Современные зарубежные дидактические системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные зарубежные дидактические системы



 

Современные дидактические системы, основываясь на достижениях и ошибках прошлого, выдвигали новые концепции, которые должны были решить основную задачу обучения. Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности:

·   Методологическую основу её составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), благодаря чему дидактика смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации процесса обучения.

·   Современная дидактика стремится к разумному рационализму, её отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников.

·   Стал иным подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составления учебных курсов. Однако положительные качества прежних программ новая дидактика стремится сохранять и приумножать.

Определяющую роль в зарубежных системах обучения играют социально-культурные основания. Например, системы обучения тибетских лам или индийских гуру определяются соответствующими религиозными основаниями. Европейское или американское образование включает в себя те системы обучения, которые наиболее полно отвечают потребностям различных слоев общества.

Зарубежные системы обучения достаточно многообразны, хотя опираются на ограниченное число дидактических и мировоззренческих позиций. Эти системы обучения могут иметь разные области применимости: от обучения родному языку до государственной образовательной системы.

Рассмотрим модели обучения в элитных частных школах США. Образование в Америке строится на идеях свободы, демократии, частного предпринимательства. Этим обусловлена направленность многих школ, в том числе элитных, гарантирующих выпускникам получение знаний, необходимых для поступления в престижные колледжи и университеты. Обучение в этих школах платное, достигает 18 тысяч долларов в год, но многие дети - почти пятая часть - учатся бесплатно за счет благотворительных фондов. Приведём пример системы обучения в Мидлсекской школе (США), в которой учится 180 юношей и 120 девушек из 26 штатов и 13 зарубежных государств.

Расовому аспекту здесь уделяется особое внимание: во-первых, американские дети обогащаются пониманием многообразия национальных культур; во-вторых, приезжие, вернувшись на родину, никогда не забудут школьную дружбу и саму Америку.

Цели Мидлсекской школы таковы:

·   поощрять развитие ума, тела духа;

·   научиться понимать самого себя;

·   развить способности к самооценке и интеллектуальному самоуглублению

·   выработать в себе личную систему ценностей, характеризуемую высокими стандартами этического поведения;

·   подготовиться к жизни в мировом сообществе, для чего развивать навыки доброты и гражданственности в общении с окружающими, которые есть часть глобального сообщества.

Овладение знаниями происходит в рамках жесткой академической программы, вместе с тем в атмосфере дружелюбия и взаимной поддержки. Преподаватели в ходе дискуссии учат подростков самообладанию, вере в себя, умение выразить своё "я" и защитить собственное мнение. Детей учат зарабатывать деньги.

Наряду со школами традиционного типа в Америке существуют "магнит-школы", которые можно посещать после занятий в основной школе с множеством программ по интересам. Чартерные школы предлагают бесплатное образование по авторским программам. Для тех, кто бросил школу или находиться на грани отсева из неё, имеются программы "Второй шанс".

Продуктивное обучение поддерживается немецкими педагогами И. Бомом и Дж. Шнайдером. Проект "Город-как-школа", реализуемый в рамках данной концепции Институтом продуктивного обучения в Европе, заключается в обучение молодёжи на основе практического опыта "из настоящей жизни". Продуктивное обучение позволяет осуществлять школьное образование, выводя деятельность ученика во внешний мир. Учащимся предлагается шесть направлений, освоение каждого из которых занимает около 3 месяцев и предполагает изучение сферы бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности. Учитель вместе с учащимися составляет его индивидуальную программу, учитывающую потребности ученика и специфику его рабочего места. Разделение между учебными предметами и профессиональной практикой отсутствует. В Санкт-Петербурге в данном направлении осуществляется деятельность Института продуктивного обучения РАО. Кроме того, продуктивное обучение развивается в качестве подхода к общеобразовательной подготовке учащихся в базовых учебных курсах.

Разработка модели обучения как "развертывающейся истории" осуществляется канадскими педагогами (К. Иган и др.). Эта модель построена на предположении о возможности найти путь для знакомства ребенка практически с любым содержанием в любом возрасте. Основным инструментом обучения является выделение в материале так называемых бинарных оппозиций - противоположных сущностей, идей, понятий и жизненных подходов.

