Глава 1. Место и роль практической психологии в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Место и роль практической психологии в



Учебное пособие

 

Томск - 1999


 

 

Рецензенты:

Зав.кафедрой ОП Томского государственного педагогического

университета, профессор, доктор психологических наук

Л.Ф. Алексеева

 

Ст.преподаватель кафедры ОПП Томского государственного


педагогического университета

 

 

Гадельшина Т.Г.


Н.А. Рощина


Введение в специальность: Учебное пособие. - Томск: Томский

межвузовский центр дистанционного образования, 1999. - 65 с.

 

Данное пособие разработано для студентов 1 курса дистанционного

обучения по специальности «Педагог-психолог». Целью данного курса является

знакомство с основными направлениями деятельности педагога-психолога, а

также с основными целями, задачами, направлениями работы педагога-

психолога.

Учитывая специфику аудитории и уровень знаний, в пособии особое

внимание уделяется необходимости возникновения специальности «Педагог-

психолог» и роли педагога-психолога в современном обществе.

 

 

 Гадельшина Т.Г.,               1999

 Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 1999



3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Место и роль практической психологии в

современном обществе ……………………………………………..  5


1.1. Необходимость в психологических знаниях в обществе ………..

1.2. Место психологии в системе других наук ………………………..

1.3. Основные отрасли психологии ……………………………………

1.4. Виды психологических знаний ……………………………………

1.5. Соотношение житейской, академической и практической

психологии …………………………………………………………

Глава 2. Практическая психология как отрасль психологии ………...


5

8

10

11

 

16

18


2.1. Практическая психология сегодня ………………………………... 18


2.2. Пихология индивидуальности …………………………………….

2.3. Психология взаимопонимания и взаимоотношений

в группе ……………………………………………………………..


21

 

27


2.4. Общение и межличностные отношения …………………………..  28

2.5. Психология профессиональной деятельности ……………………       31


2.6. Психология личной и обыденной жизни …………………………

2.7. Понятие о социальном заказе на работу практического


33


психолога ……………………………………………………………  35

2.8. Понятие о психологической помощи и задаче ……………………       36

Глава 3. Необходимость подготовки педагогов-психологов ……………     38

3.1. Социальная нестабильность как условие социализации


на современном этапе ……………………………………………...

3.2. Школа как институт социализации ……………………………….

3.3. Педагогическое взаимодействие как совместная

деятельность ………………………………………………………..

3.4. Практическая психология как методология вариативного


38

39

 

40


образования …………………………………………………………  41


3.5. Психологическое образование в России ………………………….

Глава 4. Работа педагога-психолога в образовательном

учреждении ………………………………………………………..

4.1. Стратегии в работе педагога-психолога ………………………….


43

 

 

44

44


4.2. Понятие о службе психологической помощи ……………………   46


4.3. Психологическая диагностика …………………………………….

4.4. Психологическая коррекция ……………………………………….


48

49


4.5. Психологическое консультирование ……………………………...  50


4.6. Психопрофилактическая работа …………………………………..


50


4.7. Задачи и функции психолога в детском саду ……………………. 51


Глава 5. Профессиональная позиция и статус педагога-психолога ….

5.1. Квалифицированный и неквалифицированный психолог ………


52

52



4

 

5.2. Профессиональная компетентность психолога …………………..


 

 

55


5.3. Принципы работы педагога-психолога …………………………... 59

5.4. Особенности развития профессионального сознания

педагога-психолога …………………………………………………       61

5.5. Квалификационная характеристика специалиста

педагога-психолога …………………………………………………       63



5

 

ГЛАВА 1. Место и роль практической психологии

В современном обществе

 

Основные отрасли психологии

 

При обсуждении связи психологии с другими науками мы очертили круг

различных дисциплин, т.е. отраслей психологии, затронув тем самым вопрос

о структуре современной психологии. Постараемся сделать это более систе-

матизировано.

Основой, фундаментом всех отраслей психологии является общаяпси-

хология., которая изучает сущность и основные законоиерности возникнове-

ния,функционирования и развития психики.Общая психология развивается на

основе достижений всех отраслей психологии и в то же время обогащает и

направляет их общей теорией.

