Тетрадь 3. Второй период Русской истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тетрадь 3. Второй период Русской истории.



ТЕТРАДЬ 3. ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Б

Ольшие перемены на Руси принесла, казалось бы, территориально далёкая эпоха крестовых походов. Благодаря крестоносцам, Запад проложил себе новые пути на Восток, а Киев утратил роль посредника в торговле Северной Европы с Византией и странами Востока. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов из Киева в Царьград и крымские города. Разгром Константинополя крестоносцами в 1204 году ликвидировал главного торгового партнёра Руси и Скандинавии.

Русское государство не имело внутреннего единства. Главная идея объединения земель вокруг «пути из варяг в греки» - внешняя торговля - исчезала, Киев всё больше утрачивал значение столицы государства. Распад государства, по сути - внешнеторговой корпорации, был неизбежен. Князья стали придерживаться принципа «Каждо да держит отчину свою». С 12 века «отчины» начинают превращаться в независимые княжества. На окраинах молодые города своим богатством начинают затмевать старые.

На карте показаны основные русские княжества. Предмет нашего интереса - Ростово-Суздальская земля, колыбель великорусского народа и государства, из которого выросло Великое Княжество Московское и спустя века - Всероссийская империя.

Конечно, Новгородское княжество, (впоследствии - республика Господин Великий Новгород) было прямым продолжателем первого русского государства. Причём это было государство, намного превосходящее Ростово-Суздальское княжество и Великое Княжество Московское по размеру, культуре, богатству, да можно сказать - по всем показателям.

Однако современная Российская федерация, СССР и Российская империя являются прямыми потомками именно того государства, которое сформировалось на Ростово-Суздальской земле. И действительно, главные черты это государства, взаимоотношение человека и власти - зародились именно там. Какие это взаимоотношения и как они народились и созрели – главная тема этих исторических записок.

В качестве фактического материала и описания событий я, не желая много стучать по клавишам, взял фрагменты из трудов наиболее симпатичных мне историков. Скачал из сети интернет и фрагменты из «Курса русской истории» профессора В. О. Ключевского, знатока русской истории и большого мастера слова, «Истории Российской 9-17 в.в.» д.и.н. Р. Г. Скрынникова, «Российской цивилизации 9 - начало 20 века» к.и.н. И. Н. Ионова. Конечно, подбор фрагментов, их увязка между собой, иллюстрации и комментарии мои.


Что же толкало на север переселенцев с плодородных земель Южной Руси? Это давление кочевников «великой степи». Ростово - Суздальская земля же была надёжно защищена от вторжений густыми непроходимыми лесами. Среди лесов на северо – востоке располагались массивы плодородных земель - суздальские ополья, ставшие житницей для всего края.

«До половины XII в. не было прямого сообщения южных княжеств с отдалённым Ростовско - Суздальским краем. Заселение этой северо-восточной окраины Руси славянами началось задолго до XII в., и русская колонизация его первоначально шла преимущественно с северо-запада, из Новгородской земли, к которой принадлежал этот край при первых русских князьях. Здесь ещё до XII в. возникло несколько русских городов, каковы Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром и др. В главных из них по временам появлялись русские князья. Так, при Владимире в Ростове сидел его сын Борис, в Муроме на Оке другой сын – Глеб. Любопытно, что, когда ростовскому или муромскому князю приходилось ехать на юг в Киев, он ехал не прямой дорогой, а делал длинный объезд в сторону. Даже народная богатырская былина запомнила время, когда не было прямой дороги из Мурома к Киеву. Илья Муромец, приехав в Киев, рассказывал богатырям за княжим столом, каким путём он ехал со своей родины:

«А проехал я дорогой прямоезжею»

Из того села Карачарова».

