Основные направления деятельности прокуратуры в современный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления деятельности прокуратуры в современный период



 

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре

Российской Федерации", где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:

1) верховенства закона;

2) единства и укрепления законности;

3) защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры.

В Законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены прежде всего в законах. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.

Иными словами, в качестве целей участия прокуратуры в правозащитной деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в этой деятельности вытекают из целей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Но они не могут полностью совпадать, так как деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи.

Таким образом, исходя из изложенного, следует, с нашей точки зрения, четко уяснить, что цели и задачи деятельности прокуратуры исчерпывающим образом определены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации", иных законах, ряде международных договоров Российской Федерации, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. При этом цели и задачи отмеченной деятельности определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государственном механизме.

Анализ норм и положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры. В то же время производный характер других функций, вытекающих из функции надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, ни в коей мере не дает оснований для утверждения об их меньшей важности и значимости для государства, общества, и что особенно важно - отдельного человека, а только свидетельствует о том, что иные функции прокуратуры регулируют относительно более узкую сферу общественных отношений и означает меньший объем фактической деятельности по сравнению с надзором. Для прокурора нет других интересов, кроме обеспечения верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения.

В "Курсе лекций по прокурорскому надзору" В.Ф. Крюков предлагает различать цели деятельности прокуратуры ближайшие и конечные. По его мнению, принятие прокурором мер по установлению конкретного нарушения прав и свобод гражданина и восстановление их - это ближайшая цель. Конечная цель прокурорского надзора состоит в создании условий, исключающих нарушение закона.

Указанные цели могут быть достигнуты путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, охраны социально-экономических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и республик в составе Федерации, прав других национально-государственных и административно-территориальных образований, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Полагаем, что при осуществлении прокурорской деятельности по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина также можно выделить ближайшие цели и конечные цели.

С учетом вышеизложенного полагаем, что цель правозащитной деятельности прокуратуры можно определить как соответствие деятельности субъектов права юридическим предписаниям (ее правомерность), а также принятие мер для восстановления нарушенной законности и правопорядка, применение убеждения и принуждения, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Как известно, поставленная цель конкретного вида деятельности достигается путем решений ряда задач, общих для всех ее участников. Задачи деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина по сравнению с целями более конкретны и дифференцированы. И хотя эти понятия близки между собой, но в полном объеме они совпадают далеко не всегда. С.И. Ожегов дает следующее определение понятия "задача": "То, что требует исполнения, разрешения".

Задачи любого направления и вида деятельности прокуратуры - это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная и ограниченная. Как правило, задачи более многочисленны по сравнению с целями. Чаще всего они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов - органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Тем не менее, несмотря на многочисленность стоящих перед прокуратурой задач, как орган, осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина, прокуратура призвана обеспечить: а) своевременное выявление нарушений закона; б) своевременное и радикальное устранение нарушений закона; в) предупреждение нарушений закона.

Иначе говоря, можно заключить, что задачи деятельности прокуратуры определяются ее государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе. И хотя В.Б. Ястребов относит отмеченные задачи прежде всего к "задачам прокурорского надзора"", тем не менее, с нашей точки зрения, с учетом доминирования в том или ином варианте выявления, устранения или предупреждения нарушений закона, эти задачи характерны при осуществлении иных видов и направлений деятельности, предусмотренной современным законодательством.

Названные задачи отражают содержание и сущность правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Pix решение имеет прямое отношение к достижению всех стоящих перед прокуратурой целей. К определению задач можно подходить с различных позиций. Однако какие бы варианты формулировок задач не предлагались, если деятельность прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина не будет ориентирована на своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, она не будет эффективной. В то же время понимание этих задач в качестве инициирующих правозащитную деятельность прокуратуры стимулов, в основе которых лежит стремление к получению максимально полной информации о допускаемых государственными органами, негосударственными структурами, должностными и юридическими лицами нарушений закона, принятию мер по пресечению правонарушений, устранению их последствий, восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также предупреждению нарушений закона, с оптимальной полнотой определяет содержание и характер действий по выполнению прокуратурой указанной деятельности.

В.В. Коробейников предлагает задачи прокурорского надзора, как он выражается, условно разделить "на три вида или уровня, а именно: общие, специальные и частные", полагая, что названные уровни задач находятся в иерархической зависимости и подчиненности. Решение частных задач подчинено и обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих задач прокурорского надзора.

В основном, поддерживая эту позицию, отметим, что разделение задач на общие, специальные и частные в равной мере может быть отнесено не только к прокурорскому надзору, но и к иным видам и направлениям деятельности российской прокуратуры, в том числе по защите прав и свобод человека и гражданина.

