Преподаватель: А.В. Часовникова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: А.В. Часовникова



КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Тема 12.

Задание: Переписать в тетрадь все вопросы теме 12, можно с незначительными сокращениями. Все термины и фамилии, выделенные жирным шрифтом, должны быть выписаны в тетрадь.

В файле ПОЛНЫЙ ОТВЕТ на вопросы ЭКЗАМЕНА (зачета).

Срок исполнения – до 15 июня 2021 года.

Тема 12.  Между мировыми войнами.

Вопрос 1. Страны Европы в 20-е годы 20 века. Возникновение фашизма.

 

Экономический кризис в Европе в 20-е годы.

 

В 20-е годы разразился экономический кризис - последствия Первой мировой войны. Города были разрушены, фабрики и заводы не работали, люди голодали, поэтому в 1919 году по Европе прокатился ряд революций.

На протяжении 1920-х – первой половины 1930-х гг. ведущие страны Запада – Великобритания, Франция, США – являлись основными лидерами капиталистического мира.

Первая мировая война привела к тяжелым экономическим последствиям для западных стран, которые во многом ощущались вплоть до середины 1920-х годов.

 

Из всех западных стран проще всего эти последствия пережили США: они вступили в войну ближе к ее концу, на их территории не было боев, вдобавок ко всему США выступали кредитором европейских стран.

 

США. 1920-е гг. характеризуются достаточно устойчивым и стабильным развитием США. Отмечается формирование среднего класса, рост торговли и промышленности. Приезжавшие со всего мира люди в поисках лучшей доли видели в Америке «голубую мечту», где необходимо трудиться, и тогда можно стать богатым человеком.

 

Середина 1920-х годов (вплоть до 1929 года) – период устойчивого экономического развития. Так, в США этот промежуток получил название Эпоха процветания, в Германии – Золотые двадцатые. К этому моменту экономики западных стран в целом оправились от потрясений войны и вышли на путь устойчивого развития.

 

Англия. В 1920-1930-е гг. большую роль в жизни английского общества стали играть профсоюзы. Эти организации, защищавшие права работников, в указанный период времени стали достаточно мощной силой влияния в Великобритании.

1926 г. – всеобщая забастовка в Великобритании, в которой участвовало, по разным данным, от 3 до 5 миллионов рабочих. Эта забастовка стала свидетельством постоянного роста роли профсоюзов в экономической жизни западных стран.

 

Возникновение фашизма.

ФАШИЗМ или национал-социализм происходит от лат. слова fasio; итал. fascismo, fascio - пучок, связка, объединение.

 

Именно в Италии еще в конце XIX века возникли различные радикальные политические группы, использовавшие в качестве символа фасцы - пучки березовых или вязовых прутьев, перетянутых красным шнуром. Изначально fasces был атрибутом власти правителей в Древнем Риме.

 

«Фашизм» - это диктаторский милитаристский режим, при котором полностью отсутствуют права и свободы человека.

 

Фашистские режимы повсеместно образовались в странах Европы в 20-30-е годы ХХ века.

Фашисты добивались процветания своей нации за счет угнетения других народов. Люди верили фашистам и голосовали за них на выборах.

 

Характерными чертами фашизма являются:

- воинственный антидемократизм;

- антимарксизм (ненависть к демократическим устоям государства);

- антисемитизм (ненависть к евреям и уничтожение еврейского народа - Холокост);

- расизм и идеи расового превосходства (арийской, то есть немецкой, итальянской или японской нации);

- шовинизм;

- мистический вождизм (культ вождя – Гитлера или Муссолини);

- культ тоталитарного государства и социального насилия;

- концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови; готовность к борьбе за порабощение «низших» народов и рас;

- оправдание геноцида (уничтожения) «низших» народов – евреев, цыган и др.

