедийным аппаратом – просмотр фильма (6 минут)

- А сейчас мы с вами познакомимся ближе с первыми князьями и их политикой. Обратите внимание, что в фрагменте, который вы сейчас увидите, будет дан ответ на вопрос «Причины и предпосылки становления древнерусского государства». По окончании мини-фильма мы с вами попробуем вместе отразить их в тетради.

2. Давайте же определим предпосылки становления древнерусского государства и запишем их в свои тетради; (совместно с учениками мы выявляем следующие предпосылки) (3 минуты):

1) необходимость отпора внешним врагам;
2) разрушение родового строя и родовых связей;
3) общественное расслоение
4) развитие городов.

Проконтролировать, чтобы все было записано в тетради.

3. Давайте же мы теперь познакомимся с первыми князьями Древнерусского государства. (15 минут)

Преподаватель рассказывает о захвате Киева Олегом и образовании наиважнейшего торгового пути «Bз варяг в греки».

Рассматривается внешняя и внутренняя политика князя Олега.
-Первый киевский князь Олег, получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сыном Рюрика Игорем. Основной задачей для князя Олега было присоединение к своему государству земель по течению Днепра. Прежде всего, он захватил Смоленск, город кривичей, затем взял город Любеч, город северян. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских.
Новгород при нем был вторым по значению городом. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь).
(Давайте посмотрим на карту и найдем эти города на стр. 47 в учебнике).
 Об этом походе Олега на Царьград рассказывает нам «Повесть временных лет». Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство с центром в Киеве сыну Рюрика Игорю.

 

Правление Игоря:
После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под властью Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Ольга. В 941 году Игорь совершил большой поход на Константинополь. Но он был неудачным. Византийцы сожгли ладьи руссов особой горючей смесью - «греческим огнем». Это поражение не остановило Игоря. В 944 году он вновь пошел на Византию. Узнав об этом, греки направили к князю посольство с богатыми дарами. Игорь повернул свои дружины назад. Заключенный им договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом договоре владения русского князя впервые назвали Русской землей. Кн. Игорь продолжал политику отца. Совершал полюдье.
- Кто знает что такое полюдье?
– Сбор дани князем
Дань собиралась на «глазок», без учета. В 945 году Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав размер дани, князь Игорь решил собрать дань еще раз, т. к. она показалась ему недостаточно большой. Возмущенные таким произволом, древляне перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили».

 

Правление Ольги.
После смерти Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав, и поэтому государством стала править его мать – вдова Игоря княгиня Ольга. Эту женщину по праву можно назвать образцом женской верности. Потеряв мужа, она нашла способ жестоко отомстить его убийцам, а когда ее вынуждали еще раз выйти замуж, то предпочла отречься от веры предков, лишь бы снова не пойти под венец. При этом ей пришлось справляться с тяжким бременем, легшим на ее плечи, – возглавить и сохранить лишенное правителя государство. Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно одним, Ольга – простая сельская девушка из Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Другие намекают, что Ольга – дочь князя Олега и имя свое приняла в его честь. Она отомстила древлянам за смерть мужа. После этого княгиня установила точный размер дани - уроки и места ее сбора- погосты. (Давайте запишем это в тетрадь).
Ввела должность наместника – представляли княжескую администрацию, свозили собранную дань в Киев. (Запись в тетрадь).

Благодаря административно-хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг на пути становления государства. Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Её крещение стало не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Историки до сих пор спорят, когда и где именно - в Киеве или Константинополе - крестилась Ольга? Учащиеся знакомятся с новыми понятиями «уроки» и «погосты.

 

Завоевательная политика Святослава.
 -
После возвращения из Византии Ольга передала престол совершеннолетнему сыну Святославу. Летописец так рисует Святослава: Это был прирожденный воин, «рыцарь без страха и упрека», необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: «Иду на вы». Святослав был одним из выдающихся полководцев своего времени. Вся его жизнь прошла в походах и сражениях. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол.Весной 972 года отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств.

- А теперь давайте разберем документ «Повести временных лет»: «Честь и Слава Отечества», который представлен у вас в учебнике на странице 45. 2 минуты вам на изучение данного документа. (2 минуты)

Какие события описывает данный документ?

- Поход Святослава на Византию.

4. Преподаватель предлагает еще раз поработать с картой. Учащиеся открывают учебник на странице 47, где совместно с учителем определяют границы древнерусского государства на начальном этапе правления Олега и дальнейшем приращении территорий: (4 минуты)

- А сейчас мы определим с вами границы древнерусского государства на начальном этапе правления Олега. Обратите внимание на легенду под картой, где дается точное определение каждого цвета и определенного знака. На карте мы видим, что зеленым цветом обведена территория ДГ в середине X века, а закрашенным цветом – территория ДГ в 912 году. Видите, каким образом оно становилось больше? Обратите внимание на походы Олега, Игоря и Святослава, которые отмечены стрелками.

III. Обобщение и систематизация знаний. (2 минуты)

Задание для самоконтроля:

- А сейчас мы с вами проверим, что же мы узнали сегодня на уроке?
Ученики отвечают на вопросы:
1. Кому из князей принадлежит фраза: «Киев - Мать городов Русских»
2. Как на Руси назывался важнейший торговый путь?
3. Кому из князей принадлежит фраза «Иду на Вы»?

IV. Инструктаж и информация по выполнению домашнего задания. (1 минута)

Изучить Главу II. «Русь в IX — первой половине XII в», §5. Становление Древнерусского государства. Ответить устно на вопросы после параграфа.

Работа с контурной картой. Сделать задание в тетради (по вариантам), ответить на вопросы после параграфа из раздела «думаем, сравниваем, размышляем», работа с документом и конспектирование ответов в тетради.

V. Рефлексия: (1 минута)

- Что было интересно сегодня на уроке?
- Что вы узнали нового?
- Захотелось ли вам узнать больше про первых князей?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.15 (0.013 с.)