Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности педагогического и социологического исследования среды
Как уже говорилось, выделяется множество сред, в которых происходит становление индивида. С одной стороны, существует среда природы как физическая реальность, как данность, независимая от индивида. С другой стороны, индивид создает свою среду, «вторую» природу, т. е. культуру. Индивид рассматривается нами не как изолированный субъект, а как представитель определенной социальной группы - нации, этнической общности, субкультуры, профессии, поколения и др. Каждый человек принадлежит к конкретному сообществу людей, следовательно, является носителем культуры, присущей данному сообществу. В то же время следует отметить, что человек неизменно «погружается» во многие социальные сообщества, которые постоянно взаимодействуют, интегрируются. Следовательно, каждый может сочетать в себе принадлежность к нескольким культурам.
Создавая культуру как вторую среду обитания, человек тем самым выражает свой многогранный творческий потенциал. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности. Культура является «сквозной» общественной системой, пронизывающей всё общество, все его сферы и структуры. Культура органически объединяет в человеке его природные и социальные качества и одновременно выступает сферой их реализации. Культура — сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, к репродукции, к организованной деятельности (религия и наука). Различные культуры могут означать разные нации, разные образовательные и возрастные уровни, принадлежность к разным конфессиям и т. д. Существуют многочисленные определения термина культура и все они валидны для определенных целей. По подсчетам социологов в различных сферах научной деятельности сформулировано более 250 определений культуры. Самое короткое и вместе с тем самое широкое определение предложил американский культуролог и антрополог М. Герсковиц, утверждавший, что«культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (Hersokovits M., 1966). При таком понимании культуры подчеркивается ее многоаспектность, абсолютная невозможность перечислить все ее составляющие. Культуру нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. То, что мы действительно можем наблюдать - это различия в человеческом поведении, выражающиеся в деятельности, традициях. Н. М. Лебедева (1999) отмечает, что мы видим проявления культуры, но никогда - ее саму. Мы можем понимать, что под различным поведением лежат культурные отличия, и таким образом изучать культуру. В этом значении культура - отвлеченное понятие, теоретическая сущность, которая помогает нам осознать, почему мы делаем то, что делаем, и разъяснить различия в поведении представителей разных культур.
Как отмечает Н. М. Борытко, человека во взаимодействии с культурой можно рассматривать в трех важнейших отношениях: - человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности; - человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает его бытие; - человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества. В свою очередь, С. В. Щербина (1996) раскрывает возможные варианты отношения со средой, определяемые культурной парадигмой: - стремление использовать возможности среды, - стремление добиться гармонии со средой; - стремление защититься от влияния среды. Таким образом, человек может выступать и созидателем культуры (культурной среды), и ее представителем, и ее носителем. Культура несет печать творца, эпохи, национальных особенностей, государственного уклада и т. д. Рассматривая культурную специфику среды, необходимо ввести понятие «поликультурпая среда». Само понятие, по сути, не разработано в науке, хотя в практических исследованиях поликультурная среда явным и неявным образом учитывается как фактор социального окружения человека. Зачастую понятие поликультурной среды используют для целостного описания особенностей сообщества. Социально-психологические проблемы в поликультурной среде рассматриваются в работах В. С. Агеева (1983), Г. М. Андреевой (1994), Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой и А. А. Сусоколова (1999), Н. М. Лебедевой (1999, 2002), В. П. Левкович, 1996, Г. У. Солдатовой (1988), Т. Г. Стефаненко (1999), Е. И. Шлягиной (2001) и др. Проблеме обучения и воспитания в поликультурной среде также придается огромное значение. Проведено уже несколько международных конгрессов, посвященных этой тематике. Возникла Международная ассоциация преподавателей, занимающихся этой проблемой. ЮНЕСКО поддерживает ряд программ, которые посвящены исследованию путей преодоления межкультурных барьеров. Вопросы организации образования на принципах поликультурности рассматриваются в ряде работ Е. В. Бондаревской (1997), Г. Н. Волкова (1970,1999), В. В. Макаева, 3. А. Мальковой и Л. Л. Супруновой (1999) и мн.др. Основу поликультурной среды составляет этноконфессиональное ядро. Но, как отмечал В.Б. Новичков, поликультурность среды включает в себя не только полиэтничность и многоконфессиональность, но и «...сопряженность образцов деятельности в различных сферах социума». Нам представляется, что понятие «поликультурная среда» является более емким и более соответствующим принципу диалога и взаимодействия культур, их переплетающемуся множеству. Поликультурная среда — это совокупность всех условий жизнедеятельности, в которых осуществляется интеграция общекультурного (на макроуровне), социального и личностного начал. Это своеобразное пространство уклада жизни сообщества, проживающего на определенной территории, охватывающего такие формы его организации, как практикуемые данным сообществам основные способы производственной и бытовой деятельности, взаимодействия с природой, различные социальные институты, язык, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, искусство, наука, мифология, особенности мировоззрения и самовыражения, стереотипы межличностного поведения.
