Сенсорные системы человека и каналы передачи информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорные системы человека и каналы передачи информации



Сенсорные системы человека и каналы передачи информации

1. Эстизиометрия. Определение пространственного порога тактильной чувствительности.

Порог дискриминации – наименьшее расстояние между двумя раздражаемыми точками поверхности кожи, при котором два раздражения воспринимаются как раздельные. Чем меньше порог дискриминации, тем выше чувствительность. Установлено, что наибольшей различитель­ной способностью обладают: губы, ладонная поверхность пальцев - 2,2 мм; кончик носа – 6,8 мм; середина ладони - 8,9 мм; тыльная по­верхность кисти руки - 31 мм; предплечье, голень - 40,5 мм; спина - 54,1 мм; бедро, плечо - 67,6 мм.

Цель задания: определить порог дискриминации для различных участков кожи человека. 

Приборы и материалы: эстезиометр Вебера (или циркуль с тупыми иглами). 

Методика выполнения работы

Работа проводиться парами: Испытуемый - Испытатель

Перед началом опыта испытуемый закрывает глаза или отворачивается от испытателя. Испытатель берет эстезиометр Вебера, сдвигает ножки циркуля и прикасается иглами к коже испытуемого. При этом он спрашивает его, сколько прикосновений тот ощущает. Если испытуемый отвечает, что ощущает одно прикосновение, то испытатель раздвигает ножки циркуля ровно на 1 мм и снова прикасается им к тому же месту (например, к коже плеча). Если снова испытуемый ответил, что чувствует одно прикосновение, ножки циркуля раздвигаются ещё на 1 мм. И так до тех пор, пока испытуемый отчетливо (!) не почувствует два прикосновения (при этом следите, чтобы ножки циркуля прикасались к коже одновременно с одинаковым давлением!). То расстояние между ножками циркуля, при котором испытуемый впервые ощутил два прикосновения и будет порогом дискриминации для того или иного участка кожи.

Задание

Определите порог дискриминации для следующих участков кожи: предплечье, тыльная сторона кисти, ладонь, тыльная часть среднего пальца руки, подушечка среднего пальца, лоб, щека, подбородок, нос и др.(не менее 7 зон)

Оформите полученные данные в виде таблицы.

Объясните полученные результаты и сделайте соответствующие выводы.

Вопрос: Что лежит в основе различий в величинах пространственных порогов у различных участков кожи.

Методика выполнения работы

Работа проводиться парами: Испытуемый - Испытатель

Для определения холодовых точек с помощью льда охлаждают металлическую палочку. На определенный участок кожи накладывается бумажный трафарет. Кончиком палочки прикасаются к различным участкам кожи, ограниченным этим квадратом. Подсчет числа температурных точек производится по зигзагообразной линии, начиная с левого верхнего угла. Всего производится 25 касаний. При каждом прикосновении испытуемый дает словесный ответ - что он почувствовал: холод или просто касание. Далее определяется число холодовых точек в 1 см2 другого кожного участка.

Аналогично при нагревании металлической палочки горячей водой производится подсчет числа тепловых точек на различных участках кожи. Результаты исследования заносятся в таблицу.

  Задание

Определите порог дискриминации для следующих участков кожи: предплечье, тыльная сторона кисти, ладонь, тыльная часть среднего пальца руки, подушечка среднего пальца, лоб, щека, подбородок, нос и др.(не менее 7 зон)

Оформите полученные данные в виде таблицы.

Объясните полученные результаты и сделайте соответствующие выводы.

Вопрос: Какое значение имеет тот факт, что у человека Холодовых рецепторов значительно больше, чем тепловых.
Сенсорные системы человека и каналы передачи информации

Сенсорные системы человека и каналы передачи информации

Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

1. Испытуемого располагают лицом к свету и измеряют у него диаметр зрачков –. Далее просят испытуемого закрыть оба глаза ладонями на 1 минуту. После открытия фиксируют значение глаз вновь измеряют диаметр зрачков – фиксируют значение.

2. Источник света располагают так, освещая только правый глаз испытуемого. Левый глаз находится в тени. Фиксируют значение размеров зрачков. Испытуемый закрывает правый глаз рукой, а через 1 минуту его открывает. Фиксируют сужение зрачков обоих глаз (содружественный зрачковый рефлекс).

3. Испытуемый фиксирует взгляд на карандаше на расстоянии 0,5-1 м. Затем карандаш быстро приближают. При этом отмечают сужение зрачков и сведение зрительных осей (реакция конвергенции).

