Вклад оон в разработку и совершенствование международно-правовых норм по охране окружающей среды в период вооруженных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад оон в разработку и совершенствование международно-правовых норм по охране окружающей среды в период вооруженных конфликтов



 

В конце XX - начале XXI веков происходит переосмысление основных угроз, способных нанести непоправимый ущерб международной безопасности. Формируется система всеобъемлющей коллективной безопасности, призванная наиболее полно и адекватно отражать появляющиеся в условиях глобализации новые вызовы и угрозы, среди которых существенно возрастающую роль играют экологические факторы, оказывающие в современных условиях реальную возможность влиять на существование всего человечества.

Экологические угрозы взаимосвязаны, они пересекают национальные границы и должны устраняться при условии эффективного сотрудничества всех государств. Это такие глобальные проблемы современности, как опасность распространения оружия массового уничтожения, таящая в себе угрозу негативного воздействия на состояние окружающей среды, международный (в том числе экологический) терроризм, антропогенное загрязнение объектов окружающей среды, глобальное изменение климата, нехватка мировых природных, в том числе энергетических ресурсов в связи с их истощением, острый продовольственный кризис, стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации и многие другие.

Учеными еще в двадцатом веке отмечалось, что человечество само привело себя к состоянию кризисной ситуации, вызванной противоречием между утвердившейся в истории цивилизации практикой природопокорительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биохимических циклов самовосстановления. Так, на развитие техногенной цивилизации в двадцатом веке, было затрачено 10% продукции биосферы, тогда как на поддержание замкнутого круговорота веществ и стабилизацию окружающей среды затрачивается более 99% энерго- и массообмена. На развитие цивилизации в этом случае остается менее 1%.

Все эти проблемы, влияющие на установление справедливого и демократического миропорядка, на обеспечение всеобъемлющей международной безопасности, должны решаться при определяющей и координирующей роли Организации Объединенных Наций - универсальной и самой представительной международной организации.

На нынешнем переломном этапе развития международных отношений во весь рост встала задача активного и скоординированного противодействия угрозам, носящим глобальный характер, в том числе таким, как угрожающее ухудшение окружающей среды. На этом фоне возникает необходимость мобилизовать все компоненты системы ООН, усилия всех государств, региональных организаций, гражданского общества, частного сектора на повседневную коллективную работу по поиску эффективных ответов на эти угрозы.

Первостепенная роль ООН в обеспечении международной экологической безопасности обусловливается следующим:

. Созданным для поддержания международного мира и безопасности Совета Безопасности ООН, обладающего эффективным (хотя и не всегда реально работающим) механизмом достижения безопасных условий жизни народов при возникновении новых угроз, налаживания полноценного межгосударственного диалога.

. На ООН, как самую представительную на сегодняшний день международную организацию, возложена задача координировать интересы мирового сообщества, в том числе, в области охраны окружающей среды, необходимой для безопасного существования всего человечества.

. В рамках системы ООН экологической проблематикой в той или иной степени занимаются большинство ее специализированных учреждений, а также ряд вспомогательных органов, что отражает масштаб существующей проблемы и возможность реального участия в ее разрешении.

За время существования ООН было разработано множество конвенций и международных договоров направленных, как на защиту окружающей среды в целом, так и на разоружение стран и предотвращение использования средств ведения войны, представляющих особую опасность экологии, среди них:

-  Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;

-  Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;

-  Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 года;

-  Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года;

-  Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1992 года;

-  Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года.

Обеспечение экологической безопасности является одной из главных целей мирового сообщества, которая может быть закреплена в виде совокупности определенных международно-правовых норм. Результатом достижения этой цели является такой уровень окружающей среды, который соответствует необходимому качеству жизни для сохранения здоровья и благополучия людей, а также поддержания устойчивого развития.

Международную экологическую безопасность можно определить как устойчивое состояние окружающей среды в контексте всеобъемлющей международной безопасности, которое может быть достигнуто при помощи таких средств и инструментов, как соответствующие международно-правовые принципы и нормы, а также решения и институциональная активность международных организаций и, прежде всего Организации Объединенных Наций. В международно-правовом отношении международная экологическая безопасность многоаспектна: с одной стороны, она является частью права международной безопасности, с другой - международного экологического права, соприкасаясь вместе с тем с международным правом прав человека, международным морским правом, международным космическим правом, международным воздушным правом, международным гуманитарным правом, что обусловливает специфику указанной проблематики.

