Как выявить склонность подростка к суициду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как выявить склонность подростка к суициду



По характерным внутренним переживаниям:

1. Безнадежность, опустошенность, ощущение тупика.

2. Не чувствует своей способности и сил справиться с проблемами, самому разрешить их, найти выход из ситуации.

3. Беспомощность, бессилие, невозможность планировать события: «моя жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами»

4. Чувство неполноценности, никчемности, незначимости: «я - никто»

5. Чувство одиночества и изоляции: никто не помогает мне, не интересуется мною, не понимает меня.

По характерному внешнему поведению:

1. Быстрая смена чувств, изменчивость настроения, надежды быстро вспыхивают и гаснут.

2. Синдром тревожно - ажитированного поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки.

3. Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, приступы бессилия, безволия, депрессия.

4. Подросток «тяжел на подъем», уклоняется от обязанностей.

5. Паралич действия, неспособность планировать и осуществлять текущие дела, характерны оцепенение и сонливость, бесполезное времяпровождение.

6. Внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенности от забот.

7. Уход в мир фантазий, признаки бегства от реальности.

8. Низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности, высокая ранимость и бурные реакции на неудачи.

9. Выраженное чувство вины и стыда за себя, отчетливая неудовлетворенность собой;

10. Начал употреблять алкоголь, наркотики, токсические вещества.

11. Противоречивость, двойственность намерений: высказывает желание умереть, но это зов о помощи.

12. Синдром завершения дел: внезапно успокаивается, приводит в порядок свои дела, пишет смс, записки и письма, раздаривает свои любимые вещи – «прощается».

Техники работы с подростком, склонным к суициду.

1. Выслушивание: как беседовать с подростком?

Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Важно дать ему возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, и больше задавать вопросов.

· Откровенная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.

· Не впадайте в замешательство, и не показывайте, что вы шокированы темой разговора.

· Не пытайтесь спорить или отговаривать от самоубийства – вы проиграете спор, и вы потеряете доверие подростка.

· Не преуменьшайте (не обесценивайте) боль, переживаемую подростком. Высказывания типа: «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывает, что вы не понимаете его.

· Не пытайтесь улучшить и исправить эмоциональное состояние

подростка. Ему больно. Покажите, что вы это понимаете.

· Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы.

· Принимайте проблемы подростка серьезно. Говорите о них открыто и откровенно, оценивайте их значимость с точки зрения собеседника, а не со своей собственной или с общепринятой.

· Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе! Ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят чувство вины, и поэтому могут навредить: вина - спутник депрессии.

Эти аргументы не работают, не использовать!!!

Высмеивание и обесценивание суицидальных намерений вызовет отторжение: подросток замкнется, и останется при своем мнении, что его никто не понимает.

Взвешивание плохого и хорошего

В беседе с подростком помочь ему сосредоточиться не только на негативных сторонах ситуации, но и «оживить» представление о том хорошем, что есть у него в жизни (найти позитив).

В чем мне повезло в этой жизни

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма и постановка эмоциональной точки.

Задание: в течение 5-10 минут рассказать (написать) о том, в чем мне повезло в этой жизни.

Собственный некролог

Хорошо блокирует суицидальное поведение подростка воображение ситуации собственных похорон.

Цель: диагностика суицидальных тенденций, умение пережить психологическую боль, повышение готовности осознанно выстраивать свои жизненные перспективы.

Задание: вообразить ситуацию собственных похорон - представить ритуал похорон, а затем проанализировать варианты дальнейшей судьбы всех героев, причастных к твоему безвременному уходу. Через какое-то время боль утраты притупляется, и тебя вспоминают все реже и реже. Твои родители, знакомые, друзья, любимый человек продолжают жить, ходят в гости, посещают спортивные секции, дискотеки и т.д., но тебя среди них нет и не будет некогда! Написать рассказ о собственных похоронах и о поведении главных героев похорон через 1 год и через 5 лет.

Обсуждение: Трудно ли было представить собственные похороны? Как ты себя чувствовал, когда рассказывал о себе в прошедшем времени? Как ты приставляешь себе поведение близких людей после твоей смерти? Как ты думаешь, а что изменится в мире, если тебя не будет?