 

Фашистские страны и их лидеры:

  1. Италия. Именно Италия стала страной, в которой фашистский режим установился раньше всего. Именно в Италии для борьбы с преступностью и коммунистами впервые стали создаваться специальные отряды. Боец такого отряда назывался фашистом, а движение - фашизм. Фашистская организация Италии была основана в январе 1915 года лидером (Дуче) Бенито Муссолини (1883 – 1945).

Новое государство было насквозь милитаризовано. В 1935 фашистская Италия развязала войну против Эфиопии, после захвата которой в 1936 году приняла участие в интервенции против республиканской Испании (1936-1939), в 1939 захватила Албанию, в октябре 1940 напала на Грецию.

 

  1. Германия. Германия больше всех стран пострадала, проиграв Первую мировую войну. В Германии революция 1919 года уничтожила монархию, в стране возникла буржуазная республика. В 1923 году в Германии возникает национал-социалистская рабочая партия (НСДАП) во главе с Фюрером (вождем) Адольфом Гитлером (1889 – 1945), которая пытается в Мюнхене осуществить государственный переворот. После неудачи Гитлер пообещал накормить людей и развернул стране предвыборную агитацию. В 1930 году на выборах в Рейхстаг (парламент) у НСДАП - 33% голосов, 1933 - 50% голосов. Гитлер стал премьер-министром (канцлером Германии).

В 1925 году Гитлером была написана книга «Майн кампф», а в январе 1933 года в Германии власть переходит к фашистской партии. Причем Гитлер и его партия победили на выборах, а не захватили власть силой.

 

Гитлеру удалось повысить качество жизни немцев и, как следствие, завоевать их доверие. Гитлер запретил сперва коммунистическую, а затем социал-демократическую партии. Всех несогласных отправил в концентрационные лагеря. Важной частью немецкого фашизма стал антисемитизм. Начались погромы, аресты, расстрелы. Решение «еврейского вопроса» привело к геноциду. Уничтожение еврейского народа называется Холокост.

 

  1. Испания. Фашистский режим Франко с 1936 по 1975 гг. В 1936 – 1937 годах в Испании была гражданская война между сторонниками демократического и фашистского режимов. СССР оказывал военную помощь противникам фашизма, но фашизм в Испании победил. Испания на протяжении тридцати восьми лет была под управлением Франсиско Франко (1892 – 1975). Он с 1939 года был бессменным генералиссимусом и диктатором. Испанский военный и государственный деятель, каудильо (вождь) Испании в 1939—1975 годах. В Португалии и Испании фашистские режимы продержались до 1970-х годов!

  2. Португалия. Фашистский режим Салазара с 1937 года. Антониу ди Оливейра Салазар (1889 – 1970) - португальский государственный деятель, премьер-министр Португалии в течение 36 лет (1932—1968). При этом Салазаром была установлена диктатура и монополия партии «Национальный союз» на власть, оппозиционные организации были запрещены и разгромлены.

 

  1. Болгария. Цанков Александр (1879 - 1959), лидер болгарских фашистов, болгарский государственный и политический деятель. Один из организаторов фашистского переворота 9 июня 1923 г.

9 июня 1923 года в результате фашистского переворота было свергнуто правительство Александра Стамболийского и утвердился репрессивный режим Цанкова.

 

  1. Чехия. Чехия была оккупирована Гитлером, при этом чешская армия не оказала немцам сопротивления и приняла фашистский режим. Чехи работали на нужды Рейха вплоть до окончания Второй мировой войны.

 

  1. Венгрия. Венгерский диктатор Хорти не смог удержать власть. Венгерские нацисты хотели нового вождя, более авторитетного. И такой вождь вскоре нашелся – Ференц Салаши (1897 – 1946). Он участвовал в Первой мировой войне, потом служил в генштабе. В 1933 г. в чине майора вышел в отставку и занялся политикой.