Общие задачи этой деятельности определяются Конституцией РФ, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", а также рядом других нормативных правовых актов, например, Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации и др. Они заключаются в защите от всяких посягательств на социально-экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, конституциями республик и уставами субъектов Федерации, международными договорами Российской Федерации со стороны федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.

Как уже отмечалось, деятельность прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности современной российской прокуратуры, которое находит реализацию в различных видах деятельности органов и учреждений прокуратуры. Вследствие этого общие задачи, стоящие перед отмеченным направлением деятельности в целом, являются одновременно в той или иной мере задачами и каждого из этих видов, и, таким образом, общие задачи могут быть решены только в результате деятельности всей системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. При этом каждый отдельный вид прокурорской деятельности вносит свой "вклад" в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими только перед конкретным видом деятельности прокуратуры, например, надзора за исполнением законов судебными приставами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия прокуратуры в правотворческой деятельности и др.

Их содержание и суть вытекают из общих задач и определяются полномочиями прокурора при осуществлении каждого конкретного вида деятельности прокуратуры.

В качестве примера специальных задач можно назвать такие как обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам правовых актов, издаваемых органами государственной власти, местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами; соблюдение при осуществлении оперативно-розыскной деятельности ограничений конституционных и иных прав граждан; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы; защита прав и свобод подсудимого наравне с другими лицами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства; правозащитной деятельности прокуратуры путем применения правовых средств реагирования прокурора на нарушения закона, т.е. путем использования им установленных законодательством полномочий по устранению выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина, их причин и способствующих им условий, привлечению к ответственности виновных и предупреждению нарушений закона. В процессе применения этих средств прокурор ставит конкретные задачи и решает их. Эти задачи как раз и можно определить как частные. Они значительно более разнообразны, многочисленны, чем общие и специальные, и различаются в зависимости от вида деятельности, осуществляемого прокуратурой в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также - от вида применяемого правового средства.

В числе частных задач, например, могут быть названы такие как требование от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов о нарушении прав и свобод; истребование правовых актов для проверки их соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству; освобождение прокурором своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов и др. Следует отдавать отчет в том, что перечислить все частные задачи деятельности прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина очень сложно, так как они могут возникать в одних конкретных ситуациях, связанных с проводимой работой, и отсутствовать в других, поскольку частные задачи в силу своего назначения не являются постоянными.

Участие прокуратуры в деятельности по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляется при соблюдении определенных принципов. В теории государства и права понятие принципов организации и деятельности государственных органов власти определяется в качестве основополагающих, исходных положений, базирующихся на научном мировоззрении о роли и месте данного государственно-правового института в системе политической организации общества и государства, отвечающих на вопросы, как и в каких организационно-правовых формах выражается сущность данного вида государственной деятельности, каким образом формируется система органов власти и как она функционирует.

Для прокуратуры как самостоятельного государственно-правового института политической системы Российского государства основополагающие, исходные положения базируются на научном мировоззрении сущности правового государства, основными качествами которого являются признание и защита прав и свобод человека и гражданина; верховенство правового закона, организация и функционирование суверенной власти на основе принципа разделения властей.

Характеризуя принципы организации и деятельность прокуратуры Российской Федерации в современных условиях, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что они образуют системообразующее ядро прокурорской системы. Совокупность присущих ей принципов определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру прокурорской системы, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами (звеньями). Принципы консолидируют прокурорскую систему, придают ей целостность и индивидуальность специализированного государственного органа.

Выборочное соблюдение принципов недопустимо. Они действуют только как единое целое.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры включает две основные группы. Первую образуют конституционные принципы, т.е. которые установлены Конституцией Российской Федерации или могут быть выведены на основе содержащихся в ней положений. Конституционными принципами организации и деятельности прокуратуры являются принципы: законности, единства, централизации, гласности.

Вторую группу представляют принципы, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", или выведенные теоретиками прокурорского надзора на основе содержащихся в нем норм. Поскольку данный Федеральный закон воспроизводит в полном объеме конституционные принципы, в последнем случае имеются в виду принципы, которые в Конституции Российской Федерации прямо не называются. К принципам данной группы относятся: принцип независимости прокуроров от внешнего воздействия; принцип внепартийности прокурорских работников.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Они неотделимы друг от друга. Только в совокупности они могут обеспечить деятельность органов прокуратуры.

Дав оценку содержательной сущности указанных принципов организации и деятельности современной российской прокуратуры, попытаемся выяснить, какие же из этих и, возможно, других принципов характерны для органов и учреждений прокуратуры на нынешнем этапе при осуществлении прокурорской деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор от районного до Генерального прокурора РФ вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую, обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора (это относится и к участию в правозащитной деятельности), изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в Законе.