Поликультурная среда представляет собой систему искусственных условий, инициирующих и поддерживающих общность населения и входящих в его состав групп людей. В то же время она независима от порождающей ее общности, поскольку не замыкается лишь на одну группу и не исчезает целиком в конкретном ареале, даже если группа мигрирует в другой регион или исчезает. Разрушение, которому может подвергаться поликультурная среда, совершается обычно наряду с восполнением. Даже незначительные модификации хозяйства, природы, образа жизни почти неминуемо приводят к частичной или полной утрате существенных сфер культуры, а значит, происходит и преобразование среды в целом. Среда не является результатом сознательных устремлений, - это никем непредвиденный продукт коллективной жизнедеятельности череды поколений. Каждое новое поколение людей встречается с многомерностью и разнообразием культурного окружения, с невозможностью его охвата и осмысления на уровне обыденного сознания. В какой-то степени поликультурная среда активна, поскольку формирует общественные представления и воздействует на индивидуальный образ мыслей и критерии оценки. Специфика поликультурной среды России. Россия - это конгломерат различных культур. Специфику поликультурной среды России составляет высокий уровепь миграции, при том, что мигранты - это не только люди других национальностей, но и русские, прибывающие в страну из бывших Союзных республик. Миграционные потоки ведут к увеличению этнической мозаичности состава населения России. Это происходит из-за того, что у русских и славянских народов довольно низкая рождаемость, в то время как в мусульманских и буддийских культурах уровень детности в 2-3 раза выше. К этому следует добавить достаточно высокий приток населения в поисках работы из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья, а также китайских, вьетнамских и корейских рабочих-мигрантов. Необходимо отметить и - то, что в настоящее время помимо экономических мигрантов в основном в сельской местности страны концентрируется значительное число беженцев и вынужденных переселенцев.
Обращает на себя внимание и тот факт, что сельско-городская миграция вследствие ее высокой многолетней интенсивности и селективности по полу и возрасту кардинально скорректировала естественный ход демографического развития городских и сельских поселений России. С одной стороны, это привело к резкому старению сельского населения, разрушению его демографического и трудового потенциалов на большинстве территорий старообжитой части страны, с другой стороны -данная тенденция стала важнейшим источником пополнения трудоспособных и репродуктивных контингентов и омоложения городского населения. Н. В. Тарасова (1995) в своем исследовании указывает, что, несмотря на более высокие показатели возрастной рождаемости и смертности, которые при условии незначительной миграции должны были бы сформировать более молодую возрастную структуру в селе, сельское население в действительности за последний период резко постарело. Особенность поликультурной среды составляет изменение в последний период социальной структуры российского общества. Как отмечает М. Н. Руткевич (1997), наряду с трансформацией «верхов» - появление «...криминальной по своему характеру компрадорской буржуазии и новой бюрократии» - происходят глубокие социальные сдвиги в «низах». Во-первых, возник многочисленный слой частных собственников, который относится к мелкой и средней буржуазии. В сельской местности - это фермерство, в городской - владельцы предприятий сферы обслуживания (магазинов, мастерских и т.д.). К этому же слою примыкают лица, продающие на рынке услуг свое профессиональное мастерство - частнопрактикующие врачи, педагоги, артисты и др. Следует также отметить «челночный промысел», «самодеятельных» торговцев-перекупщиков на продовольственных и вещевых рынках. Во-вторых, в результате приватизации многие государственные предприятия стали товариществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами различного типа, вследствие чего существенно изменилась структура основной массы лиц наемного труда. Появилось большое количество безработных. В-третьих, наблюдается рост «паразитического» криминального слоя - рэкетиры, грабители, вымогатели «уличного» типа, гадалки и т. п. В-четвертых, растут «маргинальные» слои населения, к которым относятся многие впавшие в крайнюю нищету пенсионеры, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. Нельзя забывать и о бездомных, нищих, беспризорных детях (Руткевич М.Н„ 1997.-С. 7). Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее: современное российское общество значительно более дифференцировано по социальным группам и слоям. В нем появились такие социальные группы и слои, которых 10-15 лет назад не существовало, а другие приобрели новую качественную определенность. Все эти представители различных групп живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе взглядов, социальных институтах.
