Знаменитые режиссеры 20-30-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаменитые режиссеры 20-30-х гг.



Фильмы Эйзенштейна («Броненосец Потемкин»), Пудовкина («Мать»), братьев Васильевых («Чапаев»), Козинцева и Трауберга (трилогия о Максиме).

 

Много снимали фильмов о Ленине. «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939).

 

В 30-е годы на смену немому кино пришло звуковое.

 

Один из первых озвученных фильмов – «Александр Невский», 1938 год, в главной роли Николай Черкасов. Режиссер Сергей Эйзенштейн. В 1941 г. он же снял фильм «Иван Грозный».

 

В 30-е гг. возник жанр музыкального фильма, в котором с большим успехом работали режиссеры Г. Александров, А. Ивановский и И. Пырьев.

 

В кино - пропаганда жизни и труда простого советского человека. Самая знаменитая актриса того времени - Любовь Орлова. Самые знаменитые советские фильмы 30-х годов: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна», «Светлый путь», «Александр Невский» и др.

 

Появилась советская комедия. Актриса Фаина Раневская. Например, фильм «Подкидыш», «Золушка».

 

Литература и поэзия.

Литература.

«Хождение по мукам», «Петр I» А.Н. Толстого. «Тихий Дон» и 1 часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова. «Разгром» А.А. Фадеева. «Чапаев» Д.А. Фурманова. «Как закалялась сталь» Николая Островского. «Мои университеты», «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. Поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо» В.В. Маяковского. Стихи и роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.

 

Юмористические рассказы «12 стульев», «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. «Роковые яйца» М.М. Зощенко.

 

Поэзия С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и др.

 

К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом стал метод социалистического реализма.

 

В 1934 г. создан Союз советских писателей. Его председателем стал Максим Горький.

В Союз принимались писатели, признававшие метод социалистического реализма.

 

Социалистический реализм предполагал классовый, партийный подход к изображению действительности. Борьба за построение социализма стала главной темой советской литературы и советского искусства в целом.

 

Творчество деятелей культуры было поставлено под жесткий контроль партийно-государственного аппарата. Насаждение единых художественных правил воплощается в жизнь, в том числе репрессивным путем. Так, в лагерях погибли: Осип Мандельштам, Исаак Бабель, Всеволод Мейерхольд и др.

 

Живопись и скульптура.

Принципы социалистического реализма не только декларировались, но и поддерживались государством: организовывались государственные заказы, творческие командировки деятелей искусства, тематические и юбилейные выставки.


Наиболее значительными представителями станковой живописи этого периода были Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Николай Крымов, Аркадий Рылов, Пётр Кончаловский, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Павел Корин и др.

 

К достижениям искусства можно отнести: работы художников Дейнеки, Грабаря, Кончаловского, Сарьяна, Малевича и др.

Например, К.С. Петров-Водкин. «Купание красного коня».

 

В СССР появился новый жанр – плакат.

 

Плакат быстрее всего откликался на события, печатался большими тиражами на разных национальных языках. Так, первый плакат «Царь, поп и кулак» (1918 г.) вышел сразу на 10 языках.

 

В годы гражданской войны развиваются два типа плакатаполитический и сатирический.

В жанре политического плаката работал Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов). Его плакаты «Ты записался добровольцем?» и «Помоги» справедливо стали классикой советской графики.

 

Самым известным автором сатирического плаката был Дени (Виктор Николаевич Денисов). Его плакаты глубоко сатиричны, иногда полны юмора, сопровождаются стихотворными текстами: «На могиле контрреволюции», «Кулак-мироед», «Учредительное собрание» и пр.

 

Стихи к плакатам писал В.В. Маяковский.

 

Особое место в жанре плаката тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), где особую роль играли Черемных, Маяковский, Моор. Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новый быт («Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!»). «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921 г.

 

Революция вызвала к жизни новые формы изобразительного искусства: украшение агитпоездов, агитпароходов, монументальные панно, оформление площадей, улиц, домов. Их исполняли такие мастера, как Петров-Водкин, Юон, Лансере, Бродский и др. Характерна была склонность к метафоре, гиперболе, символике. Примерами могут служить «Большевик» Кустодиева, «Новая планета» Юона.