Основным принципом классификации отраслей психологии считают

принципразвитияпсихикивдеятельности. Поэтому чаще всего в основу

классификации отраслей кладут различные виды человеческой деятельно-

сти.Различают около 50 отраслей психологии в зависимости от характера дея-

тельности.Психология труда изучает психологические особенности деятель-

ности человека в различных сферах общественной жизни.Можно выделить

педагогическую психологию, юридическую,военную, писхологию спорта,

торговли, инженерную и другие отрасли психологии.

В основу классификации ветвей психологии можно положить психоло-

гическиеаспектыразвития. Тогда перед нами выступит следующий ряд от-

раслей:

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических

процессов и качеств личности. Она имеет ряд направлений: детская психоло-

гия, психология юности, психология зрелого возраста и т.д.

Сравнительная психология - исследует филогенетические      формы психи-

ческой жизни.


11

 

Специальная – изучает отклонения в развитии психики и также имеет

более узкие отрасли.

В основу классификации также можно положить психологическиеас-

пектыотношенийличностииобщества. По этому принципу выделяют

две основные отрасли: социальную психологию и психологию личности.

Таким образом, современная психология предсталяет собой весьма раз-

ветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях

формирования.

Каждая из этих отраслей имеет фундаментальные и прикладные облас-

ти.

Фундаментальными считаются  науки, познающие мир безотностительно

к тому, насколько возможно практическое использование получаемых зна-

ний.

Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к

ней знания, полученные в фундаментальных науках. На базе последних стро-

ится так называемая практическая психология.

 

 

Виды психологических знаний

 

Что такое информация о человеке? Это могут быть конкретные знания о

конкретном человеке, могут быть знания о его близких, о социальной и эко-

номической обстановке, это  могут быть знания, характеризующие его как

биологическое существо и др. Все эти знания позволяют судить о поле, воз-

расте, способе мышления человека, его чувствах и желаниях, и его возможно-

сти действовать. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые

им.

Есть точка зрения на происхождение человеческой истории, высказанная

Б.Ф.Поршневым. Он утверждает, что в первобытном обществе, производя

больше, чем нужно, человек раздаривал результаты своего труда. Это была

своеобразная форма воздействия на другого человека.           Продукт, добытый из

природной среды и подаренный соплеменнникам,  выполнял роль регулятора

человеческих отношений. Качеством продукта определялись отношения меж-

ду людьми, производящими обмен. Позднее отношения между людьми при-

обрели индивидуальный характер, не зависящий от качества продукта.

Общество создало специальные нормы для регуляции пределов дарения.

Это привело к тому, что появилось множество человеческих общностей, обо-

собленных друг от друга по разным признакам. Предложенные нормы объе-

диняли людей внутри общности и ограничивали от других общностей. Появ-

лялся единый для общности язык, который выполнял главную функцию –

воздействие на другого человека.

Важнейшее свойство информации об индивидуальности человека – она

создана другими, передается ему и после усвоения становится основой само-


12

 

регуляции. Цель этой информации – воздействие, изменение действий чело-

века; эта информация объединяет человека с одними людьми и одновременно

разъединяет с другими.

Но степень воздействия может быть разной и подверженность этому

влиянию тоже разная. Есть воздействие на человека и  есть противодействие

человека человеку, возникшее и существующее в этом воздействии.

Таким образом, важнейшее свойство информации – динамичность, каж-

дый ее элемент требует соотнесения с более широким контекстом – про-

шлым, будущим, настоящим сообщаемой информации. Кроме контекста, ин-

формация о человеке будет зависеть от текста его реального поведения, т.е.

тех проявлений его индивидуальных особенностей, которые существуют в

настоящее время и доступны для наблюдения другому человеку: это речь,

мимика, пантомимика, предметы. Воздействующий человек вносит в этот

текст свое понимание, свой подтекст, который будет определять его пред-

ставление о целях и перспективах воздействия на другого человека.

То есть, человек получает информацию о себе от другого человека через

воздействие этого другого на себя. В этом воздействии рождается то, что бу-

дет позже составлять представление человека о себе, его образ ”Я”, его

мотивы, ценности, способы           мышления и т.п. – то, что традиционно

называют знанием о внутреннем мире человека или психологическим

знанием, которое динамично.

