Глава. Политическое устройство. Вертикаль власти 1000 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава. Политическое устройство. Вертикаль власти 1000



Вертикаль власти 1000

«С конца X в. вассалитет меж князьями-наместниками и великим – первым среди равных, старейший с богатейшим столом, с князьями молодшими отношения по договору ряда или «крестным грамотам» от «целовать крест» - присягать – военно помогали, экономически особо в войну - «быти в воле, послушании» за защиту от обид третьей стороной, землю – лён или феод.»[50]

Глава. Социальная политика

Бояре

«Боярское землевладение из жалованных князем, родоплеменной знати, богачей, за вассальную службу князю с податным, судебным иммунитетом. Боярское звание лишь высоким рангом, не наследственно. В русской правде двойная вира (штраф) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, огнищан, тиунов, конюхов. Высокий штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи, разорение пчельника, охотничьих угодий.»[51]

Смерды

«Сельчане свободны, полузависимы, несвободны. Основное население – люди, людины, сябры, чаще смерды – свободные общинники на общинных, частновладельческих землях, платили дань, участвовали в ополчении в войне, под: государства юрисдикцией, княжеским судом, ограничен в праве наследования, после его смерти без сыновей, имущество князю, дочери лишь приданое, имущество боярина, дружинника дочерям (ст. 90–91 Пространной Правды). Смерд лично свободен, самостоятельно хозяйство, платит штрафы свободных, в праве переходить от патрона, за кражу его коня 2 гривны в правде. Сомнение в свободе долго от 5 гривен за убийство смерда, холопа, но может «за смердий холоп 5 гривен».»[52]

Закуп

«Закуп в русской правде – обедневший крестьянин, попавший в зависимость собственника земли за купу – занятый долг (деньги, инвентарь, скот), отрабатывал проценты на «купу» в хозяйстве кредитора, личность – обеспечение договора, ибо при неплате в срок служба пожизненна, закуп – холоп. Выступал в суде по незначительным тяжбам свидетелем, за его жизнь 40 гривен, «без вины» не: побить, отнять имущество, продать. За побег от господина превращён в холопа (ст. 56 Пр. Пр.), за кражу (отвечал господин) (ст. 64. Пр. Пр.).»[53]

Рабы

«В ст. 110 Пространной Правды ещё случаи холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажу.»[54]

Тиуны

«Холопы-тиуны во дворе князя или боярина видно правили, за их убийство 40 гривен. Боярский тиун мог выступать в суде «видоком» – свидетелем, не «послухом» – поручителем»[55]

Глава. Политические нормы

Обязательства

«Правда без отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового, от обязательств из деликтов штрафы, возмещение убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его, штраф (ст. 11 Кр. Пр.) 3 гривны (ст. 12–13 Кр. Пр.).

Договорные обязательства оформляют в систему при становлении частной собственности, без термина «договор». Для заключения договора стороны отвечают требованиям: возраста, правоспособности (не умалишенный), свободы или доброй воли. Договоры, заключенные по принуждению без силы. Поначалу договоры словесные, с потреблением и ходе их заключения обрядов (магарыч, рукобитье), свидетелями (послухи). Договор мены из древнейших, вырос договор купли-продажи. В правде лишь сделки с движимым (и холопы). Сделки с холопами при них. Договор мены или купли-продажи расторгнут, если продавец ввел в заблуждение о качестве или несостоялся, если продавец не собственник. Право заимодавца на личность должника до продажи неисправного должника в рабство по займу денег (куна), меда, жита, семян, скота: простой займ предполагал возврат долга с процентами – рез (с занятых денег), настав (с меда), присоп (с жита). Проценты: годовые – 20 (1 к 5), третные и месячные выше. За нарушение договора, неисполнение обязательств»[56]

«потеря свободы. Форма займа – закупничество или самозакладный заем и заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора. Поклажа – дача вещи хранить, за утайку их части хранитель чист, приняв присягу (клятву). В договоре личного найма право нанимателя на личность наймита – вело к холопству – вид самозакладного займа с задатком, суммой найма в дважды, если наймит хочет оставить хозяина до срока («Правосудие Митрополичье»).

Наследство – статок или задница – оставленная после себя уходящим в другой мир лишь движимость (дом, двор, товар, рабов, скот) по завещанию (ряду) – не отлично от по закону, ибо допускало к наследованию лишь и без него обладающих б имуществом, по «если без языка умрет» завещания словесно как коллективная воля семьи под руководством её главы – отец и мать к детям, муж к жене – лишь членам семьи. Как правило, имущество равно меж всеми сынами без преимуществ старшинства, младшему всегда и дом с дворцом, ибо у старших братьев хозяйство.»[57]

Да нет, это типично у монголов.