В очах детина завирается»:

Около половины 12 века начинает понемногу прокладываться и прямоезжая дорога из Киева на отдалённый суздальский Север. Князь Владимир Мономах, неутомимый ездок, на своём веку изъездивший Русскую землю вдоль и поперёк, говорит в Поучении детям с некоторым оттенком похвальбы, что один раз он проехал из Киева в Ростов «сквозь вятичей». Значит, нелёгкое дело было проехать этим краем с Днепра к Ростову. Край вятичей был глухой лесной страной; уйти в леса к вятичам значило спрятаться так, чтобы никто не нашёл. Вот почему Суздальская земля называлась в старину Залесской: это название дано ей Киевской Русью, от которой она была отделена дремучими лесами вятичей.

В эти отдалённые от степи и кочевников места и устремились русские колонисты - землепашцы. Там с начала 12 века замечается усиленная строительная работа. При князьях Юрии Долгоруком и Андрее Юрьевиче здесь возникают один за другим новые города. В 1134 году Юрий строит город Кснятин (Коснятин, Константин, по имени сына князя, ныне село Скснятино, Тверской области) при впадении Большой Нерли в Волгу (под Калязином). В 1147 г. становится известен городок Москва.

«В 1150 г. Юрий строит Юрьев «в поле» (или Польский, ныне город Владимирской области) и переносит на новое место возникший около этого же времени город Переяславль Залесский. В 1154 г. он основал на реке Яхроме город Дмитров, названный так в честь Юрьева сына Дмитрия - Всеволода, родившегося в том же году во время «полюдья», когда князь с женой объезжал свою волость для сбора дани. Около 1155 года Андрей Боголюбский основал город Боголюбов пониже Владимира на Клязьме. Известия об основании городов сопровождаются в летописи известиями о построении церквей. Оба князя, отец и сын, являются самыми усердными храмоздателями в Суздальской земле.

Появление перечисленных городов отмечено в древней летописи. Из других источников узнаём, что тогда же возникло много других городов в Суздальской земле. По летописям, Тверь становится известна не раньше 13 века, но она является уже порядочным городом в сказании о чудесах владимирской иконы Божией матери, составленном при жизни Андрея, то есть до 1174 года. Русский историк 18 века В. Н. Татищев в своём летописном своде говорит, что начиная с княжения Юрия Долгорукого, в своих источниках, теперь исчезнувших, он начал встречать целый ряд других новых городов в северной Руси, которые не были известны до того времени: таковы, например, Городец на Волге, Кострома, Стародуб на Клязьме, Галич, Звенигород, Вышгород при впадении Протвы в Оку (под Серпуховом) и другие.

Сам Андрей Боголюбский хвалился своею колонизаторскою деятельностью. Задумав основать во Владимире на Клязьме особую русскую митрополию (территория или город, возглавляемые митрополитом), независимую от Киевской, князь говорил своим боярам: «Я всю Белую (Суздальскую) Русь городами и сёлами великими населил и многолюдной учинил».

«Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, – всё это южно - русские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси; одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбеди и Почайны встречаются в Рязани, во Владимире на Клязьме, в Нижнем Новгороде. Известна речка Ирпень в Киевской земле, приток Днепра, на которой, по преданию (впрочем, сомнительному), литовский князь Гедимин в 1321 году разбил южно - русских князей; Ирпенью называется и приток Клязьмы во Владимирском уезде. Имя самого Киева не было забыто в Суздальской земле: село Киево на Киевском овраге знают старинные акты XVI столетия в Московском уезде; Киевка – приток Оки в Калужском уезде, село Киевцы близ Алексина в Тульской губернии. Но всего любопытнее в истории передвижения географических названий кочеванье одной группы имён. В древней Руси известны были три Переяславля: Южный, или Русский (ныне уездный город Полтавской губернии), Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань) и Переяславль Залесский (уездный город Владимирской губернии). Каждый из этих трёх одноименных городов стоит на реке Трубеже. Это перенесение южнорусской географической номенклатуры на отдалённый суздальский Север было делом переселенцев, приходивших сюда с киевского юга. Известен обычай всех колонистов уносить с собою на новые места имена покидаемых жилищ: по городам Соединённых Штатов Америки можно репетировать географию доброй доли Старого Света. В позднейшем источнике находим и другой след, указывающий на то же направление русской колонизации. В. Н. Татищев в своём своде рассказывает, что Юрий Долгорукий, начав строить новые города в своей Суздальской волости, заселял их, собирая людей отовсюду и давая им «немалую ссуду».

