Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов



Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

Шить – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать – разгоняться, оттолкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

 

Игра с мячом «Расскажи про зайчика»

На доске картинка «Зайчик». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: какой заяц? и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

· Какой заяц? (серый, белый, длинноухий, пугливый);

· Какая шубка у зайца? (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая);

· Какое у зайца может быть настроение? (веселое, грустное, хорошее, плохое);

· Какие зайчата у зайца? (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

 

Игра «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Лошадь - скачет, змея- ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.

Игра «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

Игра «Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

 

Игра «Когда человек ест?»

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (завтракает). А если ест днем? (обедает). А если он ест вечером? (ужинает).

 

 Игра «Кто, что умеет делать?»

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей разных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает.

 

Игра  «Что, какие звуки издает?»

Дверь - скрипит, ветер свистит, машина - гудит, дождь - шумит, листья –шелестят, ручеек - журчит, гром- грохочет, бумага- шуршит, град- стучит.

 

Игра «Кто или что может это делать?»

Бегать -…        Скакать -…                  Летать -…           Плавать - …         Ползать - …                       Катиться -…

Стоять -…            Лежать -…    

Прыгать -…

Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лягушка скачет) и закрывает картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

 

Игра «Чье это жилище?»

На доске картинки. Слева - картинки, изображающие жилища животных, справа- изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои.

Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора - для лисы, мышки; берлога -для медведя; дупло- для белки, для совы; гнездо –для птицы; скворечник – для скворца; коровник – для коровы, телят; конюшня – для лошади, жеребят; свинарник – для свиньи и поросят; крольчатник –для кроликов).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.004 с.)