 

  1. Япония. В мае 1932 года и феврале 1936 года в стране произошли фашистские путчи. В 1940 году пост премьер-министра занял ФумимароКоноэ (1891 – 1945), который являлся идеологом тоталитарного военно-фашистского режима.


9. Также фашистскими государствами были Австрия и Румыния.

 

Идеология и практика фашизма приобретали все большую популярность среди буржуазных кругов Европы и Америки, да и не только. Почитатели Муссолини и Гитлера разрастались и во Франции, и в Норвегии, и в Бразилии, и в США.

 

Профашистские режимы.

Профашистские режимы установились в странах, которые сотрудничали с фашистскими государствами и заключили с ними военный союз. Хорватия, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Турция и др.

Кроме того, многие авторитарные режимы в довоенной Европе и Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Чили) вплоть до 1990-х годов имели много общего с классическими фашистскими государствами (Испания и Португалия).

 

 

Вопрос 2. Запад в 30-е годы. Мировой экологический кризис. Великая депрессия.

 

Запад в 30-е годы.

В Европе происходит повсеместное утверждение фашистских режимов. Становится очевидным, что фашистские страны готовятся к войне. Тем не менее развиваются культура, кинематограф, наука, образование и спорт. На летнюю олимпиаду в Берлин в 1936 году съехались спортсмены всех стран, в том числе и из СССР. Европейская экономика полностью восстановилась после кризиса только к 1939 году.

 

США.

В отличие от стран Европы США после первой мировой войны не переживали экономического кризиса, связанного с масштабными затратами и потерями. Статус США в мире изменился.

 

Президентом США в 1929 – 1932 гг. был Герберт Кларк Гувер (республиканец).

 

Самым знаменательным явлением в экономике США 20-30-х гг. был «Сухой закон».

 

«Сухой закон» в США — национальный запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя, который действовал в США с 1920 по 1933 год.

В США таким образом вели борьбу с алкоголизмом. Но результаты борьбы никого не радовали. В американском обществе начала нарастать социальная напряженность. Алкоголь все равно продавали подпольно, тайно, несмотря на строжайший запрет. Незаконный оборот спиртного стимулировал распространение коррупции, произошел взрывной рост активности мафии, представители которой вроде Аль Капоне или Лаки Лучано нашли в торговле алкоголем поистине золотое дно.

 

В США также получил развитие «Новый курс» Рузвельта - американского президента от демократической партии с 1932- по 1945-й год.

 

На состоявшихся в 1933 году президентских выборах, победу одержал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт (1882 - 1945). Перед новым президентом стояла задача ликвидировать кризис и его последствия. Им и его соратниками была разработана программа, получившая название «Новый курс». В первые 100 дней своего президентства Рузвельт провёл проверку (аудит) банков и ввёл обязательное страхование на случай разорения; вводились единые цены и распределялись рынки сбыта; для безработных нашлось дело – их отправили на строительство дорог и других сооружений. Была усилена борьба с мафией.

 

Несмотря на «Новый курс», политика Рузвельта не ликвидировала кризисные явления в экономике, но сняла социальную напряжённость в американском обществе.

 

 

Развитие кризиса.

В октябре 1929 года в США, а затем в мире разразился Мировой экономический кризис. Рухнул финансовый рынок США, и повлёк за собой обрушение рынков Европы. По всей стране закрывались обанкротившиеся предприятия, компании несли многомиллионные убытки, в стране миллионами появлялись безработные. Многие средние и даже крупные предприниматели, не имевшие средств платить по долгам из-за разорения, кончали жизнь самоубийством.

 

В качестве одной из попыток преодоления кризиса применили специалисты США. Они предложили использовать механизм займов и субсидий для фермерских хозяйств. Государство вмешивалось в дела крупных компаний и фермерских хозяйств. План не принес необходимого результата. После победы на выборах оппозиционной партии, руководство США приняло другой план спасения экономики. В его основе было улучшение условий жизни граждан и повышение зарплат. Кроме того, спрос регулировался государством.