Таким образом, даже столь кратко перечисленные особенности указывают на многообразие и своеобразие поликультурной среды, ставящей перед обществом задачи его выживания, развития и благополучия. Надо отметить, что ситуация в нашей стране, равно как и в прочих поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо других социальных групп. И, как замечает М. Н. Руткевич (1997), в связи с этим во второй половине XX в. в мире в целом и в Советском Союзе в частности была предпринята попытка реализации концепции «плавильного котла» - стремление подогнать все национальные культуры под одну. Тем не менее, ассимиляторская идея на деле оказалась бесперспективной, т. к. для человека свойственно сохранение приверженности к собственному этносу, солидарности с ним. Разрушение же привычной среды приводит к потере многих социальных и культурных ориентиров. По словам Т. Г. Стефаненко (1999), в условиях социальной нестабильности потребность принадлежности к этносу возрастает, т. к. он выступает той группой, где человек может найти защиту и поддержку, и именно этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности. Подвергая анализу этнические особенности среды, В. А. Пятин (1998) уточняет, что под этносом понимается исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая единым языком, общими и стабильными особенностями культурно-хозяйственного поведения и самосознанием, закрепленным в самоназвании. В более простом изложении — этническая принадлежность человека определяется культурой и языком, который считается родным. Этнокультурная среда (или этническая), при всей ее типологической «необозримости», - все же не вся среда жизнедеятельности. Это лишь часть (хотя и весьма существенная) социокультурной среды, которая, в свою очередь, является частью поликультурной среды. Этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, на его характер, мировоззрение, на отношения с людьми своей и другой национальности. Исследователи в области этнологии (Н. А. Дубова, Ю. В. Иванова, В. И. Козлов, О. Д. Комарова, Н. М. Лебедева, П. В. Степанов, А. Н. Ямсков) указывают, что основу этнокультурной среды составляют многочисленные бытующие стереотипы и традиции, объединенные в систему. Традиции и стереотипы являются наиболее консервативной частью этнокультурной среды, поддерживая ее стабильность. Этнокультурная среда - это та часть социальной реальности, которая, прежде всего, поддерживает традиционные механизмы решения проблем коллективного существования и сосуществования. Она представляет собой устоявшуюся систему процессов, отражающую общественные и интимные сферы повседневной жизнедеятельности человека. Основное предназначение среды заключается именно в поддержании удобных коммуникативных условий, обеспечении согласованности и взаимопонимания людей. Тем самым, этнокультурная среда представляет собой часть информационной среды. Разрушение этнокультурной среды приводит к потере многих социальных и культурных ориентиров, т. к. резко сужается информация об окружающей реальности. Социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что значительный дефицит информации приводит к неадекватному поведению как отдельных людей, так и групп в целом. Примеры переселенцев, попадающих в инокультурную среду, показывают, что никакие средства массовой информации не могут им помочь понять новое окружение и приобрести достаточную ориентацию. Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств явился этноцентризм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Этнический фактор в ряде случаев стал основой для формулирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие. Подтверждением служат чеченский, дагестанский, осетино-ингушский и другие конфликты. Если национальная идея станет приоритетной в менталитете каждого народа, населяющего территорию России, то распад России как единого государства станет неизбежен. Очевидно, в качестве стержневых, сплачивающих страну идей должны стать идеи наднациональные. Современные тенденции развития мира в сторону единого экономического пространства, интернационализации информационных процессов, мобильности населения требуют от нас правильности нахождения социально-психологических механизмов, с помощью которых возможен творчески благодатный диалог культур, а не полемически разрушительный. Прежде всего, в данном этноконфессиональном и культурном образовании надо искать положительное, конструктивное, а не слабое и неразвитое. Нельзя снимать с повестки дня и тему агрессивности, интолерантного отношения индивида или целых групп к особенностям культур или представителям иных групп по России в целом. На сегодняшний момент не существует готовых концепций, на основе которых бы объективно анализировались проблемы и перспективы дальнейшего развития России. Силовые и увещевательные методы сохранения целостности Федерации не приносят нужных результатов. Необходимы глубокое осмысление и моделирование культурно-цивилизационных процессов, прогнозирование их характера и направления, определение путей к социально устойчивому развитию. А для этого следует объединить усилия социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных и прочих сфер жизнедеятельности человека. Любое сообщество людей, каждая группа вырабатывает свою собственную систему взглядов на мир, свою картину мира. С одной стороны, формирование этой системы подчинено общим закономерностям, с другой стороны - оно отражает специфику реальной жизненной практики данной группы. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями, осваивая природу, создают свои миры, которые во многом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны. Для поликультурной среды характерны локальные и структурные особенности. Такая неоднородность особенно проявляется в условиях многоэтнического расселения. Поэтому необходимо различать общую поликультурную среду страны в целом и ее варианты для специфических микрорайонов (в широком смысле) в частности. Кроме вышеперечисленных особенностей существует еще множество своеобразной, неповторимой специфики, присущей каждому микрорайону, региону. Богатство культурной среды общности также зависит от богатства культурной среды региона — той конкретной атмосферы, которая либо содействует, либо сдерживает развитие культурных сред. В каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, способы организации деятельности, формируется его отношение к потребностям сфер культуры и образования и многие другие характеристики. Предметом особого изучения в русле рассматриваемой проблемы является Северо-Кавказский регион и Ставропольский край, в частности. Северный Кавказ - уникальный географический, геополитический и культурный массив. Наш современник Ю. А. Жданов (1999) пишет; «Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов... Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества...» (Жданов Ю. А., 1999. - С. 23). Кавказский фактор многоаспектный и дает о себе знать на разных уровнях - региона, этнической общности, индивида. Важной особенностью поликультурной среды региона является органическая взаимосвязь конфессиональной и этнической идентичности. Мы разделяем точку зрения исследователей, которые считают, что этническая идентичность воспринимается кавказцами не как одна из иерархических, а как высшая ступень бытия. «Кавказскость» - это категория, выражаемая не столько религиозной, сколько социальной идентичностью. Она неотделима от чести, справедливости, мужества, предполагает особое отношение человека к достоинству, правде и свободе. Она выступает имманентным регулятором всей жизнедеятельности индивида, составляя не биологически наследуемую, а «историческую субстанцию» бытия в поликультурной среде Кавказа. У каждого народа есть своя формальная и неформальная система образования и передачи культурных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции. Всё вышеперечисленное ведет к образованию сложных культурных конгломератов. В результате человек в нынешней ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. В итоге социализация подрастающего поколения чревата такими сложностями, как обретение социальной (этнической) идентичности и сохранение свободы выбора, а тем самым - и возможности индивидуальной аккультурации. В свою очередь, среда обладает педагогическим потенциалом. Структурными частями педагогического потенциала окружающей среды являются личностные, материальные, духовные и структурные возможности. Личностные возможности педагогического потенциала среды - это возможности людей, которые специально или неосознанно занимаются педагогической деятельностью, и людей, которые могут быть дополнительно привлечены для этих целей. Материальные возможности — это вещественные компоненты среды, которые уже есть, и те, которые необходимы и в сложившихся условиях могут быть дополнительно задействованы в процессе воспитания подрастающих поколений. Условно их можно разделить на две группы: - вещественные компоненты среды, специально созданные и предназначенные для каких-либо педагогических целей (школы, внешкольные воспитательные учреждения, их оборудование и т. д.), и компоненты, несущие другое назначение, в ряде случаев выполняющие педагогические функции (кинотеатры, жилые здания, устройство дворов, даже мебель, одежда, бытовая техника, украшения и т. п.), потому что они также содержат в себе воспитательные, не всегда осознаваемые человеком возможности и вызывают определенные настроения, отношения у людей, которые ими пользуются; - природные компоненты, которые включают возможности воспитательного влияния естественной природы, существующей, развивающейся и воспроизводящейся без вмешательства человека, и возможности «второй» природы, существование и формирование которой происходит при прямом участии человека. Духовные возможности среды составляют неовеществленные элементы социальной среды: идеологическая, культурная, нравственная, психологическая атмосфера, складывающаяся на основе взаимодействия самых различных факторов (общественное сознание на макро- и микроуровне, нормы и правила, которыми регулируются поведение людей, знания, национальные традиции, обычаи, праздники, характер направленности и степень доступности литературы, искусства, психологический климат в микрогруппах и т. д.). Структурные возможности включают в себя способы и формы организации людей, которые предназначены для того, чтобы, связывая воедино человеческие, материальные и духовные педагогические возможности среды, направить их деятельность по реализации различных педагогических задач оптимальным образом (иерархия управления целенаправленной педагогической деятельностью на разных уровнях, степень централизации, свобода субъектов педагогической деятельности в реализации своих функций, характер их взаимосвязи и т. д.). В основании образовательной стратегии должно быть познание специфики окружающей среды и предвидение различных вариантов