Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс формирования двигательного навыка. Теория уровней Н.А. Бернштейна
Н.А. Бернштейн – известный ученый в области физиологии, создатель учения о построении движений, которое позже стало основой физиологии активности. Познать наследие ученого – одна из задач обучения студентов, курсантов, что и обуславливает актуальность данной работы и ее цель – анализ закономерностей построения двигательного навыка по концепции Н.А. Бернштейна. Данное исследование основывается на принципах диалектической логики, раскрывающей возможности изучения закономерностей построения двигательных навыков. Системный подход к предмету исследования реализован при помощи общенаучных методов и приемов научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза. Теоретическую базу исследования составили научные труды Н.А. Бернштейна и опыт собственных самоощущений в процессе освоения и постоянного совершенствования исполнительной техники барьерного и спринтерского бега. Управление движениями – сложный физиолого-психический процесс, осуществление которого происходит на разных уровнях головного мозга. В управлении двигательными действиями Н.А. Бернштейн выделил по вертикальному принципу как минимум пять уровней. Каждый уровень имеет свою функцию, локализацию и афферентацию: – Уровень Е обеспечивает целенаправленность и смысл двигательного действия (взять высоту в 225 см). – Уровень D – уровень смыслового действия: определяет пространственные и временные характеристики цепочек (элементов) последовательных движений, объединённых одной целью, общим смыслом (упрощенно – шаги разбега, отталкивание, переход через планку, приземление). При развертывании такой смысловой цепочки проходят «гуськом» одно за другим то движение-звено, построенное в верхнем подуровне пространства С2, то звено – в уровне мышечно-суставных увязок В и т. д. Уровень Д – уровень действия, коррекции и автоматизма – это человеческий уровень действия, уровень смыслового цепного действия. – Уровень С – уровень пространства, он регулирует усилия, обеспечивает текущее непрерывное прилаживание к пространству и всей внешней обстановке – имеет два подуровня с различными функциями, тем не менее это один слитный уровень, о чем можно судить по единым характерным свойствам, проявляемым подуровнями, а также схожести в управлении. Подуровень С1 обеспечивает текущее непрерывное прилаживание движения к пространству и всей внешней обстановке, подуровень С2 – определяет оттенки целевой точности и меткости движений. – Уровень В управляет мышечными координациями, мышечными синергиями, обеспечивает мышечно-суставные увязки (в том числе в глобальных локомоциях тела). Уровень В, как призванный фоновый уровень, работает по большей части без привлечения сознания – это вообще участь всех фонов. Многое в его отправлениях, фонах непроизвольно, но более доступно, чем подземные тонические фоны уровня А. – Уровень А обеспечивает тонус мышц, а также координацию напряжения и расслабления мышц при выполнении двигательного действия. Уровень А – это преимущественно уровень тонуса мышц туловища и шеи (в которых преобладают плавные, упругие движения и выносливые – они представляют своего рода смесь равновесия и движения – статокинетику). Фоновые уровни обеспечивают согласованную работу парных мышц взаимно противоположного действия – синергистов и антагонистов (медленные, плавные, экономичные, умеренные по силе укорочения одних и удлинения и расслабления других мышц и наоборот). Например, при сгибании руки в локтевом суставе одна мышца работает как сгибатель – бицепс плеча, другая, на задней стороне руки, как разгибатель локтя – трицепс. При сгибании руки в локте бицепс сокращается, трицепс расслабляется и удлиняется. При разгибании руки в локте трицепс напрягается, сокращается и укорачивается, бицепс расслабляется и удлиняется. Степень возбуждения и блокировки возбуждения – снижения тонуса мышц (то есть координацию возбуждения и торможения (расслабления) парных мышц взаимно противоположного действия) обеспечивает уровень А. Импульсы уровня А действуют через спинномозговые клетки на возбудимость мышц. Скрытый черновой фоновый механизм важен для гладкого и экономного протекания двигательного действия. Построение навыка – относительно длительный процесс. Навык по Н.А. Бернштейну – это смысловое цепное действие, в котором нельзя ни пропускать, ни перепутывать отдельные звенья, например последовательность освоения элементов, фаз действия (вначале оттолкнуться, затем преодолеть планку и приземлиться, а не наоборот). Сам навык, то есть управление действием на уровне навыка, совсем не однороден: он содержит в себе ведущий уровень и его фоны, ведущие и вспомогательные звенья, разнообразные автоматизмы, коррекции, перешифровки. Как и в какой последовательности происходит овладение двигательным навыком? В построении двигательного навыка выделяют: 1) ведущий уровень управления, определяет двигательный состав действия и последовательность воспроизведения фаз, элементов действия; 2) выявление и роспись коррекций действия, то есть обыгрывание действия во всех возможных мыслимых изменениях двигательной задачи и обстановки; 3) спуск фоновых коррекций в подходящие для них низовые уровни построения навыка; 4) выработку новых фоновых автоматизмов действия и переключение коррекций движения, одних за другим, в низовые уровни; 5) обеспечение согласованной работы всех уровней между собой, и особенно фоновых уровней; 6) фазу стандартизации двигательного навыка, которая происходит благодаря большому количеству коррекций, ведущихся на уровнях А и В, что является ведущей задачей на этом этапе освоения навыка; 7) фазу стабилизации двигательного навыка, которая проходит в одно и то же время с предыдущей фазой, и имеет смысл и значение в формировании устойчивости действия к каким-либо осложнениям и сбивающим факторам. Овладение любым двигательным действием до уровня навыка происходит в соответствии с закономерностями построения навыка, представленными в научных трудах Н.А. Бернштейна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.005 с.) |