 

К 1933 году в США этот кризис удалось преодолеть.

 
Великая депрессия.

 

Кризис, продолжавшийся с 1929 по 1933 гг. получил название «Великая депрессия»

Великая депрессия в США.

 

24–29 октября 1929 г. – биржевой крах в США (Биржевой крах 1929 года). Падение стоимости ценных бумаг вызвало ажиотаж на бирже — все стремились избавиться от акций, что способствовало дальнейшему падению их стоимости, произошла своеобразная цепная реакция. Невыплаты по кредитам привели к банкротству банков, которому способствовали вкладчики, в панике забиравшие свои средства из банков. Также пострадали производители потребительских товаров, спрос на которые резко упал.

 

Президент США Рузвельт лично руководил восстановлением страны после самого тяжелого за всю историю экономического кризиса осени 1929 года. Это был кризис перепроизводства. Валюта обесценилась на 1000 пунктов, банки закрылись, число безработных в Америке - 35 млн. человек.

 

Великая депрессия - последствие мирового кризиса, вызвавшего великий застой в экономике в Европе и Америке с 1932 по 1939 год. США и Англия отказались от золотого стандарта – в мире началась страшная инфляция. Валюты 56 государств обесценились.

 

Вопрос 3. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX века.

 

К началу XX века крупнейшие индустриальные державы завершают территориальный раздел мира. Весь мир оказался поделён на метрополии, колонии, зависимые страны (доминионы и протектораты).

 

Колониальная система – это созданная на рубеже XIX-XX веков система колониального угнетения развитыми империалистическими государствами преобладающего большинства менее развитых экономически стран Азии, Африки и Латинской Америки.

К началу XX века обостряется борьба метрополий за колонии. Начинаются колониальные войны. Так как не поделённых участков практически не осталось, обостряется война за передел мира. Вслед за Германией подобные требования к устоявшимся колониальным империям предъявляют Япония, США и Италия.

 

Колониальные войны.


Первой войной за передел мира считается война 1898 года между США и Испанией. Американцам удалось захватить часть островов, ранее принадлежавших испанской короне: Филиппины, Гуам, Пуэрто-Рико, Купон, Гавайи. Соединённые штаты пытались поставить под свой контроль над всем американским континентом. Американцы теснили конкурентов в Китае, создавая сферы своего влияния. В борьбу за передел мира включилась Германия. Она проводила экспансию в Турцию, на Ближний и Восток, в Северную Африку и на Дальний Восток. Япония в 1894 – 1895 гг. захватила половину Китая и вторглась в Корею. В 1935 фашистская Италия развязала войну против Эфиопии.


Освободительное движение.

Кризис и распад колониализма начался еще до второй мировой войны.

Крушению колониальной системы способствовала борьба за национальное освобождение угнетенных народов.

Во многом на национально-освободительное движение в мире повлиял опыт захвата большевиками власти в России. Многие бывшие колонии заключили с СССР союзные договоры.

 

Страны Азии.

Не все страны Азии были колониями.

Самые влиятельные страны Азии - это Япония, Китай и Турция, независимые государства.

 

  1. Япония после победы в русско-японской войне становится фашистским государством и заключает союз с Гитлером. В 1940 году пост премьер-министра занял Фумимаро Коноэ (1891 – 1945). Япония готовится к войне.

 

  1. Китай. В Китае произошла революция в 1911-1913 г. После смерти последнего императора Китай становится республикой.

В 1920 г. Советское правительство отказалось от всех привилегий Российской империи в Китае, а в 1923 г. заключило договор с лидером антиколониального китайского движения «Гоминьдан» Сун-Ятсеном

 

Сун Ятсен (1866 – 1925) - первый президент Китайской рабочей республики (умер в 1929 году). Коммунистическая партия Китая называлась Гоминьдан.

 

В 1937 году Китай стал советским государством. Руководить Китаем стал Чан Кайши, а потом Мао Дзедун. Советской стала и Монголия в 1921 году.

