Задачи, принципы и методы организация маркетинговой деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, принципы и методы организация маркетинговой деятельности предприятия



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Маркетинг на предприятии

1.1 Определение, основные понятия и виды маркетинга

1.2 Задачи, принципы и методы организации маркетинговой деятельности предприятия

2 ЗАО «МИЗ», его характеристика и анализ работы

2.1 Общая характеристика предприятия, его структура

2.2 Выпускаемая продукция и рынки сбыта

2.3 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «МИЗ»

2.3.1 Анализ темпов производства продукции

2.3.2 Анализ себестоимости продукции

2.3.3 Анализ прибыли предприятия

2.3.4 Анализ рентабельности предприятия

2.3.5 Анализ состояния маркетинговой деятельности предприятия.

3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия

3.1 Совершенствование организационной структуры службы маркетинга ЗАО «МИЗ»

3.2 Совершенствование маркетинговых мероприятий в формировании сбытовой стратегии ЗАО «МИЗ»

3.3 Реклама на выставках, ярмарках, в Сети Интернет

3.4 Технология изготовления ступицы шестерни

4 Пути оптимизации условий труда экономических служб предприятия

Заключение

Список литературы


Введение

Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.

Темой данной работы является управление системой маркетинговой деятельности на предприятии как инструмента повышения его конкурентоспособности. Актуальность выбранной темы работы для освещения, для белорусских предприятий трудно переоценить. Можно сколько угодно долго изучать теоретические источники, повествующие о маркетинге как инструменте повышения прибыли и конкурентоспособности, но знать не значит уметь, а уметь не значит делать.

Очередной этап развития экономики вплотную подвел белорусские предприятия к осознанию проблемы необходимости практического применения маркетинговых принципов в своей повседневной деятельности. Однако, для этого нужны не только подготовленные специалисты, а определенные усилия по созданию управленческих структур, в задачу которых входит планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии.

Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Минский инструментальный завод», осуществляющее производственную деятельность по выпуску изделий из металла. Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования маркетинговой деятельности предприятия для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  провести анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;

-  разработать и обосновать мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;

-  рассчитать экономическую эффективности предложенных мероприятий.

В качестве методов исследования предприятия выступают следующие:

-  анализ технико-экономических показателей деятельности и составляющих элементов макро- и микросреды предприятия;

-  аналитико-синтетический метод исследования сильных и слабых сторон деятельности – SWOT-анализ;

-  технико-экономический прогноз деятельности после внедрения предложенных мероприятий.

Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили: бизнес-план предприятия, бухгалтерский баланс предприятия, белорусские и иностранные издания, посвященные маркетингу и управлению маркетинговой деятельностью на предприятии. Практическая часть работы построена на данных маркетинговых исследований и экспертных опросов сотрудников, клиентов и специалистов рынка, анализе финансово-экономической документации предприятия.

Практическое использование результатов работы и внедрение предложенных в ней мероприятий даст положительный эффект, повысит уровень прибыли предприятия, его конкурентоспособность и будет способствовать расширению его рыночной доли.


Маркетинг на предприятии

1.1 Определение, основные понятия и виды маркетинга

Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.

Цели и функции маркетинга. Маркетинг затрагивает множество людей такими разнообразными способами, что неизбежно порождает противоречия. Некоторые активно недолюбливают деятельность по современному маркетингу, обвиняя его в разрушении окружающей среды, бомбардировке публики глупой рекламой, создании ненужных потребностей, заражении молодежи чувством алчности и целом ряде других прегрешений. Другие яростно защищают маркетинг.

Вероятное и уже происходящее регулирование маркетинга во всемирном масштабе наводит на самый существенный вопрос: какова же истинная цель системы маркетинга? Предлагается четыре альтернативных варианта ответа:

-  достижение максимально возможного высокого потребления;

-  достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

-  представление максимально широкого выбора;

-  максимальное повышение качества жизни.

Достижение максимально возможного высокого потребления. Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. Эта точка зрения находит отражение в типичных заголовках: "Оптики вводят моду на очки, чтобы стимулировать спрос", "Сталелитейная промышленность намечает стратегию роста продаж", "Автомобилестроители пытаются взвинтить сбыт", [1, с. 56].

