Глава 1. Ростово – суздальская земля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Ростово – суздальская земля.



В

 11–12 веках усилилась славянская колонизация Суздальской земли, древнейшим населением которой были малочисленные финские племена мери, веси и муромы. Поначалу главный поток переселенцев шёл из Новгородской земли, а позднее из Южной Руси. В Суздальской земле преобладали подзолистые почвы. И всё же почвенно – климатические условия тут были более благоприятные, чем в Новгороде.

Что же толкало на север переселенцев с плодородных земель Южной Руси? Это давление кочевников «великой степи». Ростово - Суздальская земля же была надёжно защищена от вторжений густыми непроходимыми лесами. Среди лесов на северо – востоке располагались массивы плодородных земель - суздальские ополья, ставшие житницей для всего края.

«До половины XII в. не было прямого сообщения южных княжеств с отдалённым Ростовско - Суздальским краем. Заселение этой северо-восточной окраины Руси славянами началось задолго до XII в., и русская колонизация его первоначально шла преимущественно с северо-запада, из Новгородской земли, к которой принадлежал этот край при первых русских князьях. Здесь ещё до XII в. возникло несколько русских городов, каковы Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром и др. В главных из них по временам появлялись русские князья. Так, при Владимире в Ростове сидел его сын Борис, в Муроме на Оке другой сын – Глеб. Любопытно, что, когда ростовскому или муромскому князю приходилось ехать на юг в Киев, он ехал не прямой дорогой, а делал длинный объезд в сторону. Даже народная богатырская былина запомнила время, когда не было прямой дороги из Мурома к Киеву. Илья Муромец, приехав в Киев, рассказывал богатырям за княжим столом, каким путём он ехал со своей родины:

«А проехал я дорогой прямоезжею»

Из стольного города из Мурома»,

Из того села Карачарова».

Говорят тут могучие богатыри»:

А ласково солнце Владимир князь!»

В очах детина завирается»:

А где ему проехать дорогу прямоезжую»;

Залегла та дорога тридцать лет»

От того Соловья разбойника».

Около половины 12 века начинает понемногу прокладываться и прямоезжая дорога из Киева на отдалённый суздальский Север. Князь Владимир Мономах, неутомимый ездок, на своём веку изъездивший Русскую землю вдоль и поперёк, говорит в Поучении детям с некоторым оттенком похвальбы, что один раз он проехал из Киева в Ростов «сквозь вятичей». Значит, нелёгкое дело было проехать этим краем с Днепра к Ростову. Край вятичей был глухой лесной страной; уйти в леса к вятичам значило спрятаться так, чтобы никто не нашёл. Вот почему Суздальская земля называлась в старину Залесской: это название дано ей Киевской Русью, от которой она была отделена дремучими лесами вятичей.

В эти отдалённые от степи и кочевников места и устремились русские колонисты - землепашцы. Там с начала 12 века замечается усиленная строительная работа. При князьях Юрии Долгоруком и Андрее Юрьевиче здесь возникают один за другим новые города. В 1134 году Юрий строит город Кснятин (Коснятин, Константин, по имени сына князя, ныне село Скснятино, Тверской области) при впадении Большой Нерли в Волгу (под Калязином). В 1147 г. становится известен городок Москва.

«В 1150 г. Юрий строит Юрьев «в поле» (или Польский, ныне город Владимирской области) и переносит на новое место возникший около этого же времени город Переяславль Залесский. В 1154 г. он основал на реке Яхроме город Дмитров, названный так в честь Юрьева сына Дмитрия - Всеволода, родившегося в том же году во время «полюдья», когда князь с женой объезжал свою волость для сбора дани. Около 1155 года Андрей Боголюбский основал город Боголюбов пониже Владимира на Клязьме. Известия об основании городов сопровождаются в летописи известиями о построении церквей. Оба князя, отец и сын, являются самыми усердными храмоздателями в Суздальской земле.

Появление перечисленных городов отмечено в древней летописи. Из других источников узнаём, что тогда же возникло много других городов в Суздальской земле. По летописям, Тверь становится известна не раньше 13 века, но она является уже порядочным городом в сказании о чудесах владимирской иконы Божией матери, составленном при жизни Андрея, то есть до 1174 года. Русский историк 18 века В. Н. Татищев в своём летописном своде говорит, что начиная с княжения Юрия Долгорукого, в своих источниках, теперь исчезнувших, он начал встречать целый ряд других новых городов в северной Руси, которые не были известны до того времени: таковы, например, Городец на Волге, Кострома, Стародуб на Клязьме, Галич, Звенигород, Вышгород при впадении Протвы в Оку (под Серпуховом) и другие.

