Билет №37. Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате: причины, методы борьбы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №37. Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате: причины, методы борьбы.



Бюрократия — 1) слой высших чи­новников, высшая чиновничья администрация в феодально-абсолютистском и капиталистическом государстве; 2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соб­людения формальностей». Исходя из буквального значения слова "бюрократия", его нередко употребляют как синоним управления, администрирования. Термином "бюрократия" подчас обозначаете рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии: законами и другими правилами. Там, где существует государственный аппарат и государственное управление, бюрократия в определенных пределах всегда необходима. Признавая важность государства, невозможно отрицать и нужду в специально подготовленных для управления государственными делами людях. «Бюрократическое управление — это управление, которое должно следовать четко разработанным правилам и предписаниям».  Весьма сложна структура бюрократического аппарата.

Одна часть аппарата обслуживает законодательный процесс, исполнение законов судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании; другая – поддерживаетвнутреннюю и международную устойчивость и безопасность государства, иными словами, внутренний правопорядок и нормальные взаимоотношения с мировым сообществом.

Следует различать понятия "бюрократия" и "бюрократизм". Если первое слово служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления ("рациональная бюрократия"); стандартный и во многих отношениях единственно возможный способ организации дел в современном обществе, то второе понятие применяется в нега­тивном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и средствавласти ("иррациональная бюрократия"); отклонение от нормы, болезнь, причем общемировая. Поэтому сегодня особенно остро стоит двуединая задача: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно блокировать бюрократизм.

Бюрократизм, в конечном счете, разрастается в систему бюрократической власти, основанной на совокупности формальных и неформальных связей чиновничества с деятельностью государства. Это всесильный, замкнутый, действующий по законам иерархии, жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества. Эта власть превращается в самодовлеющую организацию, функционирующую, исходя лишь из собственных интересов, предающую забвению благо общества. Основными свойствами бюрократизма являются: отчужденность от народа и социальная замкну­тость, кастовое равнодушие к интересам населения.

Коррупция, по­множенная на «неприкосновенность» отдельных представителей за­конодательной власти, порождают вседозволенность и безнаказан­ность. Как следствие, возникает катастрофическое падение доверия населения к представительным учреждениям.

В России коррупцией пронизана вся вертикаль исполнительной власти. Практически во всех сферах государственной деятельности, где рас­пределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо злоупотребление должностными лицами своим служебным положе­нием. По данным проверок одной только Счетной палаты РФ, в 1998 г. не дошел до назначения 51 млрд. рублей бюджетных средств, что сопоставимо с годовыми расходами на оборону или на образование, здравоохранение, культуру и социальные выплаты вместе взятые.

Продолжается процесс сращивания коррумпированных чиновников с криминалом, в первую очередь с организованными преступными группами. В опасной степени криминализированы кредитно-финансовая и внешнеэкономическая сферы, область реализации крупных государственных приоритетных программ и инвестиционных проектов. Продолжается проникновение криминала в топливно-энергетический, ресурсодобывающий и перерабатывающий комплексы.

Главная задача борьбы с коррупцией - повысить эффективность каждого федерального органа исполнительной власти, каждого чиновника, каждого руководителя. Поэтому приоритетной задачей административной реформы в РФ является разработка мер по борьбе с коррупцией.

Цели этой реформы:

n повышение качества и доступности государственных услуг;

n снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики;

n повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

n внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам;

n разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

n оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти

n повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

n одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в России является информационная закрытость органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. Целями мероприятий данного направления являются повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

n модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

n формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления

n развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти,

Должны быть разработаны и внедрены механизмы:

n раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

n проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;

n проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;

n включения представителей гражданского общества в рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов, иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти.


 

Билет №40. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность.

Законность в теории права определялась в разных дефинициях, но в основном как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями.
Понятие законность дает представление о правовой действительности, взятой под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества. В этом понятии принято выделять следующие три элемента общеобязательность права, идею законности и особый режим общественно-политической жизни в режиме законности. При этом под идеей законности понимают формирующуюся в правосознании (в первую очередь в правосознании прогрессивных социальных сил) идею о целесообразности и необходимости такого реально правомерного поведения всех участников правовых отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась бы всеобщность права, действительная реализация субъективных прав.
Принцип (идея) законности представляет существенную ценность. Этот принцип включает в себя ряд весьма важных аспектов. Законность призвана выступать в качестве одного из важнейших методов государственного руководства обществом, принципа деятельности государственного аппарата и поведения граждан, принципа правового регулирования
Законность - это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания. Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.
В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие - развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах бумажное право становится правом жизни, возникает порядок.
Законность и справедливость. Одним из условий претворения в жизнь идеи справедливости, заключенной в содержании законности, выступает категория долга как следствие проявления определенного уровня правового сознания, выраженного в действующем законодательстве в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия. Таким образом, с нравственной точки зрения законность юридическая форма выражения идеи справедливости путем формирования у индивида потребности строгого следования предписаниям права.
Законность и целесообразность. Целесообразность есть соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели.
В правовой сфере целесообразность проявляется в соответствии закона поставленной цели и выборе наилучшего варианта ее осуществления.
Целесообразность законности предопределяется прежде всего ценностью самого права, его направленностью на обеспечение порядка, организованности, дисциплины. Именно в праве, в Законе выражается высшая социальная целесообразность.
Поскольку право призвано служить формированию, закреплению и совершенствованию отношений, удовлетворяющих осознанным потребностям экономического и духовного развития общества, целесообразность права, как и его эффективность, должна оцениваться степенью положительного воздействия на эти процессы. Или иначе целесообразность права заключена в его способности обеспечить решение задач, вытекающих из потребностей (целей) общественного развития.
Целесообразность законности способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе.
С точки зрения законности следует отдать приоритет принципу целесообразности на этапе правотворчества. Именно при создании правового акта он оценивается с позиций целесообразности. Принятый закон подлежит исполнению, а целесообразность правоприменения возникает при выборе варианта решения, если закон допускает варианты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.008 с.)