Благодаря этому в города его приходили во множестве не только русские, но и болгары, мордва и венгры и «пределы яко многими тысячами людей наполняли». Каким образом могли очутиться среди этих пришельцев даже венгры? Противником Юрия Долгорукого в его борьбе с волынским племянником был союзник последнего венгерский король. Очевидно, Юрий переводил на север в свои новые города пленных венгров, попадавшихся ему в боях на юге».

УКАЗАНИЯ БЫЛИН

Наконец, встречаем ещё одно указание на то же направление колонизации, и притом там, где всего менее можно было бы ожидать такого указания, – в народной русской поэзии. Известно, что цикл былин о могучих богатырях Владимирова времени сложился на юге, но теперь там не помнят этих былин и давно позабыли о Владимировых богатырях. Там их место заняли казацкие думы, воспевающие подвиги казаков в борьбе с ляхами, татарами и турками. Эти думы, следовательно, отражают в себе совсем другую историческую эпоху – 16 и 17 веков. Зато богатырские былины с удивительною свежестью сохранились на далёком Севере, в Приуралье и Заонежье, в Олонецкой и Архангельской губерниях, откуда вместе с переселенцами проникали и в дальнюю Сибирь. О Владимировых богатырях помнят и в центральной Великороссии, но здесь не знают уже богатырских былин, не умеют петь их, забыли склад былинного стиха; здесь сказания о богатырях превратились в простые прозаические сказки. Как могло случиться, что народный исторический эпос расцвёл там, где не был посеян, и пропал там, где вырос? Очевидно, на отдалённый Север эти поэтические сказания перешли вместе с тем самым населением, которое их сложило и запело. Это перенесение совершилось ещё до 14 века, то есть до появления на юге России литвы и ляхов, потому что в древнейших богатырских былинах ещё нет и помина об этих позднейших врагах Руси.

ВЫВОДЫ

Общий факт тот, что с половины 12 столетия начался или, точнее, усилился отток населения из центральной днепровской Руси к двум противоположным окраинам Русской земли, и этим перемещением обозначилось начало нового, второго периода нашей истории. Обозначив этот факт, изучим его последствия.

Я ограничусь в этом изучении только северо - восточной ветвью русской колонизации. Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины 12 века; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси. Последствия были чрезвычайно разнообразны, отмечу лишь два их них:

Этнографические и

Политические».

ГЛАВА 2. РАЗРЫВ НАРОДНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ПЛЕМЕНИ.

Обращаясь к изучению происхождения великорусского племени, необходимо наперёд отчётливо уяснить себе сущность вопроса, к решению которого приступаем. Без сомнения, и до 13 века существовали некоторые местные бытовые особенности, сложившиеся под влиянием областного деления Русской земли и даже, может быть, унаследованные от более древнего племенного быта полян, древлян и прочих. Но они стёрлись от времени и переселений или залегли в складе народного быта на такой глубине, до которой трудно проникнуть историческому наблюдению.

Я разумею не эти древние племенные или областные особенности, а распадение народности на две новые ветви, начавшееся приблизительно с XIII в., когда население центральной среднеднепровской полосы, служившее основой первоначальной русской народности, разошлось в противоположные стороны, когда обе разошедшиеся ветви потеряли свой связующий и обобщающий центр, каким был Киев, стали под действие новых и различных условий и перестали жить общей жизнью. Великорусское племя вышло не из продолжавшегося развития этих старых областных особенностей, а было делом новых разнообразных влияний, начавших действовать после этого разрыва народности, притом в краю, который лежал вне старой, коренной Руси и в XII в. был более инородческим, чем русским краем. Условия, под действие которых колонизация ставила русских переселенцев в области средней Оки и верхней Волги, были двоякие: этнографические, вызванные к действию встречей русских переселенцев с инородцами в междуречье Оки – Волги, и географические, в которых сказалось действие природы края, где произошла эта встреча. Так в образовании великорусского племени совместно действовали два фактора: племенная смесь и природа страны».