В основе модели обучения как естественнонаучного исследования, разработанной американским биологом и педагогом Дж. Швабом, лежит ориентация на научное исследование как образец для построения обучения. Данная модель носит название "Приглашение к исследованию" и предназначена для изучения материала, отражающего основы научных знаний. Ученикам предлагается возможность выдвинуть самые разные предположения. Исследования сопровождаются постановкой заданий, побуждающих ученика к решению проблемы.

Таким образом, в основе современных зарубежных систем лежат социально-культурные ценности. Зарубежные дидактические системы и модели обучения обеспечивают активную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и отличаются между собой социальными, религиозными, общественно-экономическими и иными основаниями. Школа является средством подготовки детей к жизненному самоопределению.

 

1.3 Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования

 

Поскольку отечественная дидактика развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказывают существенное влияние на характер обучения в российских школах, поэтому необходимо рассмотреть те зарубежные дидактические системы, целевая направленность которых совпадает с современными тенденциями развития отечественного образования. К таким системам относят дидактическую систему Сократа, систему Монтессори, принципы Вальдорфской школы, систему Френе.

Древнегреческий философ и педагог Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы; в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Его метод нашел отражение в прогрессивных теориях обучения и получил название сократического или эвристического. Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их "передачи". В своих беседах Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения" "Мера существующего или несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого - другое. < >Ничье мнение не бывает ложным….". "Я знаю, что ничего не знаю" - начальная эвристическая формула Сократа, которого можно считать основоположником эвристического обучения. Отличие этого типа обучения от традиционного состоит в изменении отношения между знанием и незнанием:

·   Традиционный ориентир обучения - перевод незнания в знание: дать знания, получить знания - эти фразы отражают привычный смысл взаимодействия ученика и учителя.

·   В эвристическом подходе, переводя незнаемое в знания, ученик сталкивается с парадоксальной ситуацией увеличения незнания. Образование становится механизмом самодвижения.

В этих двух противоположных дидактических подходах заложена принципиально новая система образования.

Большое распространение не только за рубежом, но и в России получила дидактическая система французского педагога С. Френе (1896 - 1966), создавшего оригинальную систему школьного обучения, основаную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей. Основой учебного процесса в школе Френе является создание учащимися так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Традиционные учебники в школе отсутствуют, а вместо них действует система карточек, содержащих математические задачи и грамматические упражнения. Чтобы не травмировать психику детей, оценки в школе Френе не выставляются, а вместо них существует система поощрений. Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Недостатком системы Френе является отсутствие последовательности в изучении материала, в то же время отдельные элементы системы используются в современных школах (система карточек). В целом, школа Френе предвосхитила новые дидактические системы.

Популярной в России является система итальянского педагога и врача Марии Монтессори (1861 - 1952). Система Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет. В основе системы лежит многообразная практическая деятельность детей со специально подготовленным дидактическим материалом. Активная роль учителя отрицается, преобладают методы автодидактики. Главный принцип дидактической системы Монтессори: "Помоги мне это сделать самому". В России широко используются материалы из системы Монтессори для природосообразного обучения детей в детском саду и начальной школе.

Развитие и образование человека как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер рассматривал основатель Вальдорфской школы Р. Штайнер (1861 - 1925). Задача вальдофской педагогики - воспитание духовно свободной личности. Законы творчества рассматриваются в этой системе как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Особенности вальдорфской дидактики заключаются в следующем:

·   Применение метода обучения детей через цветовое и образное переживание предметов.

·   Изучение объектов как наделенных душой вещей.

·   Использование принципов дуализма как учения признающего равноправие и противоречие двух начал.

·   Учет жизненно биологических ритмов ребенка, чередование противоположных видов деятельности.

·   Природосообразность и отрицание шаблонов.

Таким образом, охарактеризованные дидактические системы, хотя их разделяют огромные временные расстояния, основаны на общих принципах: природосообразности, личностно-ориентированном подходе и творческой направленности обучения и во многом отражают принципы современной отечественной дидактики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.013 с.)