За всем этим кроется утверждение, что, чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. "Чем больше - тем лучше" - так звучит этот боевой клич. Однако некоторые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Их кредо: "Чем меньше - тем больше" и "немного - это здорово".

Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга – достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Например, потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности.

К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить, а следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.

Предоставление максимально широкого выбора. Некоторые деятели рынка считают, что основная цель системы маркетинга – обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, и получить наибольшее удовлетворение.

К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора требует затрат. Во-первых, товары и услуги станут дороже, поскольку большое разнообразие вызовет рост издержек по их производству и поддержанию запасов. Повышенные цены повлекут за собой снижение реальных доходов потребителей и масштабов потребления. Во-вторых, увеличение разнообразия товаров потребует от потребителя больше времени и усилий на знакомство с различными товарами и их оценку. В-третьих, увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширение возможности реального выбора. В США существует множество марок пива и большинство из них имеет одинаковый вкус. Когда в рамках товарной категории насчитывается множество марочных товаров с незначительными отличиями друг от друга, ситуация эта называется марочным изобилием и потребителю предоставляется мнимый выбор. И, наконец, сами потребители не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, встречая в определенных товарных категориях избыток товара, испытывают чувство растерянности и беспокойства.

Максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни". Это понятие складывается из:

1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;

2) качества физической среды;

3) качества культурной среды.

Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Большинство соглашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни – цель благородная, но признает, что качество это измерить не легко, а толкования его порой противоречат друг другу.

Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей среды, рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.

Субъекты маркетинга включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. На рисунке 1.1 показано, какая роль отведена каждому из субъектов маркетинга.


Рисунок 1.1 - Субъекты маркетинга

 

Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.

По многим причинам один субъект обычно не берет на себя выполнение всех маркетинговых функций:

-  многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для прямого маркетинга (фирма "Дженерал моторс", одна из крупнейших корпораций в мире не может себе позволить выполнять все маркетинговые функции.);

-  прямой маркетинг часто требует от производителей выпуска соответствующей продукции или продажи соответствующих товаров других фирм;

-  организация может не мочь или не хотеть выполнять определенные функции и ищет для этого специалистов по маркетингу (так многие компании прибегают к услугам спе5циализированных рекламных агентов; используют исследовательские организации для разработки вопросников, сбора и анализа данных.);

-  многие слишком организации малы для эффективного выполнения определенных функций;

-  для многих товаров и услуг уже существуют отработанные методы реализации, и обойти их трудно;

-  многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, самостоятельно забирать товар, пользоваться самообслуживанием и т. д.

Стратегия маркетинга определяет, как нужно применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и цена.

Стратегия должна быть максимально ясной. Планирование новой продукции должно предусматривать установление приоритетов, распределение ответственности, временный и производственный графики, поддержку продвижения и потребности в обучении персонала. Пример плохой, нечеткой стратегии организации – для того чтобы увеличить долю на рынке для определенного товара, дополнительные средства будут выделены на дизайн и рекламу. Пример хорошей стратегии той же организации – показ более четкие направления деятельности. (Доля на рынке определенного товара должна быть увеличена с 6 до 8 % в течение 12 месяцев посредством разработки привлекательной и функциональной упаковки; усиленной рекламой для привлечения 200 основных потребителей, изменения реконструкции товара для улучшения его внешнего вида без увеличения издержек).

Часто фирма выбирает стратегию из двух и более возможных вариантов. Например, компания, которая хочет увеличить свою долю на рынке до 40%, может сделать это несколькими путями: создать более благоприятный образ товара через интенсивную рекламу; увеличить численность торгового персонала; представить новую модель; понизить цены и продавать через большое число розничных магазинов; Эффективно объединить и скоординировать все эти элементы маркетинга.