«Обруселая Чудь не обогатила русского лексикона: академик СПбАН Яков Карлович Грот (1812-1893) насчитал всего около 60 финских слов, вошедших большею частью в русский язык северных губерний; лишь немногие подслушаны в средней Великороссии, например, пахтать, пурга, ряса, кулепня (деревня). Но, не пестря лексики, чудская примесь портила говор, внося в него чуждые звуки и звуковые сочетания. Древнерусский говор в наибольшей чистоте сохранился в наречии новгородском; в говоре владимирском мы видим первый момент порчи русского языка под финским влиянием, а говор московский представляет дальнейший момент этой порчи».

В. О. Ключевский на основе материалов 19 века значительно преувеличивает количество и роль восточных финнов и совершенно не пишет о балтских племенах, населявших до прихода славян большую часть коренной России. И говор московский - «а̀канье» - современные филологи считают результатом воздействия балтской речи.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БЫТ ВЕЛИКОРОССА

В старой Киевской Руси главная пружина народного хозяйства - внешняя торговля - создала многочисленные города, служившие крупными или мелкими центрами торговли. В верхневолжской же Руси, слишком удалённой от приморских рынков, внешняя торговля уже не могла стать основной движущей силой хозяйственной жизни. Вот почему в 15 - 16 веках здесь видим сравнительно небольшое количество городов, да и в тех значительная часть населения занималась хлебопашеством. Сельские поселения получили в верхневолжской Руси решительный перевес над городами.

Притом, и эти поселения резко отличались своим характером от сёл южной Руси. В последней постоянные внешние опасности и недостаток воды в открытой степи заставляли население размещаться крупными массами, скучиваться в огромные, тысячные сёла, которые до сих пор составляют отличительную черту южной Руси. Напротив, на севере поселенец посреди лесов и болот с трудом отыскивал сухое место, на котором можно было бы с некоторою безопасностью и удобством поставить ногу, выстроить избу. Такие сухие места, открытые пригорки являлись редкими островками среди моря лесов и болот. На таком островке можно было поставить один, два, много три крестьянских двора. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой расселения в северной России чуть не до конца 17 века.

Вокруг таких мелких, разбросанных деревень трудно было отыскать значительное сплошное пространство, которое можно было бы распахать. Такие удобные места вокруг деревень попадались незначительными участками. Эти участки и расчищались обитателями маленьких деревень. То была необычайно трудная работа: надобно было, выбрав удобное сухое место для пашни, выжечь покрывавший его лес, выкорчевать пни, поднять целину.

Удалённость от крупных иноземных рынков, недостаток вывоза не давали хлебопашцам побуждения расширять столь трудно обходившуюся им пахоту. Хлебопашество на верхневолжском суглинке должно было удовлетворять лишь насущной потребности самих тружеников. Мы ошиблись бы, подумав, что при скудости населения, при обилии никем не занятой земли крестьянин в древней Великороссии пахал много, больше, чем в прошлом или нынешнем столетии. Притом, тогдашние приёмы обработки земли сообщали подвижной, неусидчивый, кочевой характер этому хлебопашеству. Выжигая лес на нови, крестьянин сообщал суглинку усиленное плодородие и несколько лет кряду снимал с него превосходный урожай, потому что зола служит очень сильным удобрением. Но то было насильственное и скоропреходящее плодородие: через шесть - семь лет почва совершенно истощалась, крестьянин должен был покидать её на продолжительный отдых, запускать в перелог. Тогда он переносил свой двор на другое, часто отдалённое место, поднимал другую новь, ставил новый «починок на лесе». Так, эксплуатируя землю, великорусский крестьянин передвигался с места на место и всё в одну сторону, по направлению на северо-восток, пока не дошёл до естественных границ русской равнины, до Урала и Белого моря.

