Необходимость в психологических знаниях в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость в психологических знаниях в обществе



 

Среди отличительных черт современной многомерной российской дей-

ствительности можно особо выделить динамизм и нестандартность процес-

сов, происходящих в обществе, утверждение нового характера отношений и

деятельности. При этом все более настойчиво и активно выражается стремле-

ние людей к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в

реальном укладе жизни и труда.

Наша многообразная жизнь постоянно  ставит перед человеком массу

проблем как профессиональных, так и личных. Они переплетаются, и человек

ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти?

Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными

нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего по-

ведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих по-

ступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять

своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая

культура.

Что же в современной психологии понимается под “психологической

культурой”, каковы ее параметры и уровни? Характеристику общей психоло-

гической культуры дает О.И.Мотков: “ Психологическаякультура включает

комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и

соответствующих умений…Развитая психологическая культура включает:

систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; доста-

точно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологи-

ческую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реа-

листически оценивать свою личность”. Н.Н. Обозов в понятие психологиче-

ская культура включает три компонента: 1) Понимание  и знание себя и дру-

гих людей, 2) адекватная  самооценка и оценка других людей, 3) саморегули-

рование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регу-

лирование отношений с другими людьми.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте раз-

личных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда

особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психоло-

гическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учи-

теля, врача, менеджере и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракур-

се базисная психологическая культура личности определяется наличием ха-

рактеристик, определяющих готовность эффективно решать широкий круг

повседневных задач, выполнять широкий спектр социальных ролей безотно-

сительно конкретной профессиональной деятельности.


6

 

Психологическая культура включает в себя как образованность  (обу-

ченность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

Причем, индивидуальная психологическая культура не может рассматривать-

ся вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит

в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-

стартовой культуры. Если исходить из понимания культуры как: а) системы

специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных

ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то

можно выделить следующие составляющие психологической культуры лич-

ности:

1) психологическая грамотность,

2) психологическая компетентность,

3) ценностно-смысловой компонент,

4) рефлексия,

5) культуротворчество.

Психологическаяграмотность представляет собой азы психологиче-

ской культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индиви-

дуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамот-

ность означает овладение психологическими знаниями, умениями, символа-

ми, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д. Может прояв-

ляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных яв-

лений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения жи-

тейского опыта.

В определении психологическойкомпетенции целесообразно придер-

живаться определения М.А.Холодной: “Компетентность- это особый тип ор-

ганизации предметно-специфических знаний, позволяющих принимать эф-

фективные решения в соответствующей области деятельности”.В работах

психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компе-

тентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и

т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности за-

ключается в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный -

реально и эффективно может использовать знания в решении тех или про-

блем.

Ценностно-смысловойкомпонент психологической культуры лично-

сти представляет собой совокупность личностно-значимых и личностно-

ценных стремлений, идеалов, убеждений, позиций в области психики челове-

ка, его деятельности, взаимоотношений и т.д. Ценность в отличие от норм

предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко

проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компо-

ненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и резуль-

татов своей деятельности по присвоению психологической культуры, осозна-


7

 

ние тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изме-

няющейся личности, субъекта деятельности и поведения.

Культуротворчество означает, что  уже в детском возрасте человек яв-

ляется творцом культуры. Объектом психологического   творчества могут вы-

ступать образы и цели. Символы и понятия, поступки и отношения, ценности

и убеждения.

Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга и это

разделение условно. Взаимосвязи могут проявляться практически между все-

ми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь

преобразований в ценностно-смысловой сфере, которая может повлиять на

повышение грамотности и компетентности.

Нужна ли психологическая культура современному специалисту? Безус-

ловно, поскольку в новых рыночных отношениях без нее очень трудно ре-

шать сложные предпринимательские, не говоря уже об организационных, за-

дачах. Теперь “чистому технарю” сложно найти себе применение, все в

большем почете универсалы, сочетающие специальную и гуманитарную под-

готовку.

Психологических знаний мы мало получаем и в школе, и в институте.

Развитие нашей психики происходит скорее стихийно, поэтому в отношении

к окружающим и к себе мы часто проявляем эгоцентрическое, допонятийное

мышление ребенка. В то же время потребность в самопознании – это одна из

объективно существующих и закономерно возникающих потребностей роста

развивающейся личности, и как каждая потребность, должна быть удовлетво-

рена достаточно полно, чтобы не стать источником напряжения, дискомфорта

для человека. Психологическое познание может осуществляться различными

методами, каждый из которых не исключает другого, они дополняют и обо-

гащают друг друга.

Вся система образования претерпевает в настоящее время серьезные из-

менения: осуществляется переход к многоступенчатой системе образования,

что значительно расширяет возможности выбора профессионального пути в

сфере деятельности.

Свободный выбор может быть осуществлен на основе осознания и пони-

мания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую

роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь

в создании благоприятных условий для развития индивидуальности человека,

раскрытия его творческого потенциала, умения представлять себя.

Возникла проблема гуманизации и гуманитаризации образования.  С по-

зиции "экономического человека "  надо переходить на позицию

"человеческого человека", т. е. гуманистическую, психологическую позицию.

Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному

самосовершенствованию личности.


8

 

Гуманизм - признание человека как личности, его права на свободное

развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как

критерия оценки общественных отношений.

Гуманизация труда включает оптимальное использование свойств инди-

видуальности, совершенствования профессиональной подготовки и перепод-

готовки с учетом психологических особенностей работающего. Очень важно

создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться,

но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это дела-

ет, видел результаты своего труда, мог предвидеть социальные и психологи-

ческие последствия труда.

Особый смысл приобретает гуманизация технического образования, т.к.

в его недрах готовятся 80% руководителей и инженерно-технические работ-

ники. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направ-

ления:1) гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань

преподаваемых предметов,2) гуманизация образования через раскрытие твор-

ческого потенциала индивидуальности преподавателей и студентов, поиск и

диагностику одаренной молодежи, а также через непрерывную психологиче-

скую подготовку студентов во время их обучения.

Психология в буквальном смысле этого слова – наука о душе. История

ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблю-

дения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философ-

ские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утверди-

лась лишь в конце прошлого столетия, после того как получила эксперимен-

тальную базу и естественнонаучные обоснования. Датой начала научной пси-

хологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В.Вундтом была открыта первая

психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не-

простым, он отражает многообразие и сложность практики и жизнедеятель-

ности людей. В начале разработки в психологии носили сугубо теоретический

характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на

первый план выдвинулись практические проблемы.

Возникает необходимость интеграции знаний из различных областей

психологии для решения жизненно важных проблем конкретных людей.     Это

приводит к появлению нового направления в психологической науки - прак-

тической психологии. Понимание вопроса о   месте и роли практической пси-

хологии невозможно без понимания вопроса о месте психологии среди дру-

гих наук.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.023 с.)