Каждая из альтернатив открывает различные возможности для маркетологов. Например, ценовая стратегия может быть очень гибкой, поскольку цены менять легче, чем создавать различные модификации товара. Однако стратегию, базирующуюся на низких ценах, легче всего скопировать. Кроме того, удачная ценовая стратегия может привести к ценовой войне, которая очень плохо подействует на чистую прибыль. В отличие от этого стратегию, основанную на преимуществах размещения, трудно копировать в силу длительных сроков аренды и недоступности подходящих мест для конкурентов. Но она может быть негибкой и плохо адаптироваться к изменениям окружающей среды.

 

Анализ прибыли предприятия

Для налоговых органов и предприятий большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно и сумма чистого дохода.

Следует обратить внимание на тот факт, что «Отчет о прибылях и убытках» позволяет раскрыть влияние факторов не только на прибыль от продаж, но и на другие виды прибыли, и, прежде всего на такие, как прибыль до налогообложения (экономическая прибыль) и чистая или нераспределенная прибыль (бухгалтерская прибыль). Так, на экономическую прибыль оказывают влияние все факторы формирования прибыли от продаж, а также изменения по сравнению с предыдущим годом: процентов к получению (+); процентов к уплате (-); доходов от участия в других организациях (+); прочих операционных доходов (+); внереализационных расходов (-).

После формирования прибыли отчетного периода, она корректируется для целей налогообложения.

Составим промежуточную таблицу 2.15, в которой раскрываются факторы формирования прибыли до налогообложения.

 

Таблица 2.15 – Факторы формирования экономической прибыли (прибыли до налогообложения) ЗАО «МИЗ»

Факторы изменения прибыли до налогообложения Сумма, млн. руб. % к итогу
Общее изменение прибыли до налогообложения В том числе за счет факторов: +7,0 +100,0
Изменения объема продаж +151,2 +2160
Изменения себестоимости проданных товаров -263,0 -3757,1
Изменения коммерческих расходов +273,0 +3900
Изменения управленческих расходов +2,0 +28,6
Изменения цен на товары, продукцию (работы, услуги) +563,0 8042,9
Изменения структурных сдвигов в объеме продаж -64,2 -917,1
Итого влияние факторов изменения прибыли от продаж на прирост экономической прибыли +12,0   +171,4
Изменения процентов к получению +0,7 +10,0
Изменения процентов к уплате - -
Доходы от участия в других организациях - -
Изменения прочих операционных доходов +1,4 +20,0
Изменение прочих операционных расходов (они увеличились, а, следовательно, уменьшили экономическую прибыль)   -10,0   -142,9
Изменение внереализационных доходов -2,1 -30,0
Изменение внереализационных расходов (также с обратным знаком) +5,0 +71,4
Итого влияние факторов изменения операционных и внереализационных доходов и расходов на прирост (снижение) прибыли до налогообложения (п.9 + п.12 – п.13 – п.14 + п.15)   -5,0   -71,4
Всего влияние факторов на изменение прибыли до налогообложения (п.8- п.16) +7,0 100,0

 

Данные таблицы 2.15 показывают, что на увеличение прибыли до налогообложения существенное влияние оказали такие факторы, как прирост прибыли от продаж (+12 млн. руб.) и прочих операционных расходов (-10), а на уменьшение прибыли до налогообложения воздействовали другие факторы:

-  увеличение процентов к получению (0,7 млн. руб.);

-  уменьшение внереализационных доходов (-2,1 млн. руб.);

-  снижение внереализационных расходов (+5,0 млн. руб.),

что в конечном итоге привело к уменьшению экономической прибыли на 5 млн. руб. (+0,7 + 1,4 – 10 – 2,1 + 5), или на 71,4 %, по сравнению с прибылью от продаж (+12 млн. руб.), в связи с чем сумма экономической прибыли в ЗАО «МИЗ» составила только 7 млн. руб. (12 – 5).

Из таблицы 2.16 видно, что сумма налогооблагаемой прибыли увеличилась в основном за счет увеличения прибыли от реализации продукции (услуг), уменьшения операционных расходов и за счет оплаты заказчиками выполненных работ прошлого года (согласно учетной политике «по оплате»).