ее развития с целью учета и оптимизации использования различных компонентов в процессе формирования подрастающего поколения. Важно, чтобы влияние окружающей среды не шло вразрез с внедряемыми педагогами ценностями, идеалами, принципами. Следовательно, требования к процессу обучения и воспитания в поликультурной среде, т. е. в среде, где дети имеют разные родные языки, относятся к разным по уровню состоятельности и образованности слоям населения и обладают другими существенными различиями, несколько отличаются от общеустановленных требований. Организация образования на принципах поликультурности должна исходить из постулата: «Класс - один, а культур и субкультур в нем много, и все равно интересны, и все необходимы в образовании». Перед педагогической общественностью стоит задача - помочь подрастающему поколению осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа (группы) и являются для него закономерным результатом его опыта, культуры и исторического развития. Как писал М. М. Бахтин (1986), только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, т. к. при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Культура создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех своих элементов, а образование дает молодому поколению понимание этих процессов. Таким образом, становится очевидным, что на современном этапе перед социальными институтами ставится задача разработки новой образовательной стратегии с учетом новых социокультурных реалий. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Полидисциплинарное изучение образования включает в себя деятельностный, социокультурный, коммуникативный, аксиологический подходы к нему. Они позволяют, с одной стороны, конкретизировать педагогический, философский, социологический, экономический подходы, с другой – дают возможность обобщить некоторые характеристики, присущие каждому из них и связанные с рассмотрением образования как вида деятельности, коммуникации, ценности, как социокультурного явления и процесса. Можно выделить следующие парадигмы образования, построенные на основе его взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимодействия с государством, производством, культурой, семьей: государственно-образовательную, производственно - образовательную, научно - образовательную, культурно - образовательную, семейно - образовательную. Рассмотрим каждую из названных парадигм. Оптимальным для развития образования (а, следовательно, и личности, и общества в целом) является свободный тип связи, означающий, с одной стороны, незначительность обеих форм его прямых зависимостей от государства (и экономической, и духовной), с другой стороны, наличие необходимых условий для полноценного, широкого и всеобъемлющего развития образования. При этом отсутствие прямой зависимости образования от государства трактуется не как недостаток поддержки и определенного контроля с его стороны, а, наоборот, как наличие и того и другого, но в такой форме, которая не сковывает развитие образования, а создает реальные условия совершенствования данного социального института, всей системы. В системе допрофессионального образования, наряду с дошкольными учреждениями и школой, существует в качестве важного института дополнительное образование, выполняющее ряд функций: обучения, воспитания, социализации, досуговую, коммуникативную, компенсаторную, адаптационную, предпрофессиональной подготовки, социальной защиты и гедонистическую. Дополнительное образование постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации молодежи к изменяющимся условиям жизни в российском обществе. Человек, включенный в систему дополнительного образования, становится более конкурентоспособным, мобильным, ориентированным на свободный выбор форм своей деятельности. Дополнительное образование всегда привлекало внимание исследователей. В дореволюционной педагогике вопросы организации внешкольной работы освещаются в трудах В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, В.И. Чарноусского, К.Д. Ушинского. В 20-е годы XX века теория и практика внешкольного воспитания нашла отражение в трудах П.П. Блонского, В.А. Зеленко, И.П. Иванова, Н.А. Корфа, Н.К. Крупской, Е.Н. Медынского, А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Щацкого и др. В настоящее время исследованием проблем дополнительного образования занимаются А.Г. Асмолов, В.А. Березина, А.К. Брудный, Е.Б. Евладова, Г.Е. Збровский, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, Н.Д. Морозова, А.В. Мудрик, Л.А. Николаева, Е.А. Шуклина. Несмотря на несомненные достижения в области дополнительного образования, нерешенным остается ряд педагогических и социальных проблем. К наиболее актуальным их которых, на наш взгляд, следует отнести: - установление, налаживание взаимосвязей основного (общего) и дополнительного образования; - взаимодействие в его рамках основных социальных общностей — учащихся и педагогов; - повышение эффективности реализации предоставляемых учащимся возможностей, которое зависит в значительной степени от качества педагогической деятельности персонала учреждений дополнительного образования. Пути решения названных проблем видятся в разработке модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, повышении педагогической компетенции персонала учреждений дополнительного образования, проектировании особой познавательной среды для учащихся общеобразовательных школ в учреждениях дополнительного образования.