«свобода завещательных распоряжений в рамках права отца завещать одним сыновьям, лишать наследства других. От христианства включают в наследников церковь на помин души. Мать могла дать добро сыну первого или второго мужа, к ней «доброму». Если все сыновья «недобры», то дочерям. Жена могла пользовать имущество лишь до смерти, после – переходило детям. После матери наследовали дети, у кого жила. К наследованию без завещания все сыновья, дочери при сынах исключены, ибо на обеспечении мужа. Могли содержаться до замужества, приданое вступая в брак. Смердов ммущество в казну. Лишь имущество бояр без сыновей дочерям (ст. 91 Пр. Пр.). Не наследуют дети вне церковного брака, от рабынь – наложниц, по смерти отца с матерью свободных. Расширении круга родственников-наследников – суть развития русского наследственного права параллельно расширения прав частной собственности»[58]

Уголовная политика

Не «преступление», из греческой литературы известное, а обида – причинение физического, материального, морального ущерба. Без государственного преступления, за «обиду» князю штраф – продал/сей. Субъекты преступления – способные отвечать за криминальные действия – все свободные, ясно сознающие. Злодеяния холопов не преступ-»[59]

«ления, их хозяева выкупали либо давали «лицом» потерпевшему. По Правде ударившего свободного мужа, можно убить. В русская правде субъективная сторона преступления – умысел или неосторожность. Нечетки границы мотивов преступления, понятия виновности нет. В ст. 6 Пространной Правды за убийство «в сваде или на пиру» штраф. За убийство в разбое, грабеже преступнику с семьей тяжчашее наказание – поток, разграбление. Отягчает вину корыстный умысел, смягчает опьянение («на пиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»).»[60]

Опьянение – состояние аффекта?! – к чему здесь тире, хотя запятая?!

«Преступления против личности – убийство, телу вред, побои, оскорбления (преступления против чести). Преступления имущественные (против собственности) – разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение, пользование чужим имуществом. Государственных преступлений нет, ибо без абстрактного понятия «государство», интересы государства – интересы князя»[61]

,а то абсолютное большинство кукаретиков «государства» так не объясняют, тем > что:

«за жизнь представителей княжеской администрации двойная вира. История Киевской Руси знает государственные преступления – восстания горожан, казнили. Из церковных уставов преступления против церкви: зелейничество и ведовство (чародеяние и волхование – знахарство и колдовство) остатки язычества. Преследовали моления в рощах, у воды, под овином, ограбления трупов, введение в церковь собак, птиц. Объективной стороны преступления стадии: покушение на преступление (вынул меч, не ударил), оконченное преступление – действие (вынул меч, ударил), наказание – 1, 3 гривны кун. Роли соучастников в преступлении не делит (ст. 40 Кр. Пр.), одинаково отвечают все – 10 человек украли 1 овцу, платят по 60 резан продажи. Нельзя убивать вора без непосредственной опасности.

«наказания»: месть – возмездие за деяние потерпевшим или его родичами, в Краткой Правде предписанная, лишь в соединении с судом нужо суда разрешение, раненный доказав на суде справедливость обвинения, мстит или возьмёт 3 гривны за убийство, увечье, нападение на здоровье, честь, смирять – лишить жизни, телесно наказать.»[62]

«Штрафы доминируют»[63]

Как у шумеров, где «древнейшее основное уголовное наказание – штрафы»[64]

«: уголовные (общественной власти), частные – потерпевшему. За убийство вира князю, половничество родственникам, за прочие преступления – продажа князю, урок потерпевшему. Вира с общины – верви (мира), — дикая при: непредумышленном убийстве, преступник защищен круговой порукой общины, умышленном, но община не: ищет, дает преступника. Поток и разграбление – лишение всех прав, в дикой природы обрекало на смерть за: кражу коня, поджёг дома, гумна, профессиональный разбой, имущество делят общинники либо князю, могли обратить в рабство.»[65]

«наказания и обращенные на: свободу – изгнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, тяжелее – в погребе), заточение (заключение, соединённое со ссылкой), обращение в рабство, здоровье – членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей), широко распространившееся позднее как заменяющее денежные выкупы при несостоятельности. Суд при Русской Правды не отделен от администрации, судья – князь, решал дела феодальной знати, междукняжеские споры.

«Без княжа слова» нельзя «мучить» огнищанина, смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю, судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог жаловаться закуп, важней дела князь решал со своими мужами боярами, менее важные рассматривала князя администрация. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице, дворы княжеских чиновников в провинции). На местах суды посадника, волостеля, помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин, ст. 41 Кр. Пр. определяет размеры суда помошникам – мечнику, детскому, метельнику). Активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым по иммунитетным жалованиям (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы). Суд общины мог решать мелкие внутриобщинные дела. Церкви суд ведал семьёй. Последний в своде без доказательств – вор. В одной территориальной единице (волости, города) свод до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего – повышенно возместив убыток, мог начать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.). Гонение следа – розыск преступника по следам: при убийцы обнаружении следов общины члены платят «дикую виру» или ишут виновника. Если следы терялись в лесах, пустошах, дорогах, поиск прекращён (ст. 77 Пр. Пр.). Суд состязательный – стороны «тягались» на равных условиях, собирали, представляли доказательства, улики. Виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия – видоки, послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители – свободные, закупы («в малой тяжбе»), боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.), с ограниченым количеством доказательств присяга («роты»), ордалии – в западных источниках: железом – по характеру ожога, связанный не тонул виновный.»[66]

«С сынов Ярослава вместо мести за убийство штраф. Ударившего свободного мужа сыны Ярослава выкупали, разрешили побить.»[67]

«В русской правде за убийство жены 40 гривен, если вина жены в прелюбодеянии не доказана, 20 при убийстве за вину.»[68]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.01 с.)