Но рост себестоимости способствовал уменьшению суммы налогооблагаемой прибыли.

 

Таблица 2.16– Расчет налогооблагаемой прибыли, млн. руб.

Показатели 2006г 2007г. 2008 г. Отклонения (+,-)
1. Выручка от реализации товаров, продукции, услуг 8570 8680 11375 +2695
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг. 7990 8075 10656 +2581
3.Расходы периода коммерческие управленческие   62 522   67 283   81 342   +14 +59
1. Прибыль от реализации продукции и услуг 220 255 296 +41
2. Прибыль от прочей реализации - - -  
3. Операционным доходы 1 1 1 0
4. Операционные расходы 90 106 10 -96
5. Балансовая прибыль 140 150 287 +137
6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения   -8   -8   +19   +27
7. Льготы по налогу на прибыль - - -  
8. Налогооблагаемая прибыль (стр.1+стр.3-стр.4) 142 142 306 +164
9. Ставка налога на прибыль 24% 24% 24% +5%
10. Сумма налога на прибыль 43 43 107 +64

 

На основе данных таблицы 2.17 рассмотрим, какие факторы оказали влияние на изменение суммы налогооблагаемой прибыли.

 

Таблица 2.17 – Расчет влияния факторов на изменение налогооблагаемой прибыли

Фактор изменения налогооблагаемой прибыли Расчет влияния Изменение суммы налога млн. руб.
1. Изменение балансовой прибыли 137х0.3 +41.1
1.1.1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг 2695х0.3 +808.5
1.1.2. Себестоимость реализации товаров, услуг 2581х03 -774.3
1.3. Коммерческие расходы 14х0.3 -4.2
1.1.4.Управленеские расходы 59х0.3 -17.7
1.1. Прибыль от реализации 41х0.3 +12.3
1.2. Операционные расходы 96х0.3 +28.8
4. Изменение суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения 27х0.3 +8.1
5.Отклонение налогооблагаемой прибыли 164х0,3 +49,2

 

Сумма налога на прибыли изменилась, за счет изменения суммы налогооблагаемой прибыли и изменения ставки налога на прибыль. Влияние этих факторов на сумму налога на прибыль можно определить умножением ее прироста за счет I-фактора на базовую ставку налога:

 

ДНп = ДПнхi · Сно/100,    (2.13)

где ДНп – прирост суммы налога на прибыль,

ДПнхi – прирост налогооблагаемой прибыли,

Сно - базовая ставка налога на прибыль.

Из таблицы 2.17 видно, что основными факторами, оказавшими влияние на увеличение налогооблагаемой прибыли оказали – увеличение прибыли от реализации на 12.3, уменьшение операционных расходов на 28.8, и за счет изменения суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения на 8.1. Но увеличение себестоимости на 774.3, увеличение коммерческих расходов на 4.2, и управленческих расходов на 17.7 – уменьшили налогооблагаемую прибыль.

Далее рассмотрим формирование чистой прибыли. Особое внимание в процессе анализа чистой прибыли следует обратить внимание на наиболее значимую и существенную статью их формирования – прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Данные этой аналитической таблицы показывают, что если в предыдущем году прибыль от продаж ЗАО «МИЗ» составляла 167 % от прибыли до налогообложения, а в сравнении с чистой прибылью – 240 %, то в отчетном 2004 году – соответственно 168 % (84 / 50) и 233,3 % (84 / 36), то есть прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому проведем анализ прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим 2003 годом, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние.

В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов:

-  объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг);

-  структуры реализации;

-  себестоимости проданных товаров, продукции;

-  коммерческих расходов;

-  управленческих расходов;

-  цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).

Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию из аналитической таблицы 2.18, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг).

