Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ себестоимости продукции
Важнейшим фактором роста прибыли является снижение затрат на производство и себестоимости продукции. Поиск резервов снижения затрат начинается с исследования и общей оценки их состава и структуры. Это дает возможность установить тип производства и основные направления поиска резервов снижения этих затрат. Так преобладание в общей сумме затрат удельного веса материальных затрат свидетельствует о том, что производство материалоемкое и, следовательно, главное направление поиска резервов снижения затрат – это экономное и рациональное использование материалов в производстве. Если значительную долю составляют расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, то производство является трудоемким и поиск резервов следует вести в направлении экономии рабочего времени, роста производительности труда. В соответствии с основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) все затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам: 1) Материальные затраты; 2) Расходы на оплату труда; 3) Отчисления на социальные нужды; 4) Амортизация основных средств; Для анализа состава и структуры затрат используется таблица 2.9.
Таблица 2.9 – Общая оценка состава и структуры затрат на ЗАО «МИЗ»
Показатели таблицы свидетельствуют о том, что значительную долю затрат и в предыдущем (базисном) и в отчетном периодах составили материальные и трудовые затраты. Первые занимают около 55 % от общей суммы затрат, вторые более 25 % от общей суммы затрат. Из этого следует, что важнейшими факторами снижения себестоимости продукции данного предприятия является сокращение материальных и трудовых затрат. Так, повышение уровня использования материальных ресурсов и сокращение вследствие этого материальных затрат на 1 % обеспечит снижение себестоимости на 77087 тыс. руб. (1 % от 7708704). А улучшение использования трудовых ресурсов, т.е. рост производительности труда, сокращение потерь рабочего времени, непроизводительных затрат рабочего времени на 1 % обусловит уменьшение себестоимости на 51951 тыс. руб. ((3864510 + 1330574) ·1 %).
Анализ изменения структуры показывает, что доля материальных затрат, расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, прочих расходов в отчетном периоде увеличилась по сравнению с базисным периодом соответственно на 2,1; 2,4; 0,8; 0,7 процентных пункта. Доля же амортизации основных средств уменьшилась на 6 процентных пунктов. Средний процент изменения всех затрат составил 161,2. Анализ затрат на рубль продукции – обобщающий показатель себестоимости. Он рассчитывается как отношение полной себестоимости к стоимости продукции. Этот показатель измеряется в копейках.
Таблица 2.10– Расчет затрат на рубль продукции
Данные таблицы показывают, что себестоимость продукции повысилась и по сравнению с предыдущим годом и по сравнению с планом. Однако, для того, чтобы оценить это экономическое явление необходимо изучить динамику и выполнения плана по затратам на рубль продукции. Анализ затрат на рубль свидетельствует о том, что их уровень снизился и по сравнению с прошлым годом и по сравнению с планом. Это означает, что затраты для выпуска каждого рубля продукции сэкономлены. Если в предыдущем году они составили 105,4 копеек на каждый рубль выпускаемой продукции, то в отчетном (2008) их уровень составил 99,6 копеек, т. е. на 5,8 копеек ниже. Уровень затрат на рубль фактически выпускаемой продукции оказался выше на 5,4 копейки (99,6 – 94,2). Условно-переменными являются: 1) прямые материальные затраты; 2) прямые трудовые затраты;
На прямые материальные затраты оказывают влияние следующие факторы: - изменение объема продукции; - изменение структуры продукции; - изменение уровня материальных затрат на отдельные изделия. Результаты анализа показали, что прямые материальные затраты по сравнению с планом увеличились на 101104 тыс. руб. Этот перерасход в основном обусловлен ростом объема производства, вследствие которого материальные затраты могли бы возрасти на 847637 тыс. руб. Незначительно, на 8104 тыс. руб., материальные затраты увеличились в результате несоблюдения норм расхода материалов на отдельные изделия. Общий перерасход мог бы составить 855741 тыс. руб. (847637 + 8140). Однако, увеличение доли изделий с меньшей материалоемкостью в общем выпуске продукции и соответствующее сокращение удельного веса более материалоемких изделий привело к снижению материальных затрат на 754637 тыс. руб (таблица 2.11). Таблица 2.11 – Анализ прямых материальных затрат по ЗАО «МИЗ»
На прямые трудовые затраты оказывают влияние следующие факторы: - изменение объема продукции СМР; - изменение структуры продукции СМР; - изменение уровня трудовых затрат на отдельные изделия СМР. Методика анализа прямых материальных затрат аналогична методике анализа материальных затрат. Анализ прямых трудовых затрат представлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Анализ прямых трудовых затрат
Как показывают данные таблицы на предприятии получен перерасход трудовых затрат в размере 209034 тыс. руб. В процессе анализа себестоимости отдельных изделий используется дифференцированный подход к анализу отдельных статей калькуляции. Так, на материальные затраты в себестоимости отдельного изделия оказывают влияние следующие факторы первого порядка: 1) изменение норм расхода (количество израсходованного материала); 2) изменение цены материала; 3) замена одного материала другим; 4) изменение стоимости возвратных отходов. Анализ факторов осуществляется на основании расшифровки к статье калькуляции «Материалы» (таблица 2.13).
