Классификация дидактических игр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация дидактических игр



Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игра несет в себе определенную нагрузку. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из программы воспитания и обучения. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Главным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и т.д.

Обязательными компонентами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила.

Обучающей будет игра, если малыш, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности.

Контролирующей станет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры способствуют установлению связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

1.Игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - дети способны самостоятельно найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта. Игры этой группы особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

2.Различные обучающие (дидактические) игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания малышей. Во время их проведения у них вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

- непосредственно образовательная деятельность (познавательное);

- игровое (занимательное).

Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Использование дидактической игры как метода обучения детей раннего возраста имеет свою специфику и рассматривается в двух видах:

- игры-занятия;

- непосредственно дидактические игры.

Все дидактические игры условно можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами;

- настольно-печатные;

- словесные игры.

Сюжетные дидактические игры занимают особое место в этом возрасте, т.к. способствуют развитию речи, движений. Сюжет может быть самым разнообразным. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения. В таких играх дети выполняют определенные роли, мамы, папы в игре «Семья», врача в игре «Больница».

Различны и обучающие, и развивающие задачи, которые решаются при использовании дидактических игр. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Они вводятся постепенно, ближе к концу 2 года жизни. В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять свои знания о них, развивается речь, т.к. им нужно использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, а также самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение. В обучении используются следующие виды дидактических игр:

- Игры - забавы.

- Настольно - печатные.

-  Словесные.

- Музыкальные.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

- Отражение учебного материала.

-  Выделение игровых задач.

- Наличие правил.

- Действия играющих.

- Подведение итогов игры.

Классификация игр:

- Игры, возникающие по инициативе детей.

- Игры, возникающие по инициативе взрослого - организованные игры.

- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. В группах раннего возраста дидактические игры используются в разных видах непосредственно образовательной деятельности:

- НОД в форме дидактических игр;

- НОД в форме дидактических упражнений;

- НОД в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим в данной непосредственно образовательной деятельности: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе НОД воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков. НОД в форме дидактических игр носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Пользуясь в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: сюрпризные моменты, игровые образы, игровые ситуации на протяжении всего занятия, и окончание занятия также проходит в игровой форме.

Упражнения с дидактическим материалом приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

НОД в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям малышек; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. При регулярном использовании дидактические упражнения приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им представлений. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.009 с.)