Становление и развитие отечественных дидактических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие отечественных дидактических систем



 

По мнению В.А. Сластенина, становление дидактических систем в России связано с осознанием необходимости светских школ, что легло в основу поисков соответствующих систем обучения. На смену средневековому мышлению приходит умственная деятельность, связанная с изучением науки. Классно-урочная система обучения, предложенная М.В. Ломоносовым, основанная на "экзерцициях" - упражнениях, выполняемых учениками в школе и дома, а также на лекциях педагогов гимназий. Составленные Ломоносовым учебные планы синтезируют классическое, естественно-научное и реальное образование.

Дидактическая система Л.Н. Толстого, напротив, отрицает заранее установленные программы, твёрдое учебное расписание. Предполагается что содержание учебных занятий в школе определяется интересами и потребностями детей. Учебный процесс строится на "самоестественной" свободной организации взаимодействия учеников и учителя. Опыт Толстого положил в России начало экспериментальной педагогической работе в условиях повседневных школьных занятий.

Известный отечественный педагог П.Ф. Каптерев, опираясь на факт существования среди учеников различных "типов умов", обосновывает необходимость множественности общеобразовательных систем в школе, наличие в ней общих и факультативных курсов. В качестве способа развития умственных сил учащихся П.Ф. Каптерев предлагает эвристическую форму обучения, согласно которой научные законы, формулы, правила и истина открываются и вырабатываются самими учениками.

Дореволюционный период развития отечественной дидактики связан с именами многих отечественных педагогов. Прежде всего, следует отметить основателя отечественной научной педагогики К.Д. Ушинского, построение системы обучения которого базируется на антропологической позиции, опирающейся на осмысление физиологических и психологических процессов. Ученый говорит, что "ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием, из чего делает вывод: чем моложе ребенок, тем более он требует разнообразия деятельности".

Экспериментальной разработкой методов активного обучения занимался другой известный педагог В.П. Вахтеров (1853 - 1924), который разработал и опубликовал "Основы новой педагогики", опирающейся на естественные стремления ученика к развитию, культивирующей внутренние стимулы обучения. Ведущими формами такого обучения Вахтеров определил деятельностно-практические: опыт, наблюдения, уроки на воздухе, экскурсии, занятия музыкой, рисованием, ручным трудом и гимнастикой. Основой системы обучения К.Д. Ушинского и В.П. Вахтерова являются антропологический подход и методы активного обучения.

Советский период развития дидактики (1917 - 1980-е гг.) охватывает исследования многих педагогов и психологов. Особого внимания заслуживают дидактические идеи С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, а также, выходящие за рамки традиционного обучения системы: Мыследеятельностное обучение (Г.П. Шедровицкий), программированное (Н.Ф. Талызина, В.П. Бекспалько), проблемное (Лернер И.Я., М.И. Махмутов), развивающее (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

После революции 1917г. одной из главных целей школы являлась цель обучения детей труду, жизни в окружающемобществе. Возможность реального труда предполагали системы обучения и педагогов-гуманистов (С.Т. Шацкий) и социально ориентированных педагогов (А.С. Макаренко) того времени. Одним из направлений советской дидактики 1920-1930-х годов стало внедрение бригадно-лабораторного метода обучения, методов проекта и других способов активизации обучения через деятельность учеников. Программированное обучение 1950-х годов установило единообразный ход инструментального учения, происходящего в индивидуальном для каждого ученика темпе: предъявление ученику микроинформации - реакция на неё в виде ответа - оценка ответа - закрепление верных реакций - усвоение знаний. Включение в дидактику логического и методологического инструментария, в том числе и рефлексии, связано с исследованиями Г.П. Щедровицкого - автора и разработчика системомыследеятельностной методологии и оргдеятельностных игр. Организация учебной деятельности школьников через решение ими проблемных вопросов, задач или заданий, проблемных ситуаций, характеризующихся недостаточными условиями для их решения, оформилась в систему проблемного обучения.

Развивающее обучение сместило образовательные акценты с изучениями учениками материалов по предметам на их учебную деятельность, ориентированную на развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов) или на всестороннее развитие ученика (Л.В. Занков).

Кроме развития целостных дидактических концепций, о которых мы уже сказали, в советский период велись научные исследования других советских дидактов, не создавших целостные концепции, но внесших огромный вклад в развитие теории обучения. В этом ряду необходимо выделить труды П.П. Блонского, который разработал основы трудовой политехнической школы. М.А. Данилов создал концепцию начального образования и возродил понятие "педагогичесикй процесс", введенный в дидактику еще П.Ф. Каптеровым. М.Н. Скаткин - автор принципа научности обучения и других дидактических принципов начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор учебника по природоведению для начальной школы. И.Я. Лернер - разработал систему методов обучения, в которую вошли: информационно-рецептивные, инструктивно-репродуктивные, эвристический, исследовательский метод, проблемного изложения, метод соотношения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся.

Итак, становление отечественной дидактики связано с трудами М. Ломоносова, Л. Толстого, чьи идеи были развиты Ушинским, Вахтеровым на основе антропологического подхода и методов активного обучения. Советскому периоду присуща достаточно единая система обучения, базирующаяся на общем дидактическом основании: передача молодому поколению содержания накопленного человечеством социального опыта. В целом, советский период характеризуется единообразной системой обучения, в которой совершенствовались отдельные дидактические и методические направления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.004 с.)