Точкой отчета в истории эволюции международного права по окружающей среде стало принятие в 1972 г. Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды.

Результатом принятия Стокгольмской декларации стало усиление внимания к проблемам окружающей среды. Многими странами были приняты законы охраняющие окружающую среду. Значительное число международных организаций выработали документы, признающие основным правом человека право на здоровую окружающую среду.

По итогам Стокгольмской конференции была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран. Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН деятельность ЮНЕП направлена на:

·   охрану отдельных природных объектов;

·   борьбу с различными видами вредного воздействия;

·   рациональное использование природных ресурсов;

·   создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды;

·   изучение экономических особенностей развития населенных пунктов;

·   разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.

Основные функции Совета управляющих ЮНЕП:

•   развивать международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и по мере необходимости рекомендовать с этой целью проведение соответствующей политики;

•   обеспечивать общеполитические руководящие принципы в отношении направленности и координации - экологических программ в рамках системы Организации Объединенных Наций;

•   получать и рассматривать периодические доклады Директора-исполнителя ЮНЕП об осуществлении природоохранных программ в системе Организации Объединенных Наций;

•   проводить анализ глобального состояния окружающей среды, с тем чтобы гарантировать, что возникающие экологические проблемы широкой международной значимости будут адекватно и надлежащим образом рассматриваться правительствами;

•   содействовать тому, чтобы соответствующие сообщества ученых и других специалистов вносили свой вклад в получение и оценку знаний и информации по окружающей среде и в обмен ими, а также, по мере необходимости, в технические аспекты разработки и осуществления природоохранных программ в системе Организации Объединенных Наций;

·   на постоянной основе анализировать воздействие национальных и международных природоохранных стратегий и мероприятий на развивающиеся страны, а также проблему дополнительных расходов, которых может потребовать от развивающихся стран осуществление природоохранных программ и проектов, а также обеспечивать совместимость таких программ и проектов с планами развития и приоритетами этих стран;

·   каждые два года рассматривать и утверждать программу использования ресурсов Фонда окружающей среды.

Таким образом, несмотря на то что Стокгольмская декларация не носила обязывающий характер, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие международного права в сфере защиты окружающей среды и на формирование концепции устойчивого развития.

Это выразилось в проведении в 1992 году в Рио-де-Жанейро крупнейшего форума за всю историю человечества, Международной конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой были сформированы основные принципы по защите экологии и составлена Повестка дня на XXI век.

Отличием Рио-де-Жанейрской декларации (Декларации Рио) от Стокгольмской декларации было то, что защита окружающей среды уже не рассматривалась отдельно, а только в контексте общего развития человечества. Так, согласно Принципу 4 Декларации для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Страны имеют право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития. Наряду с правом человека на чистую окружающую среду было упомянуто право на развитие, которое должно быть реализовано так, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды (Принципы 1 - 3).

Повестка дня на XXI век представляет собой план действий по реализации идеи устойчивого развития с учетом трех составляющих - социальной, экономической и экологической. Документ состоит из 40 глав, а содержащиеся в них рекомендации разделены по четырем основным направлениям:

социальные и экономические проблемы: борьба с бедностью, изменение структуры и объема потребления, динамика и устойчивое развитие демографических процессов, защита и поддержание здоровья человека;

проблемы окружающей среды: защита атмосферы, борьба с обезлесением и опустыниванием, устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских регионов, сохранение биологического разнообразия, защита ресурсов пресных вод и Мирового океана, экологически безопасное размещение и утилизация вредных отходов;

усиление роли различных социальных групп: гендерное равенство, защита детей, молодежи, коренных народов, повышение роли неправительственных организаций, рабочих и профсоюзов, предпринимателей, фермеров и ученых;

средства реализации Повестки дня на XXI век, такие как финансовые ресурсы, передача экологически чистых технологий, образование и обучение, международные институциональные соглашения, правовые инструменты и механизмы, предоставление информации для принятия решений.

Кроме того, по итогам конференции была учреждена Комиссия по устойчивому развитию. Она была создана «в целях эффективного осуществления решений конференции, а также укрепления международного сотрудничества и рационализации межправительственного механизма принятия решений для учета вопросов окружающей среды и развития и анализа прогресса в деле осуществления Повестки дня на XXI век на национальном, региональном и международном уровне».