 

  1. Турция. В Турции президентом становится Мустафа Кемаль Ататюрк (1881 – 1938), который проводит в стране европейские реформы. Законы шариата в стране заменяются светскими, появляется европейская система образования, строятся железные дороги, выходят газеты и журналы.

16 марта 1921 г. советское правительство подписало договор о дружбе с Турцией. Начались поставки оружия Турции, которая воевала против Греции.

 

Азиатские колонии:

Индия.

Особенно ярко освободительное движение проявилось в Индии. Население надеялось, что Британия освободит их страну добровольно. Насколько ошибочными были эти надежды, показали события апреля 1919 г., известные, как расстрел в Амритсаре (английские войска расстреляли митинг, погибло более 1 тыс. человек). Это укрепило народную ненависть и позиции Индийского национального конгресса во главе с Махатмой Ганди (1869 – 1948). Индия станет независимой только после Второй мировой войны.

 

Филиппины были колонией США. Индокитай (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) – колонией Франции. Империализм консервировал в колониях и зависимых странах феодальные пережитки.

Эти страны продолжали служить рынками сбыта, источниками сырья,поставляли дешевую, почти бесплатную рабочую силу. В них начинается освободительное движение.

Страны Африки.

  1. Египет. Египет пытались захватить французы и англичане. Главный интерес европейцев – египетские артефакты из гробниц фараонов, которые пополняли коллекции всех музеев мира.

Европейские странам удалось в1860-е годы договориться с правителем Египта и построить Суэцкий канал, открытый в 1869 году. Вскоре правители Египта разорились и им пришлось пустить европейцев в свою страну.

 

  1. Судан. Мухаммед ибн абд-Аллах, который называл себя Махди, создал в 1881 году в Судане теократическое государство. Это было государство, основанное на принципах ислама. В 1885 году ему удалось захватить Хартум (столица Судана), и даже несмотря на то, что сам Махди прожил недолго, это государство существовало до 1898 года и было одним из немногих реально независимых на африканском континенте.

 

  1. ЮАР. Англо-бурские войны между англичанами и прежними колонизаторами Южно-Африканской республики – бурами (голландцами). В 1877–1881 гг. произошла первая англо-бурская война. В 1885 году в районе современного Йоханнесбурга были открыты залежи золота и алмазов. Экономический фактор в колонизации всегда был самым главным, и Англия не могла допустить, чтобы выгоду от золота и алмазов получали буры. В 1899–1902 гг. произошла вторая англо-бурская война. Бурские республики потеряли свою независимость и были вынуждены войти в состав южноафриканской колонии Великобритании.

 

Бывшие колонии Африки постепенно завоевывают независимость. В 1918-1943 годах. Свободными стали Йемен, Афганистан, Египет, Иран, Сирия, Ливан.

В Иране в1928 году происходит революция, которая привела к образованию республики. В 1941 году Иран попал под протекторат Советского Союза.

 

В итоге почти все африканские территории к концу XIX века оказались разделены между европейскими державами. Настолько велика была активность европейских стран по присоединению новых территорий, что эта эпоха получила название «гонки за Африку».

 

Страны Латинской Америки.

Вплоть до ХХ века в Латинской Америке процветало пиратство.

В первой половине ХХ века в большинстве латиноамериканских стран осуществлялся промышленный переворот. Появились первые фабрики, внедрялась новая техника, началось строительство железных дорог. Буржуазия стран Южной Америки была слаба. Поэтому внедрение машин на производство и строительство железных дорог осуществлялось иностранцами.

 

Латинская Америка – Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Чили. В них происходят военные перевороты, военные часто захватывают власть.

В большинстве стран Латинской Америки утвердились профашистские режимы.

Аргентина. Президент Аргентины Хуан Перон (1895 – 1974).

