Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика неосознаваемых психических явлений
Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному. Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель этой главы заключается в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых психических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией проявлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых. По нашему мнению, наиболее удачно необходимый учебный материал по проблеме неосознаваемых процессов изложен в лекциях Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию». Именно они послужили основой для подготовки данной главы и рассмотрения изучаемой нами проблемы.
Принципы деятельностного подхода при изучении психических явлений Основы деятельностного подхода в отечественной психологии заложены С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. При этом оба они исходили из марксистского понимания деятельности как динамической системы взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит воплощение в объекте психического образа субъекта и реализация отношений субъекта в предметной действительности. Использование категории «деятельность» в XX веке стало отличительной чертой советской психологической науки. При этом в качестве базовых служили следующие положения: а) о единстве психики и деятельности;
б) о деятельности как движущей силе психического отражения. Категория «деятельность» в отечественной психологии рассматривалась в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования. В качестве первой функции деятельность рассматривалась как связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний бь!ли введены такие понятия как «индивидуальная деятельность» и «совместная (коллективная) деятельность», выделены такие характеристики деятельности, как преобразующая, целенаправленная, чувственно-предметная и духовная. В качестве объяснительного принципа психики категория «деятельность» используется при изучении различных областей психической реальности (познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов и др.) и при построении различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологии и др.). Основными принципами деятельностного подхода являются: принципы развития и историзма; предметности; активности; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.006 с.) |