Участие в деятельности по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основе принципа централизации. Он проявляется в следующем: все прокуроры, кроме Генерального прокурора Российской Федерации, назначаются на должность Генеральным прокурором РФ; в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров - Генеральному прокурору Российской Федерации; вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор РФ по вопросам организации и деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. Это предусмотрено в п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Российской Федерации.

Принцип независимости организации и деятельности прокуратуры. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений. Сущность этого принципа заключается в том, что все свои решения и действия (по осуществлению правозащитной деятельности, надзора, участию в правотворчестве, расследованию преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляет только на основе закона, изданных во исполнение законов приказов и указаний Генерального прокурора РФ, своего внутреннего убеждения и материалов надзорных проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения. Указанные положения Закона о прокуратуре ограждают прокурора от вмешательства в его деятельность каких бы то ни было структур, не входящих в систему органов прокуратуры, что создает реальную возможность добиваться восстановления нарушенной законности, от кого бы эти нарушения не исходили.

В то же время свою деятельность по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, организационные мероприятия по укреплению законности и правопорядка прокуратура осуществляет во взаимодействии с этими органами. Независимость прокурора в осуществлении своих полномочий не означает свободы от какого бы то ни было контроля. Кроме того, Законом установлен в ряде случаев судебный контроль действий и решений прокурорских и следственных работников, к помощи которого вправе прибегнуть заинтересованные лица, считающие, что их права и свободы нарушены, что в отношении их интересов принято незаконное решение.

Принцип независимости в деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном его соблюдении прокуратура сможет обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности на территории Российской Федерации, защитить права и свободы человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства. Независимость прокуратуры обеспечивается организационным построением ее органов, порядком их образования, порядком осуществления в них подчиненности и подконтрольности. Гарантией соблюдения этого принципа является ст. 5 "Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора" Закона о прокуратуре. В соответствии с этой статьей воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

При этом формы запрещенного воздействия могут быть самыми различными. Как показывает практика, это чаще всего устные обращения к прокурору чиновников различного уровня с предложениями о прекращении уголовных дел, об отзыве протестов или представлений, изменении позиции в суде, представлении информации о результатах "общенадзорных" проверок или ходе предварительного следствия и т.д. Иногда такие предложения поступают в письменной форме - в виде запросов (в том числе депутатов палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации), ходатайств, рекомендаций и т.д. В последнее время отмечены попытки повлиять на ход расследования по конкретным уголовным делам путем незаконного получения информации о личной жизни прокуроров и следователей и их дискредитации через средства массовой информации, в том числе с использованием компьютерных технологий, вплоть до угроз, шантажа, реальных мер физического воздействия (побоев, похищения членов семьи, анонимных и прямых угроз и др.). В связи с этим государство осуществляет специальные меры по защите прокуроров и следователей. Порядок и условия такой защиты определяются Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также иными нормативными правовыми актами. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности прокурора или следователя прокуратуры влечет дисциплинарную, административную, уголовную или иную, предусмотренную законом ответственность.

При этом важной гарантией независимости прокурорских работников от указанных в Законе о прокуратуре органов является нормативное закрепление положения о том, что прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Это дает возможность прокурорам не входить в различного рода комиссии, создаваемые этими органами, которые в случае участия в них прокуроров могли бы возлагать на них выполнение каких-либо решений. Тем более что нередко эти решения принимаются на основе их целесообразности, но не законности. Недопустимы и иного рода обращения указанных органов к прокурорам в целях повлиять на их решение по конкретному делу или материалу проверки. Одновременно это не означает ограничения конституционного права прокурорских работников быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Законодательно определено (ст. 43.1 Закона о прокуратуре), что работник, избранный депутатом либо на выборную должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в органах и учреждениях прокуратуры. После прекращения указанных полномочий работнику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Указанный период засчитывается в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

Другой существенной гарантией сохранения прокурорскими работниками независимости выступает установление Законом запрещения совмещать основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Это ограничение установлено для того, чтобы прокуроры не вступали в какие-либо трудовые отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за исполнением законов которыми они обязаны осуществлять надзор. Поступая на работу в органы прокуратуры, граждане России сознательно принимают на себя это ограничение, чтобы обеспечить осуществление независимого и объективного надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на ее территории, и в целом эффективной деятельности органов и учреждений российской прокуратуры. В связи с этим положение о недопустимости совмещения прокурорскими работниками, т.е. прокурорами, следователями, а также другими работниками органов и учреждений прокуратуры, имеющими классные чины (воинские звания), своей работы с иной оплачиваемой и даже безвозмездной деятельностью должно неукоснительно соблюдаться. Из данного правила Закон делает исключение лишь для преподавательской, научной и творческой деятельности, что вполне объяснимо, прежде всего это касается участия прокуроров и следователей в научной работе, и особенно в учебной работе по подготовке будущих работников прокуратуры.