Хуан Доминго Перон — военный, политический и государственный деятель, президент Аргентины в периоды 1946-1955 и 1973-1974 гг. Он утвердил новый свод законов о труде и социальных гарантиях, победил олигархов-банкиров, провел национализацию железных дорог. Его действия на посту президента способствовали положительным изменениям в сферах национальной политики и социального климата Аргентины. Политик пользовался широкой поддержкой рабочего класса, защищал национальные интересы государства. Ему помогает править жена – народная любимица, дочь простого народа, актриса и радиоведущая Эва Дуарте-Перон.

 

Вопрос 4. Международные отношения в 20-е годы XX века. Пакт Молотова-Риббентропа.

Международные отношения в 20-е годы XX века.

Очаги агрессии.

 

Основными участниками очагов агрессии в Европе стали фашистские страны, в основном Италия и Германия.

Италия в 1936 году приняла участие в интервенции против республиканской Испании (1936-1939), в 1939 захватила Албанию, в октябре 1940 напала на Грецию.

В 1935 г. итальянские войска вторглись в Эфиопию и в Абиссинию.

В 1936 г. начинаются переговоры между Германией и Австрией. Попытка фашистского путча в Австрии провалилась, но вскоре с ней был заключен договор о дружбе.

В Испании в 1937 году началась гражданская война. Франко поднял мятеж и при поддержке Италии высадился в Испании. Германия и Италия поддерживали Франко. СССР выступил в защиту республиканцев.

 

В 1933 г. отношения СССР и Германии резко ухудшились. Гитлер начал гонения на коммунистов.

 

Лига Наций.

Мир расколот на два противоборствующих военных лагеря - фашистский и советский. Нужно было сохранить мир.

 

В 1919 году на Парижской конференции 45 государств создали правозащитную международную организацию Лигу Наций.

 

Лига Наций — международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919—20 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств -участников.

В 30-е годы фашистские государства выходят из Лиги Наций. Это Германия, Италия и Япония. Они создают свой военный союз (1936 год).

 

В 1934 году в Лигу Наций вступает СССР, признанный Европейскими государствами.

 

Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила свое существование в 1946 году.

 

Пакт Молотова-Риббентропа.

 

Пакт Молотова-Риббентропа — договор о ненападении между Советским Союзом и фашистской Германией, подписанный 23 августа 1939 года министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым.

 

23 августа 1939 года в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет. По фамилиям премьер-министров двух стран этот договор назвали Пакт Молотова-Риббентропа.

Можно изложить суть пакта Молотова — Риббентропа кратко следующим образом:

- Участники соглашения не будут атаковать друг друга.

- Если одна страна подвергнется агрессии со стороны остальных государств, то вторая обязуется остаться нейтральной, то есть не участвовать в конфликте.

- Стороны обязуются осуществлять обмен стратегической информацией, которая касается их политики.

 

К Пакту Молотова-Риббентропа прилагался секретный протокол, в котором Гитлер и Сталин поделили Европу. Гитлер получал право аннексии Польши, Греции, Югославии, а СССР мог захватить Прибалтику, Молдавию, Западную Украину, Западную Белоруссию и Карельский перешеек.

 

Суть пакта Молотова-Риббентропа была в том, что Германия, уверенная в неприкосновенности своих восточных границ, приобретала свободу действий против Англии и Франции, а Советский Союз, увеличив свою территорию за счет Польши и Прибалтики, получал время для перевооружения армии.

 

Таким образом, СССР предпринял попытку предотвратить Вторую мировую войну.

 

 

Вопрос 5. Строительство социализма в СССР. НЭП. Культ личности И.В. Сталина.

 

Образование СССР.

 

Россия с 1918 по 1922 год называлась РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). С 1922 по 1991 год наша страна называлась СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

 

Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового союзного социалистического государства.

В состав СССР вошли: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Грузия, Азербайджан, Армения).

 

Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов.

I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

 

Высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком).