В силу этого возникает вопрос о критериях истинности этого знания, его

достоверности.

Ответ на этот вопрос непосредственно связан со способами получения

психологических знаний.

Анализ способов получения знаний о другом человеке показывает, что

на сегодняшний день можно выделить четыре относительно независимых

реальностей жизни, в которых представлено это знание.

1. Это конкретное знание о  людях, которые человек получил в процессе

своей жизни. Он проверил их на истинность событиями своей жизни. Человек

применил эти знания в воздействии на других людей и таким образом делает

их доступными для окружающих. Эти знания можно назвать житейскими, а

основанное на них воздействие – житейскойпсихологией. Каждый из нас

обладает такими знаниями.

2. Это обобщенные знания о людях, которые человек получил в

производственном коллективе, классе и т.п. Это знание проверяется на

истинность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как

регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими

общностями людей. Материал такого рода знания широко представлен в

речевых стереотипах и стереотипах поведения. Это ритуаы, традиции,

пословицы и поговорки. Эти знания можно назвать обыденными и,

основанное на них воздействие на другого человека –    обыденной


13

 

психологией, которая  позволяет предвидеть последствия поведения

человека в относительно замкнутой группе людей.

3. Это обобщенное знание о людях, которое  получено относительно

небольшой группой людей – ученых, поставивших своей целью получить

обобщенное, закономерное, достоверное знание о людях. Эти ученые-

психологии  представители   смежных  наук о человеке  пользуются

специальными приемами получения знаний, т.е. методами науки. Для них

очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и ее

предмета. Результатом работы ученых является некоторая обобщенная

закономерность. При использовании этого знания для воздействиия на


человека


встает вопрос о степени выраженности этого качества у


конкретного человека. Очевидно, что найденную закономерность придется

предельно конкретизировать.  Итак, обобщенная закономерное знание о

человеке, полученное учеными и проверенное на достоверность с помощью

специальных методов, может быть названо научным или академичным, а

основанная на нем психология – академическаяпсихология.

Чем отличаются житейские знания от научных?

Житейские знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям,

конкретным людям, т.е. характеризуются конкретностью, ограниченностью

задач и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология стремится к обобщениям, использует научные поня-

тия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и яв-

лений, поиск общих тенденций и закономерностей развития личности.

Житейские знания носят интуитивный характер, приобретаются путем

проб и ошибок. Научные знания рациональны и вполне осознанны. Выдвига-

ются словесно формулируемые гипотезы    и проверяются логически вытекаю-

щие из них последствия.

В житейской психологии возможность передачи знаний ограничена в си-

лу конкретного и интуитивного характера знаний. Передаются с большим

трудом и в незначительной степени.

В науке знания аккумулируются и передаются благодаря тому, что эти

знания кристаллизуются в понятиях и законах и фиксируются в научной ли-

тературе.

В житейской психологиии отмечается ограниченность методов получе-

ния знаний (наблюдение, самонаблюдение, размышления). В научной психо-

логии множество методов, соответствующих определенной методологии и

используемых в зависимости от задач исследования.

Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникаль-

ным материалом, который накапливается и осмысливается в специальных от-

раслях психологической науки. Житейская психология лишена такого мате-

риала.



14

 

Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает: ”Отношения научной и житейской

психологии подобны отношениям Антея и Земли: первая, прикасаясь ко

второй, черпает из нее свою силу.”

Однако, академическая психология имеет и негативные стороны.

Относительная замкнутость круга ученых, изучающих человека,

неоднозначность в описании и интерпретации фактов жизни человека

приводит к тому, что общественный интерес к их работе сравнительно

невысок.

В тоже время, в обществе есть потребность в информации о человеке,

которая удовлетворялась бы на уровне житейской психологии.

Специфический язык науки о человеке делает ее малодоступной для людей,

занятых практическим воздействием на других, в первую очередь это

представители педагогических и других, ориентирванных  на человека

профессий.