С принципом независимости прокурора при осуществлении правозащитной деятельности тесно связан принцип "внепартийности" прокурорских работников. Он сформулирован в п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и состоит в том, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Принцип законности - необходимое условие деятельности прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Ее законность - одно из проявлений общего принципа правового демократического государства. Этот принцип закреплен в ряде статей Конституции РФ. Суть же принципа законности четко сформулирована в ст. 15. Согласно ч. 2 этой статьи "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Иными словами, законность правозащитной деятельности означает, что при ее осуществлении органы и учреждения прокуратуры должны руководствоваться нормами законов, так как незаконной она быть не может и не должна.

Принцип законности - это всеобщий принцип, но для прокуратуры он имеет особое значение. Законность составляет предмет прокурорского надзора. На обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность органов прокуратуры. Прокуратура РФ является единственной системой органов страны, для которых надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, всеми правоохранительными и контролирующими органами, органами военного управления, должностными лицами, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций выступает в качестве основной, главной задачи. Законность действий и актов органов, организаций и лиц, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокуратура, является единственным критерием, применяемым прокуратурой для оценки их деятельности.

При этом принцип законности в совокупности с принципом справедливого и равного права граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан на получение со стороны прокуратуры защиты нарушенных прав и свобод, в сочетании с другими принципами, является в определенной степени инструментом и одновременно гарантом реализации и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в той или иной области общественных правоотношений.

Прокуратура осуществляет правозащитную деятельность, основываясь на принципе гуманизма. Этот принцип предусматривает, что прокурорские работники должны защищать общечеловеческие ценности, права и свободы каждого человека и гражданина, нуждающегося в этом.

Очень важную роль играет принцип профессионализма, который предусматривает участие в деятельности органов и учреждений прокуратуры по защите отмеченных прав и свобод квалифицированных прокурорских работников, которые имеют соответствующую подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. Отметим, что понятие профессиональной деятельности в российской правовой литературе раскрывается применительно к юристам следующим образом: "Любой вид деятельности... должен осуществляться именно профессионально, а не дилетантски, не случайными, мало что знающими и еще меньше умеющими людьми... Признак профессионализма деятельности означает: осуществление деятельности по принятым методикам; соблюдение требований к ее процессу и результатам; возмездность деятельности; влияние субъекта на осуществляемую им работу". С этим следует согласиться.

Принцип системности и согласованности подразумевает при осуществлении правозащитной деятельности обязательное использование прокурорскими работниками на всех уровнях прокурорской системы - городском (районном), субъекта Федерации, на Федеральном уровне всего комплекса мер, предусмотренных российским законодательством, применяя их в случае необходимости системно и комплексно', на что указано в Приказе Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

Полагаем, что следует выделить также принцип своевременности осуществления прокуратурой правозащитной деятельности. Этот принцип является непременным условием деятельности прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, а его нарушение влечет за собой неблагоприятные последствия.

При осуществлении исследуемого направления деятельности прокуратура и каждый конкретный прокурорский работник должны стремиться работать гласно, т.е. в ее основе должен лежать принцип гласности, означающий открытость, доступность органов прокуратуры для населения и средств массовой информации.

Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. Реализация этого принципа способствует информированности общества, органов государственной власти о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения и в конечном итоге - укреплению законности. Особо важное значение имеет гласность при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и осуществления прокуратурой правозащитной деятельности в целом, как самостоятельного направления ее работы.

Гласность в деятельности прокуратуры означает также то, что в ходе расследования уголовных дел, проводимых прокурорами проверок выявляются различные нарушения законов, которые в интересах предупреждения преступлений и других правонарушений могут освещаться в печати, на радио, телевидении и других средствах массовой информации. Материалы о практике работы прокуроров и следователей публикуются в журналах "Законность", "Прокурорская и следственная практика", "Следственная практика", бюллетенях прокуратур субъектов Федерации. В целях реального и организованного обеспечения действия принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение Генеральной прокуратуры - Управление информации и общественных связей. К основным его задачам относятся: проведение единой информационной политики органов прокуратуры; информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан, широкой общественности о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой мерах по усилению борьбы с преступностью и иными нарушениями законов; поддержание и совершенствование общественных связей в интересах укрепления законности и правопорядка; методическое руководство и оказание практической помощи подразделениям Генеральной прокуратуры, ее нижестоящим органам в освещении деятельности прокуроров и следователей, в расширении и углублении деловых отношений и рабочих контактов со средствами массовой информации, совершенствовании общественных связей, контроль за этой деятельностью, ее координация. Кроме того, это Управление в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 23 марта 2004 г. N 4 "О создании официального представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью этого представительства. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах, как правило, эта работа возлагается на помощников прокуроров, отвечающих за связь со средствами массовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.025 с.)