 

Таблица 2.18 – Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж «Отчет о прибылях и убытках» и других учетных данных ЗАО «МИЗ»

Показатель и его условное обозначение 2006 год Реализация 2007 года по ценам и затратам предыдущего года (специальный расчет) 2008 год
Выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг), млн.руб N 504,0 1562,0 2125,
Себестоимость проданных товаров, продукции (работ,услуг),млн.руб Sпер 308,0 1140,0 1403,
Коммерческие расходы, млн.руб, КР 113,0 350,0 623,0
Управленческие расходы, млн.руб УР 11,0 13,0 15,0
Прибыль (убыток) от продаж Р 72,0 59,0 84,0
Темп роста выручки от продаж, рассчитанные в ценах предыдущего (базисного) года, % 504,0 1562,0 310

 

Исходя из данных таблицы 2.18 рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил +12 млн.руб.

Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж.

Первый шаг. Расчет прироста прибыли от продаж (Р):

84 – 72 = +12 млн. руб.

 

Второй шаг. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:

 

1562 / 504 · 100 = 310 %; тогда темп прироста объема продаж составил 210 %.

Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 210 % (310 – 100):

Р(N) = +210 · 72 / 100 = +151,2 млн.руб.

 

Влияние первого фактора – изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил +151,2 млн.руб.

Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг:

 

1403,0 – 1140,0 = +263 млн. руб.

 

Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости товаров, продукции (работ, услуг), т.е. Р(S) составит – 263 млн. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на -263 млн.руб.

Пятый шаг. Расчет изменения коммерческих расходов при неизменном объеме продаж:

 

623 – 350 = +273 млн. руб.

 

Этот фактор (третий) также уменьшил прибыль от продаж на 273 млн. руб., т.е. P(КР) составил –273 млн. руб.

Шестой шаг. Расчет изменения управленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме продаж:


15 – 13 = +2 млн. руб.

 

За счет увеличения управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 2 млн. руб., т. е. P(УР) составил –2 млн.руб.

Седьмой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги (пятый фактор).

Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:

 

2125,0 – 1562,0 = +563,0 млн. руб.

 

Это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары, услуги по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль P(ц) на сумму +563,0 млн.руб.

Восьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров, продукции, работ) на изменние прибыли от продаж (шестой фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:

 

59 – (72 · 3,10) = 59 - 223,2 = -164,2 млн.руб.

 

Расчеты показывают, что в организации уменьшилась прибыль от продаж на 164,2 млн.руб в связи с изменением структуры продаж, в частности, за счет увеличения объема продаж нерентабельных товаров, продукции (работ, услуг) Р(стр) на сумму –164,2 млн.руб.

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом 2003 годом:

12 млн.руб = +151,2 + (-263) + (-273) + (-2) + (+563) + (-164,2) = -12 млн. руб.

 

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет влияния двух факторов: изменения объема продаж (+151,2 млн.руб) и роста цен на товары (работы, услуги) (+563 млн.руб.). Остальные факторы – увеличение себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а так же изменение структуры продаж – привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 702,2 млн. руб.

 

(-263 + (-273) + (-2) + (-164,2)) = -702,2

 

Обобщим результаты факторного анализа прибыли продаж, исходя из данных таблицы 2.15.

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) в ЗАО «МИЗ» представлен в таблице 2.19.

 

Таблица 2.19– Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) в ЗАО «МИЗ»

Факторы и изменения прибыли от продаж Порядок расчета по данным табл.5 Результаты расчета, млн. руб. Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж, млн. руб. (+, -)
А. Общее изменение +,- прибыли от продаж В том числе за счет факторов: Пю5,гр.3 – п.5,гр.1 84 – 72 = +12 -
1. Изменения объема продаж П.5,гр.1 · Прирост продажи,% / 100 72 · (310 – 100) / 100 = 151,2 +151,2
2. Изменение себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг) П.2,гр.3 – п.2,гр.2 1403 – 1140 = +263 -263
3. Изменение коммерческих расходов П.3,гр.3 – п.3,гр.2 623 – 350 = +273 -273
4. Изменение управленческих расходов П.4,гр.3 – п.4,гр.2 15 – 13 = +2 -2
Изменение цен на проданные товары, продукцию (работы, услуги) П.1,гр.3 – п.1,гр.2 2125 – 1562 = +563 +563
6. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж П.5,гр.2 – п.1,гр.1 · 310 / 100 59 – (72 · 310) / 100 = -64,2 -64,2
Б. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж В гр.3, табл.3.5 сложить рассчитанные результат влияния факторов - +151,2 + (-263) + (-273) + (-2) + (+563) + (-164,2) = 12 млн.руб