Задание: провести тестирование, записать результат, сделать выводы.

Вопрос: Поясните физиологическое значение зрачкового рефлекса

 


Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

Тест на светоощущение проводится в затемненной комнате. На расстоянии 40-50 см от глаз испытуемому предъявляется тестовый рисунок. В норме примерно через 30-40 минут испытуемый должен различить сначала желтый, а затем голубой квадраты. При нарушении функции светоощущения испытуемый на месте желтого пятна через 50-60 с начинает различать светлое пятно, а голубой квадрат вовсе не выявляет.

Задание: провести тестирование, записать результат, сделать выводы.

Вопрос: Опишите основные механизмы зрительной адаптации

 

 

Пример тестового рисунка в натуральную величину

 
 
 
 


 

Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

Испытуемый совершает равномерные вращательные движения на месте до ощущения дискомфорта, легкого головокружения, после чего проводиться проба.

Проба 1. Испытуемый открывает глаза. Наблюдают послевращательный глазной нистагм (непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты), оценивают его время. В норме время реакции послевращательного нистагма - 20-40 с.

Проба 2. Перед вращением оценивают частоту пульса – фиксируют значение. После 10 оборотов испытуемого резко останавливают и сразу подсчитывают частоту пульса, контролируя его до момента восстановления до исходного уровня. Оценивают в процентах изменение сердечного пульса и время его восстановления. 

Проба 3. Перед испытуемым на расстоянии 0,5 м устанавливают карандаш (строго зафиксированный). Просят испытуемого при закрытых глазах указательным пальцем коснуться кончика карандаша. После вращениям снова просят испытуемого прикоснуться к кончику карандаша (глаза не открывать). Как правило, это действие не получается, поскольку возникает послевращательный нистагм конечностей. Измеряют (в см) расстояние от указательного пальца до кончика карандаша. Это будет величина «двигательной» ошибки испытуемого.

Задание: провести тестирование, записать результат, сделать выводы.

Вопрос: В чем заключается биологическое значение реакции вращательного нистагма?

 


Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

Работу необходимо проводить в предварительно проветренном помещении, при нормальной температуре и влажности воздуха, в отсутствии посторонних запахов. Испытуемому при закрытых глазах предлагается определить запах содержимого каждого флакона. При этом обследование проводится для каждого носового хода в отдельности. Рекомендуется в качестве испытуемых выбирать лиц разного пола, с отсутствием острого или хронического ринита, а также привычки курить

Задание: провести тестирование, записать результат, сделать выводы.

Вопрос: Какие факторы могут влиять на восприятие запахов

 


Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

Испытуемому предлагают закрыть глаза. При помощи фильтровальной бумаги необходимо осушить верхнюю часть языка. На переднюю часть языка положить кусочек сахара. Засечь время, через которое появятся вкусовые ощущения. Ополоснуть рот чистой водой. Повторить опыт, только вместо кусочка сахара на язык капнуть раствор сахара, засечь время появления вкусовых ощущений.

Задание: провести тестирование, записать результат, сделать выводы.

Вопрос: Поясните особенности работы вкусовых рецепторов

 


Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

Испытуемому предлагают закрыть глаза. Кончиком стеклянной палочки или с помощью пипетки последовательно нанести растворы по капле на кончик языка, его края, срединную часть и корень. Оценить возникшие вкусовые ощущения. После каждого наблюдения рекомендуется ополаскивать рот дистиллированной водой и делать двух или трехминутные перерывы.

Задание: провести тестирование, полученные результаты оформить в виде вкусовой «карты» языка (заштриховать зоны наибольшей чувствительности к разным веществам), сделать выводы.

Вопрос: Альтернативные карты расположения вкусовых рецепторов.

 

 


Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

1. У испытуемого определяют вкусовую чувствительность к сладкому: Испытуемому предлагают закрыть глаза. На язык испытуемого (согласно топографии вкусовых полей) наносят пипеткой каплю раствора. Начинают с минимальной концентрации и увеличивают ее до значений, при которых испытуемый точно определит вкус вещества. Каждая проба длится 10-12 с, после чего рот прополаски­вают водой. Между пробами необходимо соблюдать интервал в 1-2 мин.

2. Для возникновения эффекта адаптации испытуемому предлагается взять в рот 10 мл 10- процентного раствора сахара на 1 минуту. Затем испытуемый выплевывает сладкий раствор и быстро ополаскивает рот дистиллированной водой.

3. После этого через различные промежутки времени (сразу, через минуту, через 3, 5, 7, 10) вновь определяется порог вкусовой чувствительности к сладкому. Ход восстановления порога вкусовой чувствительности к сладкому изображают в виде графика.