Председателем ВЦИК избрали М.И. Калинина

 

Конституция СССР 1924 года.

Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 года. Она во многом копировала принятую еще в 1918 г. конституцию РСФСР.

Каждая республика в составе СССР имела и свою собственную конституцию.

 

Декларация содержала в себе идеологическую составляющую.

  • Был сохранён принцип равноправия государств.
  • Закреплялась диктатура пролетариата.
  • Сформулированы трудовые права рабочих и крестьян, а так же классовые права трудящихся.
  • враждебные пролетариату классы (дворяне, священники, интеллигенция) были лишены избирательных прав.

 

В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

 

Столицей СССР определялась Москва.

 

Конституция страны будет изменена только в 1936 г.

К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.

 

НЭП.

 

Внутрипартийная борьба.

Незадолго до смерти Владимира Ленина в высших кругах РКП(б) началась борьба за место лидера партии.

Первый центр – это Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия Джугашвили) (1879 – 1953), который становится генеральным секретарем партии и благодаря этой чисто бюрократической должности фактически полностью занимается кадровой политикой и подбирает кадры, которые ему были лояльны.

Второй центр - Лев Давидович Троцкий (настоящее имя Лейба Бронштейн) (1879 – 1940), который возглавлял Реввоенсовет республики, считался, в определенной степени заслуженно, строителем вооруженных сил Красной армии и который опять-таки считался теоретиком и ярым сторонником мировой революции.

Партия начала расти, пополняться рабочим классом, который поддерживал политику Сталина. В 1923-24 годах Сталин объединил вокруг себя Г.Е. Зиновьева (1883 – 1936) и Л.Б. Каменева (1883 – 1936). При их поддержке он получил абсолютное большинство и вскоре сместил Троцкого с поста председателя Реввоенсовета, что означало победу над ним.  26 января 1925 г. Президиум ЦИК СССР фактически отстранил Троцкого от руководства, вскоре Троцкий был выслан из СССР.

Зиновьев и Каменев организовали еще одну оппозиционную фракцию, а их места, как союзников Сталина, заняли Николай Иванович Бухарин (1888 – 1938) и Алексей Иванович Рыков (1881 – 1938). Вскоре оппозиция Зиновьева была разгромлена — его и Каменева сместили постов в декабре 1925 года.

 

Массовые чистки ВКП(б) привели к исключению в 1929 Бухарина и высылке за границу в 1928 году Троцкого. Рыкова исключили из партии в 1930 году, и борьба за власть была закончена.

 
Суть культа личности.

Иосиф Виссарионович стал единственным, мудрым и непогрешимым «Вождем партии». Сталина называли «Отец народов».  Его популярность в народе росла вместе с развитием экономики. Строительство заводов, ГЭС, железных дорог шло быстрыми темпами. Улучшалось благосостояние людей. Газеты, журналы, пропагандисты возвеличивали имя Сталина. Мысли о том, что улучшение жизни сейчас и сказочное будущее каждого жителя страны, это заслуга только его – «Отца народов», внушались всевозможными методами.

Одна за другой выходили книги, которые показывали роль И.В. Сталина в революционной борьбе. История неимоверно искажалась, и его имя уже стояло рядом с Лениным. Людей, знающих правду и владеющих информацией о мнимых заслугах «вождя народов», объявляли врагами и безжалостно уничтожали.

 

Все советские люди знали об арестах инакомыслящих и боялись их.

 

Вопрос 6. Советская культура 20-30-х гг. ХХ века.

 

Советская культура - это пропаганда приоритета советского строя в кино, живописи, архитектуре, литературе, театре, закрепление культа личности Сталина.

 

В стране развернута идеологическая агитация. Созданы пионерская и комсомольская организации.

После революции было много новых течений и направлений в искусстве.