В восполнение скудного заработка от хлебопашества на верхневолжском суглинке крестьянин должен был обращаться к промыслам. Леса, реки, озёра, болота предоставляли ему множество угодий, разработка которых могла служить подспорьем к скудному земледельческому заработку. Вот источник той особенности, которою с незапамятных времён отличается хозяйственный быт великорусского крестьянина: здесь причина развития местных сельских промыслов, называемых кустарными. Лыкодёрство, мочальный промысел, зверогонство, бортничество (лесное пчеловодство в дуплах деревьев), рыболовство, солеварение, смолокурение, железное дело – каждое из этих занятий издавна служило основанием, питомником хозяйственного быта для целых округов.

Таковы особенности великорусского хозяйства, создавшиеся под влиянием природы страны. Это 1) разбросанность населения, господство мелких посёлков, деревень, 2) незначительность крестьянской запашки, мелкость подворных пахотных участков, 3) подвижной характер хлебопашества, господство переносного или переложного земледелия и, наконец, 4) развитие мелких сельских промыслов, усиленная разработка лесных, речных и других угодий.

Одежда великорусского мужчины.

Князь Андрей Боголюбский был убит в своем каменном замке в Боголюбове приближёнными. Вряд ли по причине отступления от традиций, скорее там была личная месть бояр Кучковичей. После смуты, охватившей княжество, к власти пришёл брат Андрея Боголюбского Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо. Он имел большое потомство – 12 детей, в том числе 8 сыновей. Всеволод Большое Гнездо правил 36 лет и во внутренней политике продолжил дела брата, так же воевал с боярством и вече, опирался на новый социальный слой дворянства. Без многочисленных переселенцев с юга эта политика успеха бы не имела.

Ростов Великий прежде, чем стать стольным городом княжества, был центром славянского племенного союза с «пригородами» и сельскими волостями. Там существовало местное боярство, выросшее на собственном корню и превратившееся из племенной знати в феодальную. Городская община составляла свою, независимую от князя, вооруженную силу, «полк», во главе с выборным на вече «тысяцким». Отношения между князем и «землею» или, вернее сказать, с представлявшим её городом, складывались на договорной основе. Русские города «рядились» со своими князьями, как с равными.

И вот с юга стали прибывать переселенцы, изменившие веками сложившиеся взаимоотношения. Новых переселенцев князья поселяют на своих землях и помогают им обустроится, дают в долг инструменты, зерно, скотину. Соответственно, отношения между ними складываются не равные, не договорные, а патриархальные, «отеческие», внеправовые. Князь становится «батюшкой», «кормильцем». Крестьяне попадают под значительно более тяжёлый феодальный гнёт, но мирятся с ним, поскольку обретают на новых землях относительную безопасность.

Новые города также заселяются беженцами с юга и вече не имеют. Город Владимир считался пригородом Ростова Великого и своего вече не имел. Москва была новым городом, и вече тоже не имела. Фактически в стране наступило шаткое двоевластие. Кто победит в итоге, традиция или самовластие? Судьбе было угодно послать на Русь татаро – монгол. Можно без труда догадаться, в чью сторону качнулись весы.


    Гита Торкельсдоттир
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо — предки

  Годвин Уэссекский
  Константин IX Мономах
  Ингигерда
  Ярослав Мудрый
  Эдита Лебединая Шея  
  Гарольд II Годвинсон
  Мономахиня  
  Всеволод I Ярославич  
  Гита Уэссекская
    Владимир Мономах
  Юрий Долгорукий
  Всеволод Юрьевич Большое Гнездо    

 

 


Глядя на генеалогическое древо Всеволода Большое Гнездо, понимаешь, что его отец Юрий Долгорукий, основатель Москвы, был англичанином по матери. Неожиданный факт!