Другая особенность научного знания, затрудняющая его применение,

состоит в том, что использователь этого знания должен видеть исходные

моменты получения этого знания – позицию автора. Т.е., чтобы применить

научное знание о человеке, надо отрефлексировать его происхождение и

соотнести с реальной ситуацией, с реальным поведением конкретного

человека. При этой рефлексии важно не потерять и свой подтекст – ради

чего, с какой целью я его (это знание) применяю. Вот эту процедуру и

затрудняются произвести люди, пытающиеся использовать закономерное,

достоверное научное знание. Трудности определяются прежде всего тем, что

они видят конкретного человека через призму своего профессионального

подтекста, сужающего видение человека до нескольких качеств. Это

приводит к искажению любой обобщенной информации.

Итак, смысл и цель академической психологии – получение

закономерного, достоверного знания о человеке. Это обобщенное знание

может быть долгое время невостребованным,  если в обществе нет

заинтересованности    в организации обоснованного и целенаправленного

воздействия на группу людей или на отдельного человека. Вот тогда и

возникает необходимость использовать это знание. Однако, использование

этого знания требует специального перевода на язык непосредственного

воздействия, но таким образом, чтобы не было потеряно его главное

качество – достоверность. 

4.Таким образом в психологической науке появилось новое направление –

практическаяпсихология.


В целом,


появление практической


психологии связано с


формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека

и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества

увеличивается зависимость больших групп людей от действия одного

человека или относительно небольшой группы людей.



15

 

Отсюда возрастает и общественный интерес к потребностям, проблемам

человека, его индивидуальности, к возможностям воздействия на человека.

Эти обстоятельства и привели к созданию практической психологии,

предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость

человека и конкретные обстоятельства его жизни. При этом практическая

психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности, но и

обоснованное воздействие на него с целью проявления возможностей

человека.

Чтобы получить знания об индивидуальности человека, практической

психолог должен обладать обобщенным знанием, которое он будет

использовать, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного

человека.

Таким образом, информация, которую получает и использует

практический психолог, это конкретные знания о конкретном человеке,

полученные на основе обобщенной научной теории.

Обобщенная  научная теория –    способ мышления практического

психолога о человеке. Способ, который в отличие от житейской психологии,

может быть выделен и проверен на достоверность.

Таким образом, психологическая информация, полученная в


практической


психологии,


дополняет


и


уточняет


обобщенные


психологические знания, в свою очередь она обеспечивает обоснования для

воздействия на человека в работе практического психолога.

Академическая и практическая психология имеют разные системы цен-

ностей. При выяснении “кто есть кто” в практической психологии опыт

практической деятельности и источники приобретения мастерства, значат

больше, чем формальная квалификация, должность и длина списка печатных

работ.

Существуют различия концептуального аппарата академической и

практической психологии.Коцептуальный аппарат академической психологии

сложился для целей описания, объяснения психологических феноменов и для

коммуникации внутри научного сообщества. Концептуальный аппарат

практического психолога предназначен для понимания проблем клиента и

заказчика и для коммуникации с ними же. 

Показательны  отличия в используемых методах. Психолог-практик

предпочитает употреблять термин “беседа” вместо “опрос” и чаще использует

игру, чем эксперимент. Более значимым является различение в целевом

использовании результатов применения тех или иных методик, а

следовательно, и в критериях оценки качества инструментария. Критерии

надежности, валидности, чтимые в экспериментальных исследованиях, не

играют в практической психологии главных ролей. Самым важным здесь

является то, работает инструмент или нет.

В ином ключе решается и проблема влияния личности психолога на


получаемые


результаты.


Если


в


фундаментальной


психологии



16

 

предпринимаются значительные усилия для борьбы с “эффектами

экспериментатора”, в практической психологии личность психолога есть

неотъемлимая  часть метода. Психолог-практик   является не только

обладателем знаний, но и носителем опыта.

Другой  характеристикой   знаний,  является  их принципиальная

недисциплинированность. Фундаментальная наука насквозь дисциплинарна и

является предметно-ориентированной. Практическая психология является

проблемно-центрированной, т.е. направленной на поиск решений жизненных

проблем. Естественно, постановка проблем является основой любой науки.