Таким образом, акты, принятые в Рио-де-Жанейро, являются не только простым сводом норм существующего экологического международного обычного права, а обобщающим законотворческим документом, имеющим целью обеспечить устойчивое развитие человека в окружающей его среде. При этом если сама Декларация Рио и Повестка дня на XXI век подпадают под категорию мягкого права, то Рамочная конвенция ООН по изменению климата и Конвенция ООН о биологическом разнообразии стали двумя обязывающими правовыми регуляторами для международного сообщества.

Также, необходимо отметить, что ООН уделяет особое внимание проблеме защиты природной среды в период вооруженных конфликтов, считая, что «следует рассмотреть вопрос об отвечающих нормам международного права мерах по предотвращению крупномасштабного разрушения окружающей среды во время вооруженного конфликта, которое не может быть оправдано с точки зрения международного права».

Как следует из международных норм, принятых в рамках ООН, разрушение окружающей среды, не оправданное военной необходимостью и осуществляемое произвольно, явно противоречит существующему международному праву. Генеральная Ассамблея ООН призывает государства предпринять шаги по включению положений международного права, применимых к охране окружающей среды, в свои военные уставы и по обеспечению их эффективного распространения. Она также неоднократно подчеркивала, что ущерб, причиненный окружающей среде в период вооруженных конфликтов, способен приводить к длительному ухудшению ее состояния, затрагивать не только одно государство и не только нынешнее поколение.

Рассматривая практическое применение вышеназванных норм следует сказать, что здесь не все и не всегда проходило в рамках мирного разрешения спора, а также согласно норм и уставов ООН. Одним из первых, ярких и отрицательных ее вмешательств в вооруженный конфликт считает ситуация возникшая при войне в Персидском заливе. После принятия резолюции №678 СБ ООН, в соответствии с которой Ираку предоставлялось полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта - это не только не погасило конфликт, но и вызвало сильную негативную реакцию со стороны правительства Ирака, которая, в свою очередь, вылилась в одну из самых глобальных экологических катастроф ХХ века.

В последние недели оккупации Кувейта иракские войска организовали сброс нефти в Персидский залив. Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее, до конца войны в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти. Это нанесло серьёзный ущерб экологии Персидского залива, привело к гибели 30 000 птиц. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре 1991 года. После окончания войны из-за густого дыма от горящих скважин разбился транспортный самолет Саудовской Аравии, перевозивший сенегальских солдат (более 90 погибло). В Кувейте, Турции, ОАЭ шли чёрные дожди. На «высыхание» 320 озёр ушло всё последующее десятилетие.

Вторым ярким примером отсутствия реальных инструментов воздействия на страны у ООН можно считать ситуацию с применением химического оружия во время гражданской войны в Сирийской Арабской республике в районе Гуты в Дамаске 21 августа 2013 года. При расследовании данного инцидента группой экспертов Организации о запрещении химического оружия (ОЗХО), по просьбе Генерального секретаря ООН, было установлено использование в ракетах класса «земля-земля» фосфорорганического отравляющего вещества зарина, продуктов его распада и побочных продуктов его производства.

Тогда, не смотря на доказанность факта применения химического оружия, так и не был разрешен вопрос о стороне применившей данное оружие. Этому поспособствовало несколько факторов, одним из которых можно считать разрозненность в возложении ответственности за данное происшествие крупными игроками на международной арене, такими как США, Россия, Великобритания и т.д., на разные стороны данного конфликта.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, нельзя не признать существенность вклада ООН в разработку и совершенствование международно-правовых норм по охране окружающей среды. Именно благодаря данной организации происходит все большее признание мирового сообщества проблемы защиты окружающей среды, как первостепенной задачи человечества в двадцать первом веке. В тоже самое время практика применения данных норм показывает несостоятельность ООН, а отчасти и ЮНЕП, как универсального регулятора международно-правовой охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов. Данное обстоятельство лишний раз показывает необходимость создания универсальной международной организации имеющей более полные и конкретные методы разрешения экологических споров во время вооруженных конфликтов, а также по разрешению их последствий.

Создание подобной организации представляется оптимальным в рамках ЮНЕП, при условии ее отделения от ООН. В данном случае необходима модель независимой структуры, обладающей четкими и действенными средствами воздействия на нарушителей, независимой судебной системой, возможностями тесного сотрудничества с международными силами правопорядка и обязательностью исполнения решений данной организации. Однако, такую систему, на данном этапе развития международного права, можно представить лишь в теории, так как пока не представляется возможным создание механизма воздействия на страны в рамках подобной организации без воздействия на их суверенитет?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.024 с.)