4. По аналогичной схеме определяют пороги вкусовой чувствительности к кислому, горькому и соленому до и после воздействия 10-процентного раствора сахара.

Задание: провести тестирование, полученные результаты оформить в виде графиков, сделать выводы.

Вопрос: Какие физиологические механизмы обеспечивают наступление вкусовой адаптации.


Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

Испытуемый закрывает глаза, зажимает нос и открывает рот. Экспериментатор кладет ему на язык поочередно кусочки картофеля, яблока, сахара, лимона и лука. Испытуемый не должен перемещать кусочки по языку и жевать их, поскольку в последнем случае он сможет различить их по консистенции. Проведите повторный опыт, разрешив испытуемому перемещать кусочки во рту не разжевывая их. Проведите контрольный опыт, во время которого нос не зажимают.

Задание: провести тестирование, сделать выводы.

Вопрос: оцените участие вкусового, обонятельного и тактильного анализаторов в восприятии вкуса


Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

Испытуемый берет в руку цилиндр, в который налито 100 мл воды, и закрывает глаза. Медленно доливают цилиндр водой, пока испытуемый не сообщит, что он почувствовал нарастание тяжести. Заметить количество воды, добавленной в цилиндр к этому моменту. Затем опыт повторить, каждый раз заново наливая в мерный цилиндр исходный объем воды: 200, 300 и 500 мл. Повторить серии опыта, предварительно предложив испытуемому подержать в течение 1-2 мин на вытянутой руке гирю весом 2 кг.

Результаты эксперимента занесите в таблицу:

Исходная масса воды в цилиндре, г (I) Масса воды, прибавленная до ощу­тимого прироста тяжести, г (ΔI) К = ΔI/I

До нагрузки

100    
200    
300    
400    
500    

После нагрузки

100    
200    
300    
400    
500    

 

Полученные данные используйте для расчета константы (К) в уравнении Вебера К = ΔI/I. Сравните между собой постоянные значения К, полученные в симметричных опытах до и после физической нагрузки.

Задание: провести тестирование, записать результат, сделать выводы.

Вопрос: Для каких сенсорных систем наиболее ярко проявляется закон Вебера

Сенсорные системы человека и каналы передачи информации

1. Эстизиометрия. Определение пространственного порога тактильной чувствительности.

Порог дискриминации – наименьшее расстояние между двумя раздражаемыми точками поверхности кожи, при котором два раздражения воспринимаются как раздельные. Чем меньше порог дискриминации, тем выше чувствительность. Установлено, что наибольшей различитель­ной способностью обладают: губы, ладонная поверхность пальцев - 2,2 мм; кончик носа – 6,8 мм; середина ладони - 8,9 мм; тыльная по­верхность кисти руки - 31 мм; предплечье, голень - 40,5 мм; спина - 54,1 мм; бедро, плечо - 67,6 мм.

Цель задания: определить порог дискриминации для различных участков кожи человека. 

Приборы и материалы: эстезиометр Вебера (или циркуль с тупыми иглами). 

Методика выполнения работы

Работа проводиться парами: Испытуемый - Испытатель

Перед началом опыта испытуемый закрывает глаза или отворачивается от испытателя. Испытатель берет эстезиометр Вебера, сдвигает ножки циркуля и прикасается иглами к коже испытуемого. При этом он спрашивает его, сколько прикосновений тот ощущает. Если испытуемый отвечает, что ощущает одно прикосновение, то испытатель раздвигает ножки циркуля ровно на 1 мм и снова прикасается им к тому же месту (например, к коже плеча). Если снова испытуемый ответил, что чувствует одно прикосновение, ножки циркуля раздвигаются ещё на 1 мм. И так до тех пор, пока испытуемый отчетливо (!) не почувствует два прикосновения (при этом следите, чтобы ножки циркуля прикасались к коже одновременно с одинаковым давлением!). То расстояние между ножками циркуля, при котором испытуемый впервые ощутил два прикосновения и будет порогом дискриминации для того или иного участка кожи.

Задание

Определите порог дискриминации для следующих участков кожи: предплечье, тыльная сторона кисти, ладонь, тыльная часть среднего пальца руки, подушечка среднего пальца, лоб, щека, подбородок, нос и др.(не менее 7 зон)

Оформите полученные данные в виде таблицы.

Объясните полученные результаты и сделайте соответствующие выводы.

Вопрос: Что лежит в основе различий в величинах пространственных порогов у различных участков кожи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.033 с.)