Таблица 2.13 – Выписка из расшифровки к статье калькуляции «Материалы»
Для анализа первых двух факторов факторная модель имеет вид:
М = К · Ц, (2.12)
где М – материальные затраты; К – количество; Ц – цена материалов.
Анализ двух последних факторов проводится прямым счетом. Результаты факторного анализа обобщены в таблице 2.14. Таблица 2.14 – Анализ влияния факторов на затраты материалов в себестоимости изделия
Результаты анализа показали, что по изделию фактические материальные затраты снизились на 295 466 рублей по сравнению с запланированными. Эта экономия получена в результате рационального использования блока 25ХГТ и снижения цен на нее. В частности уменьшение расхода блока 25ХГТ на 0,35 тонн обеспечило экономию материальных затрат на 227811,2 рублей. Снижение же цены на 7390 рублей привело к экономии материальных затрат на 30668,2 рубля. За счет этих факторов экономия материальных ресурсов могла бы быть 258479,4 рубля. Однако, замена одного материала другим и уменьшение по сравнению с планом возвратных отходов, сократили возможную экономию материальных затрат соответственно на 100246,8 и 63260 рублей.
Анализ прибыли предприятия Для налоговых органов и предприятий большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно и сумма чистого дохода. Следует обратить внимание на тот факт, что «Отчет о прибылях и убытках» позволяет раскрыть влияние факторов не только на прибыль от продаж, но и на другие виды прибыли, и, прежде всего на такие, как прибыль до налогообложения (экономическая прибыль) и чистая или нераспределенная прибыль (бухгалтерская прибыль). Так, на экономическую прибыль оказывают влияние все факторы формирования прибыли от продаж, а также изменения по сравнению с предыдущим годом: процентов к получению (+); процентов к уплате (-); доходов от участия в других организациях (+); прочих операционных доходов (+); внереализационных расходов (-). После формирования прибыли отчетного периода, она корректируется для целей налогообложения. Составим промежуточную таблицу 2.15, в которой раскрываются факторы формирования прибыли до налогообложения.
Таблица 2.15 – Факторы формирования экономической прибыли (прибыли до налогообложения) ЗАО «МИЗ»
Данные таблицы 2.15 показывают, что на увеличение прибыли до налогообложения существенное влияние оказали такие факторы, как прирост прибыли от продаж (+12 млн. руб.) и прочих операционных расходов (-10), а на уменьшение прибыли до налогообложения воздействовали другие факторы: - увеличение процентов к получению (0,7 млн. руб.); - уменьшение внереализационных доходов (-2,1 млн. руб.); - снижение внереализационных расходов (+5,0 млн. руб.), что в конечном итоге привело к уменьшению экономической прибыли на 5 млн. руб. (+0,7 + 1,4 – 10 – 2,1 + 5), или на 71,4 %, по сравнению с прибылью от продаж (+12 млн. руб.), в связи с чем сумма экономической прибыли в ЗАО «МИЗ» составила только 7 млн. руб. (12 – 5). Из таблицы 2.16 видно, что сумма налогооблагаемой прибыли увеличилась в основном за счет увеличения прибыли от реализации продукции (услуг), уменьшения операционных расходов и за счет оплаты заказчиками выполненных работ прошлого года (согласно учетной политике «по оплате»). Но рост себестоимости способствовал уменьшению суммы налогооблагаемой прибыли.
Таблица 2.16– Расчет налогооблагаемой прибыли, млн. руб.
На основе данных таблицы 2.17 рассмотрим, какие факторы оказали влияние на изменение суммы налогооблагаемой прибыли.
Таблица 2.17 – Расчет влияния факторов на изменение налогооблагаемой прибыли
Сумма налога на прибыли изменилась, за счет изменения суммы налогооблагаемой прибыли и изменения ставки налога на прибыль. Влияние этих факторов на сумму налога на прибыль можно определить умножением ее прироста за счет I-фактора на базовую ставку налога:
ДНп = ДПнхi · Сно/100, (2.13) где ДНп – прирост суммы налога на прибыль, ДПнхi – прирост налогооблагаемой прибыли, Сно - базовая ставка налога на прибыль. Из таблицы 2.17 видно, что основными факторами, оказавшими влияние на увеличение налогооблагаемой прибыли оказали – увеличение прибыли от реализации на 12.3, уменьшение операционных расходов на 28.8, и за счет изменения суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения на 8.1. Но увеличение себестоимости на 774.3, увеличение коммерческих расходов на 4.2, и управленческих расходов на 17.7 – уменьшили налогооблагаемую прибыль. Далее рассмотрим формирование чистой прибыли. Особое внимание в процессе анализа чистой прибыли следует обратить внимание на наиболее значимую и существенную статью их формирования – прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Данные этой аналитической таблицы показывают, что если в предыдущем году прибыль от продаж ЗАО «МИЗ» составляла 167 % от прибыли до налогообложения, а в сравнении с чистой прибылью – 240 %, то в отчетном 2004 году – соответственно 168 % (84 / 50) и 233,3 % (84 / 36), то есть прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому проведем анализ прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим 2003 годом, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: - объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг); - структуры реализации; - себестоимости проданных товаров, продукции; - коммерческих расходов; - управленческих расходов; - цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг). Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию из аналитической таблицы 2.18, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг).
