Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективные показатели оценки степени утомленияСтр 1 из 4Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В процессе физического воспитания необходима сознательная активность занимающихся в решении образовательно-воспитательных задач. В связи с этим, важное место в учебном процессе занимает не только совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств и работоспособности занимающихся, но и решение задач планирования физической нагрузки. Решение этих задач неразрывно связано с контролем и самоконтролем занимающихся, т.к. главной задачей физического воспитания является укрепление здоровья человека. Важность умения самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, за параметрами его развития обуславливается повышенными требованиями, которые предъявляет ритм жизни современного человека, увеличение потока информации, ухудшение экологической обстановки. Самоконтроль – это система наблюдения за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревновательных нагрузок.
Главные задачи самоконтроля 1. Осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью. 2. Освоить простейшие методы самонаблюдения. 3. Научится анализировать показатели самоконтроля и применять их на практике. 4. Воспитание сознательного отношения к занятиям по физвоспитанию. Самоконтроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При самоконтроле важно знать, как изменяются объективные (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.) и субъективные (самочувствие, сон, аппетит) параметры, а также показатели физической работоспособности и подготовленности.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ К объективным показателям относят: - показатель здоровья и физического развития; - показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы; - показатель функционального состояния дыхательной системы; - показатель функционального состояния нервной и нервно-мышечной системы; - показатель физической работоспособности; - показатели физической подготовленности.
Показатели здоровья и физического развития Физическое развитие является одним, из показателей здоровья. ВОЗ (всемирная организация здравохранения) рассматривает здоровье, как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека на 20 % зависит от экологии, на 20 % зависит от наследственности, на 50 % зависит от образа жизни (режима труда и отдыха, питания, закаливания, физических нагрузок, вредных привычек) и на 10 % зависит от врача.
Основными методами исследования физического развития является наружный осмотр и антропометрия. Наружный осмотр - тип телосложения (астенический, нормастенический, гиперстенический); - осанка (наличие сутулости, сколиоза); - кожа (окраска, тургор, влажность); - жировая прослойка (толщина жировой складки в различных частях тела); - мускулатура (в состоянии покоя и напряжения мышц); - осмотр грудной клетки, спины, верхних и нижних конечностей. Наружный осмотр даёт представление о пропорциональности телосложения и об отрицательных сторонах физического развития. Антропометрия Основными антропометрическими показателями являются: вес, рост, экскурсия грудной клетки, сила кистей, становая сила. Вес определяется взвешиванием на медицинских весах. Нормальный вес рассчитывается по формуле Брока-Бруша: Нормальный вес при росте 155-165 см равен росту - 100±7; при росте 166-175 см равен росту - 105±7; при росте 176-185 см равен росту - 110 ±7 Можно пользоваться весоростовым индексом Кетле: вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится у мужчин - 350-400 г, у женщин - 325-375 г Рост измеряется специальным ростомером. Эскурсия грудной клетки измеряется сантиметровой лентой (на максимальном вдохе, полном выдохе, паузе). Сила кисти измеряется кистевым динамометром, становая сила – становым динамометром (таблица 2.).
Таблица 2 - Оценка результатов кистевой и становой динамометрии (кг). Оценка |
Кистевая динамометрия |
Становая динамометрия | ||||||||
правая кисть | левая кисть | юноши | девушки | ||||||||
юноши | девушки | юноши | девушки | ||||||||
удовлетв. | 48 | 30 | 45 | 28 | 120 | 85 | |||||
хорошо | 52 | 35 | 50 | 33 | 140 | 110 | |||||
отлично | 56 | 40 | 55 | 38 | 160 | 115 |
|
Проба Штанге
Проба Генче
Оценка
ЧСС
Исходная
Оценка ЧСС после нагрузки
Следующим этапом теста является подсчет ЧСС через I, 2, 3, 4, 5 минут до полного восстановления. Если ЧСС восстановилась до исходного показателя, то реакция хорошая. В норме, у нетренированных людей, ЧССдолжна восстанавливаться до исходного показателя в течение 5 минут, у тренированных в течение 2 минут.
Проба с приседаниями в СМГ выполняется вместе с ортостатической пробой, поэтому тест называется четырехмоментная проба. Она включает в себя четыре показателя измерения пульса: 1)в покое, 2)стоя, 3)после приседаний, 4)после восстановления.
Двенадцатиминутный тест Куппера
Тест представляет собой более интенсивную нагрузку, чем тест с приседаниями и рекомендуется более подготовленным студентам (после 8 недельной тренировки). Сущность теста заключается в том, что за 12 мин. нужно пробежать или пройти как можно большее расстояние. Результат оценивается по таблице 8.
Таблица 8 -12-и минутный тест Куппера
Мужчины, м | Женщины, м | Оценка |
2800 и более 2500-2700 2000-2400 1,6-1,9 менее 1,6 | 2650 и более 2160-2640 1850-2150 1,5-1,84 менее 1,5 | 5 4 3 2 1 |
Степ-тест
Степ-тест проводится с целью определения МПК (максимального потребления кислорода) - количественного показателя работоспособности.
Выполняется восхождение на гимнастическую скамейку (высота у мужчин – 0,38 м, у женщин – 0,28 м) с определенной частотой под метроном. Измеряется ЧП после каждой нагрузки. Учитывается возраст, пол, вес, высота восхождения и ЧП. Результат получаем по формуле (см. учебный стенд).