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Реализация принципа проектирования познавательной среды в системе дополнительного образования в условиях модернизации деятельности Необходимость модернизации системы дополнительного образования, которая cтала осознаваться педагогическим сообществом с середины 90-х годов, обусловлена комплексом социальных и педагогических факторов. К ряду социальных факторов относятся: диверсификация образования - возникновение образовательных учреждений разных типов, дифференциация управленческих функций; изменения в социальной структуре общества, возникновение рынка образовательных услуг, коммерционализация сферы досуга; изменения в структуре потребностей взрослых и детей, возникновение носе ценностных ориентации; нарушение сложившихся ранее механизмов взаимодействия социума и системы образования, семьи и школы; деидеологизация общества, необходимость установления взаимодействия многими общественно-политическими организациями, движениями, партиями, в том числе, с церковью; усиление роли регионов в социально-экономической, политической жизни раны: возникновение как положительных, так и отрицательных факторов процесса регионализации образования, обострение противоречий между общим и особенным в поликультурной, полиэтнической среде. К педагогическим факторам мы относим следующие: - гуманизация и демократизация образования, переход к субъектной образовательной парадигме; - усиление роли этнопедагогических традиций в жизнедеятельности образовательных учреждений, семьи; - несоответствие содержания, методов и форм деятельности новым потребностям потенциальным потребностям услуг дополнительного образования; - несоответствие организационной структуры, системы управления учреждения дополнительного образования (УДО) процессам демократизации, развития общественного самоуправления; - интенсивное внедрение в систему образования новых информационных технологий, повлекших необходимость пересмотра деятельности УДО в режимах стабильного функционирования и инновационного развития. Являясь образовательно-воспитательным институтом социума, система дополнительного образования может более успешно и активно внедрять педагогические модели деятельности. Это обусловлено тем, что традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. В них дети накапливают основы демократической культуры, навыки осознанного выбора профессии, духовного и физического роста. В процессе исследования проблемы мы пришли к выводу, что модель педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования не будет эффективной без основательного комплексного анализа, без диагностики негативных и позитивных явлений современной действительности. Определяя возможности реализации идей, заложенных в модель учреждения дополнительного образования детей, можно проанализировать исходное ее состояние по разным параметрам, выделяя сильные и слабые стороны конкретного учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей сегодня больше, чем когда-либо, нуждается в обновлении содержания. Цели и задачи, стоящие перед системой дополнительного образования, обусловлены, с одной стороны, необходимым минимумом знаний, который должен обеспечить общеобразовательная школа, с другой - приоритетами развития производства в нашей стране. Главным средством модернизации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива является адекватная новым социально-педагогическим требованиям система управления образовательным учреждением. Совершенствование системы управления УДО осуществляется по следующим направлениям: - переход от линейной к более гибкой - адаптивной, сегментной (матричной) структуре управления; - переход управленческих структур от позиции исполнителя, пользователя огранизационно-методическими продуктами к позиции творческой самостоятельности, созидателя новых программно-методических продуктов; - привлечение к деятельности УДО квалифицированных специалистов из научных организаций, вузов и НИИ, что потребовало значительных изменений в системе управления УДО; - организация деятельности для получения дополнительных источников финансирования, изменения штатного расписания; - организация самоуправления, делегирование части управленческих функций педагогическому коллективу, общественным органам. Недостатки, несоответствия, характерные для дополнительного образования могут быть систематизированы по следующим признакам: кадровые, организационно-структурные, управленческие, воспитательные, учебно-методические, материально-финансовые. Кадровые 1. Гендерный фактор. В большинстве случаев имеется преимущественно женский состав, что оказывает влияние не только на морально-психологический климат в коллективе, но и на выбор педагогических технологий, на характер стиля педагогической деятельности. 2. К
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.057 с.) |