В октябре 1917 г. был образован Пролеткульт. Его идеологом являлся Богданов. Цель - создание исключительно пролетарской культуры. Пролеткульт активно боролся со всеми проявлениями пережитков буржуазной культуры, запрещая творчество инакомыслящих.

 

Научные открытия.

Особое внимание уделялось развитию новых научных центров. Крупнейшим центром теоретической физики стал московский Научно-исследовательский Физический институт им. П.Н. Лебедева (ФИАН), руководимый С.И. Вавиловым. В 1935 г. появился Институт физических проблем, во главе которого встал П.Л. Капица, в 1937 г. — институт геофизики, возглавленный О.Ю. Шмидтом. В 30-х гг. советские ученые осуществили глубокие исследования в области физики твердого тела (А.Ф. Иоффе), полупроводников (И.Е. Тамм, И.К. Кикоин), физики низких температур (А.И. Алиханов, А.И. Алиханян, П.Л. Капица), физики атомного ядра (И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау).

 

В 1936 г. в Ленинграде был пущен первый в Европе циклотрон.

В 1933 г. была запущена первая советская ракета на жидком топливе.

 

В агрономии добились больших успехов школы Д.Н. Прянишникова и Н.М. Тулайкова.

 

В отечественной генетике работали выдающиеся ученые Н.К. Кольцов, возглавлявший институт экспериментальной биологии, А.С. Серебровский, М.М. Завадовский, С.С. Четвериков. Н.И. Вавилов организовал сбор по всему миру образцов семян дикорастущих и культивируемых растений, чтобы использовать их в условиях СССР. Созданная им коллекция семян насчитывала 250 тысяч образцов.

 

Выдающиеся открытия были сделаны П.Л. Капицей, Н.И. Вавиловым, Н.Д. Зелинским, А.Н. Туполевым, И.В. Курчатовым и др. Государство с началом индустриализации вложило в развитие точных и естественных наук значительные средства; но репрессии 30-х гг. коснулись и этих ученых. В частности, был арестован, погиб в лагерях генетик Н.И. Вавилов; в конструкторских бюро и лабораториях, которые создавались в местах заключения, работали А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.П. Глушко и др.

 

Создание советской системы образования.

В.И. Ленин считал одним из необходимых условий построения социализма ликвидацию неграмотности. В 1919 г. вышел декрет Совнаркома об обучении грамоте населения в возрасте с 8 до 50 лет. В 1923 г. было образовано общество «Долой неграмотность» во главе с Калининым. В 1925 г. в школах ликбеза занималось 1,5 млн. человек. По переписи 1926 г. было чуть более 50% грамотных в возрасте старше 9 лет.

К концу 1930-х гг. неграмотность среди взрослого населения в целом была ликвидирована.

 

Создателями советской системы образования стали великие педагоги А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939), жена В.И. Ленина.

 

Педагогические институты, техникумы, училища выпустили значительное количество специалистов. Это позволило ввести в 1932 г. обязательное начальное (4-х классное) образование. В 30- е годы был осуществлен переход к обязательному неполному среднему (7 классов) образованию, сначала в городе, потом в деревне.

Тогда же была проведена и школьная реформа. Вводились единые типы школ: начальные (4 класса), неполные средние (7 классов), средние (10 классов). Унифицировались программы, учебники, методические пособия.

 

Изменения коснулись и высшей школы. Дети представителей прежних имущих классов (дворян, купцов, коммерсантов, духовенства, чиновников) лишались права учиться. Для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в вузы были открыты рабфаки (рабочие факультеты). Из вузов удалялись преподаватели, нелояльные к Советской власти.

 

В 1940 г. было более 4,5 тысяч высших учебных заведений и более 800 тысяч студентов.

Кинематограф.

Если киноискусство 20-х гг. видело свою главную цель в утверждении исторической необходимости победы над царизмом и контрреволюцией (историко-революционные фильмы) и в осуждении пережитков старого быта (фильмы на современные темы), то киноиск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.158 с.)