Дыхательные пробы Штанге и Генче, характеризующие систему дыхания, описанные выше, так же могут отражают уровень физической работоспособности и тренированности. Чем выше задержка дыхания, тем выше тренированность. Так, студенты, занимающиеся в секциях бега, ходьбы, плавания показывают хорошие функциональные возможности дыхательной системы (задержка дыхания на вдохе достигает 1,2 мин).
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ЗАЧЕТА
Зачеты по физвоспитанию студенты сдают в конце осеннего и весеннего семестров 1-3 курсов обучения.
К зачету допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу и набравшие в рейтинге не менее 25 баллов. В конце осеннего семестра студентам выставляется в зачетную книжку оценка «зачтено», в конце весеннего семестра – дифференцированная оценка «отлично», «хорошо», удовлетворительно». В зачетной ведомости дополнительно проставляется сумма баллов соответствующего семестрового рейтинга.
Студенты, не выполнившие минимальные контрольные нормативы, или не сдавшие зачетные требования, после соответствующей подготовки допускаются к повторной сдаче зачета, но не более двух раз. При этом первый раз повторно принимает зачет преподаватель, а второй – специально назначенная комиссия.
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Определение самоконтроля.
2. Назвать основную задачу самоконтроля.
3. Дать характеристику показателям самоконтроля.
4. Дать характеристику утомлению, как субъективному показателю интенсивности нагрузки.
5. Дать оценку своему физическому развитию (с учетом состояния здоровья, веса, роста, показателя правильной осанки).
6. Оцените у себя состояние ССС с учетом ЧСС, АД, четырехмоментной пробы.
7. Оцените у себя состояние дыхательной системы по показателям ЧД, дыхательным пробам.
8. Дать характеристику интенсивности нагрузки в циклических упражненияхпо объективному показателю ЧСС.
9. Проведите пробу на работоспособность (60 подскоков за 30 секунд) и дайте оценку.
10. Проведите анализ теста Куппера по результату и ЧСС.
11. Проведите тест на состояние нервно-мышечной системы и дайте оценку.
12. Оцените свою физическую подготовку по выносливости, силе, гибкости и назовите основные средства, методы улучшения их результатов.
13. Назовите факторы от которых зависит ваше здоровье, и как вы его укрепляете.
14. Что такое здоровье? (Дать определение).
Библиографический список
1. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия /К.Купер. - М.: ФИС, 1989. - 224с.
2. Носков В.И. Методические указания к совершенствованию ФВ/ В.И.Носков - Донецк: ДГУ, 1988. - 52с.
3. Методические указания по применению врачебного контроля на практических занятиях студентов-субординаторов медицинских институтов/ Одесса: ОМИ, 1985. - 141 с.
4. Паспорт здоровья студента /Одесса: ОМИ, 1989. - 41с.
5. Сусидко Е.Л. Учебное задание. Организация и методика проведения занятий по физвоспитанию со студентами СМГ /Е.Л.Сусидко, В.И.Самойлов. – Харьков: ХМИ, 1998. – 38с.
6. Соколовский В.С. Учебное пособие (самоподготовка студентов) / В.С. Соколовский, Ю.А.Перевощиков, А.Г.Кривошеее - Одесса: ОМИ, 1991. - 8с.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе физического воспитания необходима сознательная активность занимающихся в решении образовательно-воспитательных задач. В связи с этим, важное место в учебном процессе занимает не только совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств и работоспособности занимающихся, но и решение задач планирования физической нагрузки. Решение этих задач неразрывно связано с контролем и самоконтролем занимающихся, т.к. главной задачей физического воспитания является укрепление здоровья человека. Важность умения самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, за параметрами его развития обуславливается повышенными требованиями, которые предъявляет ритм жизни современного человека, увеличение потока информации, ухудшение экологической обстановки.
|
Самоконтроль – это система наблюдения за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревновательных нагрузок.
Главные задачи самоконтроля
1. Осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью.
2. Освоить простейшие методы самонаблюдения.
3. Научится анализировать показатели самоконтроля и применять их на практике.
4. Воспитание сознательного отношения к занятиям по физвоспитанию.
Самоконтроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При самоконтроле важно знать, как изменяются объективные (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.) и субъективные (самочувствие, сон, аппетит) параметры, а также показатели физической работоспособности и подготовленности.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ
К субъективным оценкам утомления относятся: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.
§ самочувствие (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое)
оценивается утром, после утренней гигиенической гимнастики, до и после физической нагрузки;
§ сон (отличный, хороший, удовлетворительный, бессонница) оценивается утром;
§ аппетит (ухудшение, отсутствие, хороший, отличный) оценивается утром и вечером;
§ работоспособность (хорошая, плохая, отсутствие, усталость) оценивается вечером.
1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости
Во время занятий, развивая общую выносливость, студенты контролируют физическую нагрузку по степени утомления. Существует три степени утомления: небольшое, значительное и переутомление (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика степеней утомления
Признак утомления | Небольшое утомление (1 стадия) | Значительное утомление (2 стадия) | Резкое утомление (3 стадия) |
Окраска | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость | Большая | Большая (выше пояса) | Особо резкое (ниже пояса), выступление соли |
Дыхание | Учащенное (до 20-26 вдохов в мин на равнине и до 36 на подъеме) | Сильное учащенное | Резкое (более 50-60 вдохов в мин) учащенное, поверхностное через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием |
Движения | Бодрая походка | Неуверенный шаг, легкое покачивание, отставание на марше | Резкое покачивание, появление не координированных движений, отказ от дальнейшего движения |
Продолжение таблицы 1
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.045 с.)