Таблица 2.18 – Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж «Отчет о прибылях и убытках» и других учетных данных ЗАО «МИЗ»
Исходя из данных таблицы 2.18 рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил +12 млн.руб. Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж. Первый шаг. Расчет прироста прибыли от продаж (Р): 84 – 72 = +12 млн. руб.
Второй шаг. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:
1562 / 504 · 100 = 310 %; тогда темп прироста объема продаж составил 210 %. Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 210 % (310 – 100): Р(N) = +210 · 72 / 100 = +151,2 млн.руб.
Влияние первого фактора – изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил +151,2 млн.руб. Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг:
1403,0 – 1140,0 = +263 млн. руб.
Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости товаров, продукции (работ, услуг), т.е. Р(S) составит – 263 млн. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на -263 млн.руб. Пятый шаг. Расчет изменения коммерческих расходов при неизменном объеме продаж:
623 – 350 = +273 млн. руб.
Этот фактор (третий) также уменьшил прибыль от продаж на 273 млн. руб., т.е. P(КР) составил –273 млн. руб. Шестой шаг. Расчет изменения управленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме продаж: 15 – 13 = +2 млн. руб.
За счет увеличения управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 2 млн. руб., т. е. P(УР) составил –2 млн.руб. Седьмой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги (пятый фактор). Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:
2125,0 – 1562,0 = +563,0 млн. руб.
Это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары, услуги по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль P(ц) на сумму +563,0 млн.руб. Восьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров, продукции, работ) на изменние прибыли от продаж (шестой фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:
59 – (72 · 3,10) = 59 - 223,2 = -164,2 млн.руб.
Расчеты показывают, что в организации уменьшилась прибыль от продаж на 164,2 млн.руб в связи с изменением структуры продаж, в частности, за счет увеличения объема продаж нерентабельных товаров, продукции (работ, услуг) Р(стр) на сумму –164,2 млн.руб. Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом 2003 годом: 12 млн.руб = +151,2 + (-263) + (-273) + (-2) + (+563) + (-164,2) = -12 млн. руб.
Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет влияния двух факторов: изменения объема продаж (+151,2 млн.руб) и роста цен на товары (работы, услуги) (+563 млн.руб.). Остальные факторы – увеличение себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а так же изменение структуры продаж – привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 702,2 млн. руб.
(-263 + (-273) + (-2) + (-164,2)) = -702,2
Обобщим результаты факторного анализа прибыли продаж, исходя из данных таблицы 2.15. Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) в ЗАО «МИЗ» представлен в таблице 2.19.
Таблица 2.19– Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) в ЗАО «МИЗ»
Приведенные расчеты наглядно показывают, что ЗАО «МИЗ» располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов, а так же за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий. На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы. Но часть налоговых платежей, таких, как отчисления в дорожный фонд, пенсионный фонд, фонд мед. страхования, платежи в соцстрах, оказывают посредственное влияние на чистую прибыль – через себестоимость продукции и прибыль от реализации – и являются факторами второго порядка по отношению к чистой прибыли. Другая часть налогов, таких, как налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, являются прямыми налогами, которые отчисляются от прибыли. Таким образом, изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки (таблица 2.20). Таблица 2.20 – Налоги из прибыли
Данные таблицы 2.20 показывают, что налоги из прибыли уменьшились по сравнению с прошлым годом на (11 7376: 148347)·100 – 100=-20,9 %.
Таблица 2.21 – Расчет влияния налога на прибыль на величину чистой прибыли
Сумма налога на прибыль увеличилась на 64 млн. руб., на ту же сумму уменьшилась чистая прибыль, за счет увеличения налогооблагаемой прибыли и не изменилась налоговая ставка (24 %). На величину чистой прибыли оказывает влияние фактор первого уровня, влияющий на величину чистой прибыли, - налогооблагаемая прибыль и ставка налога на прибыль. На величину налога оказало влияние увеличения налогооблагаемой прибыли в сумме:
, (2.14)
где – приращение налогооблагаемой прибыли, – ставка налога на прибыль базисного года. Чтобы увидеть какое влияние оказало увеличение налоговой ставки:
, (2.15)
где СН – приращение ставки налога на прибыль, – налогооблагаемая прибыль отчетного года. На величину чистой прибыли оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли: - доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль; - размер отчислений в резервный фонд; - размер льготируемых отчислений из прибыли. На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд (резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль. Итак, из таблицы 8. следует, что сумма чистой прибыли увеличилась основном за счет роста прибыли от реализации. Но рост себестоимости вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.169 с.) |