 

Приведенные расчеты наглядно показывают, что ЗАО «МИЗ» располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов, а так же за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы. Но часть налоговых платежей, таких, как отчисления в дорожный фонд, пенсионный фонд, фонд мед. страхования, платежи в соцстрах, оказывают посредственное влияние на чистую прибыль – через себестоимость продукции и прибыль от реализации – и являются факторами второго порядка по отношению к чистой прибыли. Другая часть налогов, таких, как налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, являются прямыми налогами, которые отчисляются от прибыли.

Таким образом, изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки (таблица 2.20).


Таблица 2.20 – Налоги из прибыли

Виды налога

Сумма, млн.руб.

Доля отчисления %

Структура %

2007г 2008г. 2007г 2008г 2007г 2008г
Налог на недвижимость 10262 10512 1% 1% 0,9 % 1,3%
Налог на прибыль 95000 - 24% 24% 64,0 %  
Налог на доходы 9584 8810 15% 15% 6,5 % 7,5%
Итого 148347 117376     100 % 100%

 

Данные таблицы 2.20 показывают, что налоги из прибыли уменьшились по сравнению с прошлым годом на (11 7376: 148347)·100 – 100=-20,9 %.

 

Таблица 2.21 – Расчет влияния налога на прибыль на величину чистой прибыли

Показатели 2006г 2007 г. 2008 г. Отклонения (+, -)
1. Прибыль от реализации продукции и услуг 232 255 296 +41
2. Прибыль от прочей реализации - - -  
3. Операционным доходы 1 1 1 0
4. Операционные расходы 90 106 10 -96
5. Балансовая прибыль 140 150 287 +137
6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения   -8   -8   +19   +27
7. Льготы по налогу на прибыль - - -  
8. Налогооблагаемая прибыль (стр.1+стр.3-стр.4) 142 142 306 +164
9. Ставка налога на прибыль 24% 24% 24% -
10. Сумма налога на прибыль 43 43 107 +64
11.Чистая прибыль 107 107 180 +73

 

Сумма налога на прибыль увеличилась на 64 млн. руб., на ту же сумму уменьшилась чистая прибыль, за счет увеличения налогооблагаемой прибыли и не изменилась налоговая ставка (24 %).

На величину чистой прибыли оказывает влияние фактор первого уровня, влияющий на величину чистой прибыли, - налогооблагаемая прибыль и ставка налога на прибыль.

На величину налога оказало влияние увеличения налогооблагаемой прибыли в сумме:

 

, (2.14)

 

где  – приращение налогооблагаемой прибыли,

 – ставка налога на прибыль базисного года.

Чтобы увидеть какое влияние оказало увеличение налоговой ставки:

 

, (2.15)

 

где  СН – приращение ставки налога на прибыль,

 – налогооблагаемая прибыль отчетного года.

На величину чистой прибыли оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли:

-  доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль;

-  размер отчислений в резервный фонд;

-  размер льготируемых отчислений из прибыли.

На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд (резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.

Итак, из таблицы 8. следует, что сумма чистой прибыли увеличилась основном за счет роста прибыли от реализации. Но рост себестоимости вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.

 

Заключение

Тема управления маркетинговой деятельностью на предприятии как инструмента повышения его конкурентоспособности полностью раскрыта в данной дипломной работе.

Цель дипломного проекта состояла в поиске путей совершенствования маркетинговой деятельности предприятия (на примере ЗАО «МИЗ»).

В данной работе организация управления маркетинговой деятельностью на предприятии подвергнута глубокому анализу и пересмотру.

В научно-исследовательском разделе были рассмотрены основные задачи, принципы и методы организации маркетинговой деятельности предприятия.

С помощью метода SWOT-анализа выявлены основные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия ЗАО «МИЗ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.137 с.)