Монгольское нашествие стало настоящей катастрофой для русских земель в 13 веке. Негативные последствия наблюдались во всех сферах жизни общества. После набегов 1237-1238 годов на Руси установилось татаро - монгольское иго, то есть система зависимости от победившего государства. Иго продлилось до 1480 года – это время значительно изменило состояние Древнерусского государства. Нашествие татаро - монгол и последующее иго повлекли резкое ухудшение демографической ситуации на Руси. Ранее людные и многочисленные города опустели, на разорённых землях уменьшилась численность населения.

Особенно разрушительные последствия оказались в сфере культуры. Более чем на пятьдесят лет на Руси прекратилось каменное строительство. Были разрушены церкви и крепости, представлявшие огромную архитектурную ценность. Наблюдался общий упадок культурной жизни на Руси – снизилось количество ремесленников и живописцев, работавших в городах. Ранее высокий уровень грамотности русского населения стал поистине ничтожным, летописание во многих княжествах стало более редким или прекратилось в принципе.

В 1255 году новый золотоордынский правитель хан Берке ввёл на Руси общую для покорённых земель систему обложения данью. Причём эта система должна была охватить и Новгородскую республику, не покорённую монголами. В Новгород были направлены специальные чиновники для проведения переписи населения. Недовольные жители подняли восстание. Александр Ярославович (Невский), правнук Всеволода Большое Гнездо, в то время Великий князь Владимирский, согласился на перепись Руси для полного обложения её данью и на подчинение хану Новгорода. Он лично возглавил подавление восстания с использованием татаро - монгольских отрядов. Восстание продолжалось около двух лет, как писал летописец, «и побиша татар везде, не терпящее насилие от них», к восставшим примкнул даже сын Александра Невского Василий, но в итоге восстание было подавлено, активных участников казнили.

После подавления восстания Александр приказал запретить вече во всех городах Северо-Восточной Руси и снять вечевые колокола, которые и поднимали людей на восстание. Его власть на Новгород и Псков, к счастью, не распространялась. Республики сохраняли свои вольности и вечевые колокола ещё более двух веков.

«В 1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошёл к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе: “вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство всё нам держати…»

По поводу Александра Невского ведутся споры между историками; есть четыре версии мотивов его действий:

1. Союз с Ордой выгоден Руси и был благом. Невский обдумал все варианты и решил, что покровительство и дружба с монголами будет счастьем для Руси. Потому он побратался с сыном Батыя - Сартаком. Привёл монгольский корпус Невруя на Русь для защиты её от агрессии с Запада. Все дальнейшие действия были направлены на сохранение союза, чтобы монгольский щит надёжно закрывал Русь. Поэтому Александр Невский во главе монгольских карателей истреблял недовольных. Это версия историка Льва Гумилева.

У Александра Невского не было выбора. Из двух зол князь выбрал меньшее, чтобы спасти Россию. С Запада давит Литва и крестоносцы. С Востока давят монголы. Русь разорвут на части и нация исчезнет. В отличие от европейского врага, Золотая Орда не отбирала земли, не навязывала религию, не угрожала русским как свободной нации. Ей была нужна просто дань и положение вассала. Развиваться Орда не мешала. Этой точки зрения придерживается официальная наука.

3. У Александра Невского был выбор. Никакого вторжения Запада на Русь не было бы, если бы Александр Невский принял предложение папы Иннокентия IV перейти в католичество. Тевтонцы прекратили бы крестовый поход против еретической Руси. А когда Золотая Орда со временем исчезнет, то Россия получила бы западное просвещение и демократию. По этому пути пошло Великое Княжество Литовское. Вместо азиатской тьмы Россия стала бы частью Европы. Отвергнув этот путь, Александр Невский направил Россию в нищету и Смутное время. К диктатуре, миру олигархов и бесправности народа. Этой версии придерживаются некоторые отечественные историки и большинство западных.