Но если одной из доблестей ученого считается умение найти проблему там,

где ее никто до него не видел, то мастерство психолога-практика заключается

в умении посмотреть на “нерешабельную” проблему     в таком свете, что она

становится разрешимой наличными средствами.

В ситуации оказания помощи психолог имеет дело с человеком как

целостностью, тогда как в научно-исследовательской психологии нет единой

картины человека. Психолог-исследователь локализует объект своего

внимания в зависимости от направления, которого он придерживается.

Практик же нуждается в задействовании целого комплекса подходов в силу

многогранного характера самих проблем клиента.

Как видим, виды психологических знаний различны, основные различия

представлены в таблице. Но кроме этого, существует и взаимосвязь:

Научная психология опирается на житейский опыт, извлекает из него

свои задачи и проверяется посредством практической психологии.

 

 

1.5. Соотношение житейской, академической и практической

Психологии


 

Житейская и

обыден. Психология

Объект конкретен


 

Научная психология

 

Объект      исторически

изменялся


 

Практическая

Психология

Объект  в

конкретном

реален


 

каждом

случае


Знания


конкретны,


Знания


стремятся


к


Обобщенные


знания


приурочены к конкр. обощению

Ситуациям


предельно

конкретизируются


Характеризуются

ограниченностью за-


Поиск общих тенденций и

закономерностей развития


Отрефлексирование

научных знаний


 

и


дач и лиц, на которые

распространяются


личности


соотнесение с реальн.

поведением конкрет.

Человека



 

Носят интуитивный

характер.

Передаются с трудом

и в незначит.степени.

Методы ограничены


17

 

Рациональны и вполне

осознанны.

Знания аккумулиру-ются

и передаются

Множество методов


 

 

Осознанны

 

Знания обобщаются и

передаются

Совокупность

различных методов


Материал ограничен,


Располагает


обширн.


Располагает


обширн.


не         происходит


Материалом,который


Знаниями,


которые


накопление


накапливается


и


используют,исследуя


 

 

Язык


 

 

изложения


осмысливается в спец.

отраслях психол. науки

 

Специфический    язык


конкретную

Ситуацию

Человека.

“перевод”


жизнен.

конкретн.

 

научных


ненаучный,понятный


изложения, 


знаний


на


язык


всем


понятный человеку


Проверка


на


Проверка


на


Главный


показатель


достоверность


достоверность с помощью


решены ли проблемы,


собственным опытом

 

Рассматривается


специаль. Методов

 

В  каждом  направл. 


которые

клиента


беспокоили


конкретный человек в

конкр. ситуации


изучается одна сторона

личности человека

Концептуальный аппарат


Рассматривается

личность в целом.

Концепт.       аппарат


Нет концептуального

аппарата


служит для объяснения

психол. Феноменов и для


предназначен

понимания


для

проблем


коммуникации  внутри

научного сообщества.


клиента и заказчика и

для коммуникации с

ним же.



18

 

Психологии

 

Пихология индивидуальности

Обратившись к психологии, мы понимаем, что психический мир челове-

ка сложен и тонок. Когда мы говорим о психическом мире, то предполагаем,

что само понятие “мир” очень многопланово, разнообразно, противоречиво,

динамично, но не хаотично, а имеет свою внутреннюю организацию,

определенные закономерности, взаимосвязи. Психический мир – это и мир

восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя,

мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это – душа человека.

Двадцатое столетие принесло прогресс в углубление знаний о человеке и

его душевных проявлениях.

Поведенческую психологию можно назвать одним из первых направлений

развития психологии вХХ в. Кредо бихевиоризма выражает формула: “сти-

мул-реакция”, согласно которой предметом психологии является поведение, а

не сознание человека. Развитие этого направления в ХХ в. связано с именами

Э.Толмена, К.Халла и Б.Скиннера.