Сам Андрей Боголюбский хвалился своею колонизаторскою деятельностью. Задумав основать во Владимире на Клязьме особую русскую митрополию (территория или город, возглавляемые митрополитом), независимую от Киевской, князь говорил своим боярам: «Я всю Белую (Суздальскую) Русь городами и сёлами великими населил и многолюдной учинил».

«Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, – всё это южно - русские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси; одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбеди и Почайны встречаются в Рязани, во Владимире на Клязьме, в Нижнем Новгороде. Известна речка Ирпень в Киевской земле, приток Днепра, на которой, по преданию (впрочем, сомнительному), литовский князь Гедимин в 1321 году разбил южно - русских князей; Ирпенью называется и приток Клязьмы во Владимирском уезде. Имя самого Киева не было забыто в Суздальской земле: село Киево на Киевском овраге знают старинные акты XVI столетия в Московском уезде; Киевка – приток Оки в Калужском уезде, село Киевцы близ Алексина в Тульской губернии. Но всего любопытнее в истории передвижения географических названий кочеванье одной группы имён. В древней Руси известны были три Переяславля: Южный, или Русский (ныне уездный город Полтавской губернии), Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань) и Переяславль Залесский (уездный город Владимирской губернии). Каждый из этих трёх одноименных городов стоит на реке Трубеже. Это перенесение южнорусской географической номенклатуры на отдалённый суздальский Север было делом переселенцев, приходивших сюда с киевского юга. Известен обычай всех колонистов уносить с собою на новые места имена покидаемых жилищ: по городам Соединённых Штатов Америки можно репетировать географию доброй доли Старого Света. В позднейшем источнике находим и другой след, указывающий на то же направление русской колонизации. В. Н. Татищев в своём своде рассказывает, что Юрий Долгорукий, начав строить новые города в своей Суздальской волости, заселял их, собирая людей отовсюду и давая им «немалую ссуду».

Благодаря этому в города его приходили во множестве не только русские, но и болгары, мордва и венгры и «пределы яко многими тысячами людей наполняли». Каким образом могли очутиться среди этих пришельцев даже венгры? Противником Юрия Долгорукого в его борьбе с волынским племянником был союзник последнего венгерский король. Очевидно, Юрий переводил на север в свои новые города пленных венгров, попадавшихся ему в боях на юге».

УКАЗАНИЯ БЫЛИН

Наконец, встречаем ещё одно указание на то же направление колонизации, и притом там, где всего менее можно было бы ожидать такого указания, – в народной русской поэзии. Известно, что цикл былин о могучих богатырях Владимирова времени сложился на юге, но теперь там не помнят этих былин и давно позабыли о Владимировых богатырях. Там их место заняли казацкие думы, воспевающие подвиги казаков в борьбе с ляхами, татарами и турками. Эти думы, следовательно, отражают в себе совсем другую историческую эпоху – 16 и 17 веков. Зато богатырские былины с удивительною свежестью сохранились на далёком Севере, в Приуралье и Заонежье, в Олонецкой и Архангельской губерниях, откуда вместе с переселенцами проникали и в дальнюю Сибирь. О Владимировых богатырях помнят и в центральной Великороссии, но здесь не знают уже богатырских былин, не умеют петь их, забыли склад былинного стиха; здесь сказания о богатырях превратились в простые прозаические сказки. Как могло случиться, что народный исторический эпос расцвёл там, где не был посеян, и пропал там, где вырос? Очевидно, на отдалённый Север эти поэтические сказания перешли вместе с тем самым населением, которое их сложило и запело. Это перенесение совершилось ещё до 14 века, то есть до появления на юге России литвы и ляхов, потому что в древнейших богатырских былинах ещё нет и помина об этих позднейших врагах Руси.

ВЫВОДЫ

Общий факт тот, что с половины 12 столетия начался или, точнее, усилился отток населения из центральной днепровской Руси к двум противоположным окраинам Русской земли, и этим перемещением обозначилось начало нового, второго периода нашей истории. Обозначив этот факт, изучим его последствия.

Я ограничусь в этом изучении только северо - восточной ветвью русской колонизации. Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины 12 века; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси. Последствия были чрезвычайно разнообразны, отмечу лишь два их них:

Этнографические и

Политические».

ГЛАВА 2. РАЗРЫВ НАРОДНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ПЛЕМЕНИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.011 с.)