Силами Орды Александр Невский хотел захватить всю Русь. Им двигал только эгоизм, ни о каких интересах Руси он не думал. Он заставил Новгород подчиниться ордынскому влиянию и распространил в нём татарскую власть. Доносами уничтожал других русских князей. Невский был крайне деспотичен и жесток. Несогласных жить под татарским игом Александр Невский уничтожал. Эту версию выдвинул историк Валентин Янин.


(Валентин Лаврентьевич Янин (6 февраля 1929, г. Вятка - 2 февраля 2020, г. Москва) - советский и российский историк, археолог, действительный член АН СССР (1990), доктор исторических наук (1963), профессор (1964). Начальник Новгородской археологической экспедиции (1962—2020), заведующий кафедрой археологии МГУ (1978—2016). Крупнейший исследователь Новгородской Руси, Новгородской республики и берестяных грамот. Я считаю Валентина Янина лучшим историком советского периода, который провёл «на передовой» - в археологических раскопках - почти 60 лет! И не бросаясь от темы к теме, а глубоко занимаясь всю жизнь одним. Этому можно только позавидовать!)


Мне кажется, что сам Александр Невский в своих действиях объединил три мотива из четырёх. Во-первых, он искренне считал, что союз с Ордой является благом для Руси и для себя лично; во-вторых, рассчитывал, что союз с Западом будет не выгоден для Руси и для него самого особенно; и в-третьих, он считал, что с помощью татаро-монгол сможет расширить свою власть, как вширь, захватив земли других русских княжеств, так и вглубь, ликвидировав вече.

Так татаро-монгольский фактор оказался решающим в балансе сил. Победили деспотия и внеправовые отношения власти и человека. Окончательно этот тип государства сложился уже в Москве. Но об этом - в следующей тетради.

ТЕТРАДЬ 3. ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Б

Ольшие перемены на Руси принесла, казалось бы, территориально далёкая эпоха крестовых походов. Благодаря крестоносцам, Запад проложил себе новые пути на Восток, а Киев утратил роль посредника в торговле Северной Европы с Византией и странами Востока. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов из Киева в Царьград и крымские города. Разгром Константинополя крестоносцами в 1204 году ликвидировал главного торгового партнёра Руси и Скандинавии.

Русское государство не имело внутреннего единства. Главная идея объединения земель вокруг «пути из варяг в греки» - внешняя торговля - исчезала, Киев всё больше утрачивал значение столицы государства. Распад государства, по сути - внешнеторговой корпорации, был неизбежен. Князья стали придерживаться принципа «Каждо да держит отчину свою». С 12 века «отчины» начинают превращаться в независимые княжества. На окраинах молодые города своим богатством начинают затмевать старые.

На карте показаны основные русские княжества. Предмет нашего интереса - Ростово-Суздальская земля, колыбель великорусского народа и государства, из которого выросло Великое Княжество Московское и спустя века - Всероссийская империя.

Конечно, Новгородское княжество, (впоследствии - республика Господин Великий Новгород) было прямым продолжателем первого русского государства. Причём это было государство, намного превосходящее Ростово-Суздальское княжество и Великое Княжество Московское по размеру, культуре, богатству, да можно сказать - по всем показателям.

Однако современная Российская федерация, СССР и Российская империя являются прямыми потомками именно того государства, которое сформировалось на Ростово-Суздальской земле. И действительно, главные черты это государства, взаимоотношение человека и власти - зародились именно там. Какие это взаимоотношения и как они народились и созрели – главная тема этих исторических записок.

В качестве фактического материала и описания событий я, не желая много стучать по клавишам, взял фрагменты из трудов наиболее симпатичных мне историков. Скачал из сети интернет и фрагменты из «Курса русской истории» профессора В. О. Ключевского, знатока русской истории и большого мастера слова, «Истории Российской 9-17 в.в.» д.и.н. Р. Г. Скрынникова, «Российской цивилизации 9 - начало 20 века» к.и.н. И. Н. Ионова. Конечно, подбор фрагментов, их увязка между собой, иллюстрации и комментарии мои.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.045 с.)