Мой последний день

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, оценка позитивных моментов жизни.

Задание: Опиши, как бы ты провел свой последний день в жизни? Что бы ты сделал?

Что вдруг окажется очень важным, а что неважным? Может быть, ты захотел бы встретиться с людьми, которых давно не видели? Может быть, поговорить о чём-то очень важном с близкими? Простить какие-то давние обиды или самому за что-то попросить прощение? А может быть, вдруг ты обратишь внимание на вещи, которые раньше не замечал – на природу, свой дом и т.д.?

Ведущий предлагает сохранить текст, заглядывать в него и размышлять: важно ли то, что ты делаешь.

Квадрат жизни

Цель: диагностика суицидального поведения и мотивация на преодоление суицидальных мыслей.

Задание: честно ответить на вопросы в квадрате, или:

1. Что будет, если ты решишь умереть?

2. Чего не будет, если ты решишь умереть?

3. Что будет, если ты не станешь думать о своей смерти?

4. Чего не случится, если ты не станешь думать о смерти?

Для усиления эффекта - терапевтическая метафора:

притча о мудреце, его ученике и о бабочке в руках ученика.

7. Машина времени (вариант – линия жизни)

Цель: выработка новых способов решения жизненных проблем; выработка уверенности в своих силах.

Вариант №1.

Задание: Поговорим о твоей жизни и пофантазируем о том, что можно было бы сделать иначе. Расскажи о реальном событии из своего прошлого. Представь, что на машине времени тебя перенесло в то время своей жизни, которое тебе хотелось бы изменить. Запиши это событие так, как оно могло бы произойти. Что можно было бы сделать, чтобы добиться другого развития событий? Расскажи, каким образом ты изменил это прошлое. Что произошло? Как изменилась твоя жизнь сейчас после этого?

Вариант №2.

Задание: Поговорим о твоей жизни. А теперь пофантазируем о том, как она изменится через 1 год? Через 5 лет? Через 10 лет? (подробно описать визуализацию: как выгляжу? Как одет? Чем занимаюсь? Где живу? Кто рядом со мною? Состав семьи? Есть ли дети? Описание дома или квартиры, описание семейных праздников, поездок в отпуск… (охватить все сферы жизни, закончить на позитиве).

8. Техника чуда (чудесного вопроса)

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма и постановка эмоциональной точки.

Задание: Опиши, каких изменений в твоей жизни тебе бы хотелось.

А теперь представь, что, пока ты спишь, ночью свершилось чудо, и все, о чем мечталось, исполнилось. Ты просыпаешься…

· И как ты поймешь, что свершилось чудо?

· Как ты теперь будешь себя вести (пошаговые действия и эмоции)?

· Что будешь делать? Как поймут окружающие тебя люди, что произошло чудо? Твои друзья? Одноклассники? (И т.д., как можно подробнее циркулярные вопросы до максимальной визуализации)

И в завершение хочу сказать, что многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность каждого из нас – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет. При обоснованном подозрении на тревожную ситуацию, следует искать ключ к пониманию, к разгадке причины. Жизненный опыт, родительское чутье и простой здравый смысл в большинстве случаев подскажет, в чем заключается проблемная ситуация. Возможно, выход из нее объективно непрост – тогда нужно безотлагательно обращаться за квалифицированной психологической помощью. Важно принять своего ребенка в качестве самостоятельной, пусть еще несостоявшейся, но все-таки личности. Вы не можете приказать не думать о суициде, «выбросить из головы» или что-либо подобное родительско-директивное. Залогом решения проблемы будет доверительное, партнерское отношение – суицидальный подросток должен чувствовать заботу, эмоциональное соучастие, эмпатию. Подросток сейчас находится в искаженном мире, в измененном состоянии души и сознания, поэтому даже самые верные и рациональные доводы в полемике будут бесполезными. И главное – вселите надежду, ведь именно она дает нам силы жить с оптимизмом!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.96.188 (0.02 с.)