Вторым ведущим направлением развития психологии в ХХ в. является

фрейдизм. Открытием Фрейда было подсознание – как источник первичных

стимулов поведения человека. С одной стороны, психоанализом называется

общая теория механизмов человеческого подсознания. С другой стороны,

психоанализом называется система специальных методов, с помощью кото-

рых можно исследовать подсознание человека с целью излечения нервных и

психических заболеваний. Среди исследователей, устремленных к познанию


22

 

самого сложного и интересного в организации психического мира человека,

выделяются работы З.Фрейда, его соратников А.Адлера и Г.Юнга, неофрей-

дистов: К.Хорни, Э.Фромма и др.

Третьим значительным и широко распространенным направлением в

психологии является гуманистическая психология. В центре гуманистической

психологии находится личность – “Я”  любого человека, его право быть

самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в

выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность.

 

Выдающиеся представители отечественной психологии Б.М.Теплов,


Л.С.Выготский,


С.Л.Рубенштейн


и


др.


предложили


личностно-


деятельностный подход к исследованию психического мира человека.

Попробуем на основе рассмотренных подходов представить особенности

психическогомирачеловека:

 

Пространство


психического

мира

 

Психологическое

время


Содержание

 

 

Психический

мир человека

 

Психическая

энергия


Индивидуализация

 

 

Отношение к себе

и другим


-пространство психического мира, как бы поле, на котором разворачива-

ется психическая жизнь человека;

-динамика движения психических процессов, состояний во времени,

психологическое время;

-содержание, которым наполнено психическое пространство;

-индивидуализация психического мира;

-отношение к себе и к другим;

-энергетический   заряд, который  активизирует  психический  мир

человека.

Рассмотрим каждую составляющую психического мира более подробно.



23

 

Пространствопсихическогомира состоит как бы из двух плоскостей –

сознательного и бессознательного. З.Фрейд показал, что сознание – вершина

 

айсберга, возвышающаяся  над большим основанием бессознательного. Роль

сознания состоит в том, чтобы упорядочить бессознательное, отграничить

возможное от невозможного, желаемое от действительного, настоящее от

прошлого и будущего, реальное от нереального. К сфере бессознательного

относится: надсознательное – вершина творческого процесса; неосознаваемые

мотивы и смысловые установки; регуляция автоматизированных и

непроизвольных    действий;   психические   явления,   находящиеся   на

подпороговом уровне чувствительности.

По  Фрейду,   психического   пространство    разделено   на  три

взаимосвязанных области- “Сверх-Я”, “Я”, “Оно”.    Между этими областями

происходят конфликты, разрешить которые должно “Я”. Регуляция

происходит на основе “механизмов психологической защиты”.

Защитные механизмы – это способы организации временного душевного

равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни. К механизмам

психологической защиты отнесены регрессия, изоляция, проекция,

идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

Психологическоевремя – отражение в психическом мире человека

системы временных отношений между событиями его жизненного пути.

Включает в себя: 

- оценку последовательности и скорости протекания различных

событий жизни;

- переживание сжатости и растянутости, ограниченности и

беспредельности времени;

- принадлежность события жизни к прошлому, настоящему или

будущему;

- осознание возраста.

Следует отметить, что понятие возраста многопланово. Выделяются

четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический

(функциональный), социальный (гражданский) и психологический.

Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:


- измеряется


по


“внутренней


шкале


отсчета”


каждой


индивидуальности;

- в некоторых пределах обратим, т.е. человек может молодеть или

стареть за счет увеличения удельного веса будующего или

уменьшения психологического прошлого;

- может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (в личной

жизни, деловой сфере);

- может сопровождаться психологическим кризисом в определенные

возрастные периоды.



24

 

Возрастные кризисы – это как бы “поворотные  пункты”,

психологические переломы на жизненном пути человека. На протяжении

своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение,

созревание, зрелость, старение и старость. Каждый возрастной период имеет

свои особенности, которые достаточно подробно описаны в литературе.

Каким содержанием наполняется психическое пространство? Прежде

всего – это информация, которую человек получает из внешнего и

внутреннего мира. Она представляется в виде образов, слов, невербальных

знаков. Информация может быть накоплена в долговременной памяти

человека и он на нее опирается в своей жизни, а может быть оперативной,

необходимой для разрешения внезапно возникающих ситуаций и проблем.

Информация находится в движении, вовлекается в мыслительную



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.552 с.)