Словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания)



РАСШИРЕНИЕ ОБЪЁМА

УТОЧНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ

.

Дом-крыша, книга -…

Квадрат-куб, круг-…

Птица-яйцо, растение -…

Хорошо- лучше, медленно -…

Огонь – пожар, вода - …

Электричество- выключатель, вода- …

Одежда – голый, обувь - …

Школа – обучение, больница -…

Человек-ребенок, собака- …

Резина – шина, сталь-…

Птица- гнездо, человек-…

Пальто- пуговица, ботинок -…

Утро-ночь, зима-…

Слова для справок: обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

 

 

 

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть, поднять, бросить, спрятать, дать, купить, налить.

 

 

 

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).

Например: лопата - чтобы копать землю, она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла…

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

Зонт, тетрадь, карандаш, чайник, лейка, стол.

 

 

 

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что значит это слово:

А) Показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

Б) Припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например: шить- пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

В) С целью актуализации припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

 

 

 

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

 

 

 

 Предлагаются вопросы «У кого?», «У чего?»

Например: ручка- у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у у человека, у ботинка. Глазок – у ребенка, у двери. Горлышко – у ребенка, у бутылки. Ножка- у стула, у ребенка, у гриба.

 

.

· Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

                             (Д.Лукич)

· Шел я с сумкой за плечом,

Вижу- бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

                               (В.Лившиц)

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ЕДИНСТВЕ ОСНОВНЫХ ЕГО КОМПОНЕНТОВ

Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

Шить – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать – разгоняться, оттолкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

 

Игра с мячом «Расскажи про зайчика»

На доске картинка «Зайчик». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: какой заяц? и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

· Какой заяц? (серый, белый, длинноухий, пугливый);

· Какая шубка у зайца? (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая);

· Какое у зайца может быть настроение? (веселое, грустное, хорошее, плохое);

· Какие зайчата у зайца? (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

 

Игра «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Лошадь - скачет, змея- ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.

Игра «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

Игра «Когда человек ест?»

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (завтракает). А если ест днем? (обедает). А если он ест вечером? (ужинает).

 

 Игра «Кто, что умеет делать?»

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей разных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает.

 

Игра «Чье это жилище?»

На доске картинки. Слева - картинки, изображающие жилища животных, справа- изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои.

Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора - для лисы, мышки; берлога -для медведя; дупло- для белки, для совы; гнездо –для птицы; скворечник – для скворца; коровник – для коровы, телят; конюшня – для лошади, жеребят; свинарник – для свиньи и поросят; крольчатник –для кроликов).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

 

 

Сравни.

По цвету: сажу и снег;

По высоте: дерево и цветок;

По толщине: канат и нитку;

По ширине: дорогу и тропинку;

По возрасту: юношу и старика;

По весу: гирю и пушинку;

По размеру: дом и шалаш.

 

          Игра «Сравни наоборот»

Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше-ниже, быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

 

Отгадать названия животных.

Мычит (кто?)…, лает…, мяукает…, хрюкает…, ржет…, блеет….

К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».

Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает.

Собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

 

 

РАСШИРЕНИЕ ОБЪЁМА

СЛОВАРЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО С РАСШИРЕНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ)

 

 

Детям  предлагается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовете первое, слово, какое придет в голову». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?».

 

.

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые.

 

 

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».

Примерные серии картинок:

· Капуста, сливы, огурец;

· Платье, юбка, шапка, пальто;

· Овца, собака, лиса, кошка;

· Топор, гвоздь, пила, молоток, ножницы;

· Арбуз, морковь, помидор, огурец, яблоко.

 

 

Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему оно «лишнее».

а) «Лишнее» слово среди имен существительных:

· Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

· Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

· Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

· Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

· Волк, собака, рысь, лиса, заяц;

· Береза, сосна, дерево, дуб, ель;

· Месяц, день, год, небо, час;

б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

· Грустный, печальный, унылый, глубокий;

· Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

· Желтый, красный, сильный, зеленый;

· Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

· Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) «Лишнее» слово среди глаголов:

· Думать, ехать, размышлять, соображать;

· Бросился, слушал, ринулся, помчался;

· Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

· Пришел, явился, смотрел;

· Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

· Налил, насорил, вылил;

· Подбежал, вошел, подошел.

 

 

Примерные пары слов: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и тыква; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица; береза и дуб; дерево и куст.

 

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

Рукава, воротник, манжеты (рубашка);

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова);

Пол, стены, потолок (комната);

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

 

Здание – (дом), печаль- (грусть), конь- (лошадь), солдат- (боец), Отчизна- (Родина), приятель- (друг), идти (шагать), льется - (течет), глядеть – (смотреть), торопиться – (спешить), крошечный- (маленький), смелый – (храбрый).

 

 

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на…(что?)

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

 

 

 

Например, логопед предлагает прослушать стихотворение и отгадать, какие овощи были в корзине.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи, и вот..

Расселся, разлегся в большущей корзине

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой разноцветный народ.

Что же это за народ? (овощи: помидоры, репа, баклажан, редька).

Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий).

 

 

 

 

Например, детям предлагается составить загадки про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф).

 

 

Логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте, например, есть слова кот  и лист. Дети могут ответить:

· О том, как кот играл с листом;

· О том, как лист упал на кота;

· О том, как кота засыпали листьями;

· О том, как кота щекотали листом;

· О том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги;

· О том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота и т.д.

Можно предложить следующие пары слов: рак, мост; таз, коса; мак, стакан; школа, сухари; сок, тетрадь; нос, бусы; мышь, трава; мох, белка; стол, дерево и др.

 

УТОЧНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ

.

Дом-крыша, книга -…

Квадрат-куб, круг-…

Птица-яйцо, растение -…

Хорошо- лучше, медленно -…

Огонь – пожар, вода - …

Электричество- выключатель, вода- …

Одежда – голый, обувь - …

Школа – обучение, больница -…

Человек-ребенок, собака- …

Резина – шина, сталь-…

Птица- гнездо, человек-…

Пальто- пуговица, ботинок -…

Утро-ночь, зима-…

Слова для справок: обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

 

 

 

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть, поднять, бросить, спрятать, дать, купить, налить.

 

 

 

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).

Например: лопата - чтобы копать землю, она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла…

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

Зонт, тетрадь, карандаш, чайник, лейка, стол.

 

 

 

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что значит это слово:

А) Показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

Б) Припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например: шить- пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

В) С целью актуализации припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

 

 

 

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

 

 

 

 Предлагаются вопросы «У кого?», «У чего?»

Например: ручка- у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у у человека, у ботинка. Глазок – у ребенка, у двери. Горлышко – у ребенка, у бутылки. Ножка- у стула, у ребенка, у гриба.

 

.

· Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

                             (Д.Лукич)

· Шел я с сумкой за плечом,

Вижу- бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

                               (В.Лившиц)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.085 с.)