Музыка.

 

Музыкальное искусство также было включено в общий социальный процесс и испытывало те же трудности и противоречия, что и другие виды искусства. Из страны уехали С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Метнер, Ф. И. Шаляпин. С. Прокофьев долгое время находился за рубежом.

 

Но в стране оставались музыканты, которые осуществляли преемственную связь с дореволюционной эпохой: А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, С. Прокофьев, Д. Шостакович.

 

Появляется советская опера и балет.

 

С. Прокофьев. Оперы «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам». Балет «Ромео и Джульетта».

Д. Шостакович. Опера «Леди Макбет Мценского уезда».

 

Популярна народная, танцевальная музыка и даже джаз. Знаменитые певцы - Александр Вертинский, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко.

 

Скульптура.

Скульптор Вера Мухина создает символ Москвы – скульптуру «Рабочий и колхозница». Эта знаменитая скульптура до сих пор украшает территорию ВДНХ.

 

В скульптуре 20-х годов нужно выделить имя Николая Андреева. Он создал целую серию скульптурных портретов Ленина.

 

В 1926 г. в Москве воздается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли Голубкина, Матвеев, Андреев, Шадр, Мухина и др.

 

Архитектура.

Большое влияние на архитекторов оказали конструктивизм и сходный с ним функционализм.

 

Основная идея конструктивизма – сознательное конструирование окружающей человека среды. Роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутую полезность своих построений.

 

Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, некоторое время работавшим у нас. «Советский конструктивизм» представлен в проекте Дворца труда в Москве тремя братьями Весниными (гигантский комплекс, соединяющий Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры и пр.) Из осуществленных проектов можно назвать московские и Ленинградские Дома культуры, Дворец культуры Московского автозавода, здание Московского телеграфа и др. Одним из интересных архитектурных сооружений этой поры является Мавзолей Ленина в Москве на Красной площади архитектора Щусева (1-ый проект – 1924 г., 2-ой – 1930 г.).

 

Функционализм – направление в архитектуре 20-х годов, требующее строгого соответствия зданий и других сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам.

Символ времени – Сталинские высотки в крупных городах - монументальные многоэтажные высотные здания, например,   на Котельнической набережной в Москве и других городах СССР.

 

ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства – выставочный комплекс в Москве). Знамениты его павильоны и фонтан «Дружба народов».

 

Театр.

Театральное искусство стремилось показать жизнь простых тружеников.

 

В 1937 г. МХАТ в Москве и театр Ленинского комсомола в Ленинграде осуществили интересную постановку пьесы Н. Вирты «Земля».

В Театре Революции в 30-е годы зрителям была показана своеобразная трилогия о советском человеке молодого драматурга Н. Погодина.

 

В 1935 г. в Ленинградский театр комедии приходит талантливый режиссер и художник

Н. П. Акимов, неутомимый искатель нового в искусстве комедийного жанра.

 

Самые известные режиссерские постановки - К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда.

В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли.

Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда закрыли. В 1940 году Мейерхольд был расстрелян как враг народа.

 

Вопрос 7. Индустриализация. Коллективизация.

 

Индустриализация в СССР процесс форсированного наращивания промышленного потенциала Союза ССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических государств, осуществлявшийся с мая 1929 года по июнь 1941 года.

 

Индустриализация - новый курс в СССР, сменивший политику НЭПа и направленный на строительство крупных промышленных объектов, а также соревнование в производительности труда во всех отраслях производства.

 

Особенностью индустриализации было социалистическое соревнование на самый высокий результат в производстве продукции.

 

Началось Стахановское движение - массовое движение последователей

 А. Г. Стаханова в СССР, новаторов социалистического производства — рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства. Алексей Стаханов – шахтер, который один за смену выполнял норму продукции, превышающую обычную в 10 (!) раз!

 

Стахановское движение возникло в 1935 году. Передовиков везде уважали, они получали высокую заработную плату, жилье от государства, становились депутатами и партийными работниками.

 

Пятилетка или пятилетний план — метод планирования развития в СССР, включающий разработку целевых показателей социально-экономического развития на срок 5 лет.

План выработки продукции планировался на пятилетний срок (пятилетка), он утверждался съездом партии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.023 с.)