Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов



международный окружающий правовой охрана

Международно-правовая охрана окружающей среды - сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Основные принципы международно-правовой охраны окружающей среды были установлены на двух первых конференциях ООН по окружающей среде, проходивших в 1972 году в Стокгольме и в 1992 году в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). Именно на Рио-де-Жанейрской конференции было достигнуто всеобщее понимание того, что проблемы окружающей среды и развития не могут более рассматриваться раздельно, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

На обеих этих конференциях были представлены основные принципы охраны окружающей среды, которые, как отмечается, должны были послужить руководством народу мира в деле сохранения и улучшения окружающей природной среды. Совместно же с сотнями международных соглашений, созданных в рамках охраны окружающей среды, принципы Стокгольмской декларации 1972 года и Рио-де-Жанейрской декларации 1992 года считаются основой международного экологического права.

В свою очередь, прошедшая в 2002 году Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге и в 2012 году встреча стран на Саммите «Рио+20» в Рио-де-Жанейро, не привнесли каких-либо новых, значительных идей в деле по защите окружающей среды, а стали, по сути, лишь площадкой для трансформации целей, обещаний и обязательств Повестки дня на XXI век (Agenda 21) в конкретные, практические действия.

Правовой статус понятий и принципов международного экологического права достаточно разнообразен и может быть предметом разногласий, как в работах отдельных авторов, так и на уровне государств. Некоторые принципы прочно вошли в международное право, другие являются временными и пока лишь находятся в процессе получения признания, представляя собой последние концепции развития международного публичного права.

Именно сочетание новых и устоявшихся принципов международно-правовой охраны окружающей среды дает нам более полное понимание современных концепций развития экологического права. Одним из наиболее исчерпывающих перечней принципов, совмещающих в себе положения выше обозначенных деклараций и новых веяний в сфере защиты окружающей среды, является перечень, составленный в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), к ним, относительно темы данной дипломной работы, относятся:

. Принцип защиты окружающей среды на благо нынешних и будущих поколений.

Суть данного принципа сводится к обязанности государств сотрудничать на благо настоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Данный принцип прослеживается во множестве международных документов, в том числе в Рамочной Конвенция ООН об изменении климата 1992 года (РКИК), Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 1994 года и Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 года.

. Принцип ответственности за трансграничный вред.

Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования.

Впервые данный принцип был провозглашен в Стокгольмской декларации 1972 года. Впоследствии он повторился в Рио-де-Жанейрской декларации 1992 года.

Данный принцип, независимо от редакции, содержит два элемента, которые не могут быть разделены без изменения их смысла и эффекта: (1) суверенное право государств разрабатывать свои собственные природные ресурсы, и (2) ответственность, или обязательство, не наносить ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. В практике прочно закрепилась норма, по которой, в пределах, предусмотренных международным правом, каждое государство имеет право распоряжаться и утилизировать природные ресурсы в соответствии с законами местного экологического права. Тем не менее, одним из ограничений, налагаемых международным правом в отношении этой нормы, является обязательство по защите собственной окружающей среды и предотвращение возможности возникновения ущерба окружающей среде близлежащих стран.

Одним из примеров данного принципа является ситуация сложившаяся с рекой Иртыш, протекающей по территории России, Китая и Казахстана. Основной проблемой, в данном случае, является чрезмерное использование и загрязнение Китаем верхнего стока реки, который располагается на территории данного государства, вследствие чего поступающая в Россию и Казахстан вода не только не удовлетворяет качествам безопасности для населения этих стран, но и порождает проблемы для судоходства.

. Принцип открытости, общественного участия и доступа к информации об окружающей среде, а также доступность каждому средств судебной защиты.

Данный принцип закреплен под номером 10 в Рио-де-Жанейрской декларации 1992 года. Особо стоит отметить, что данное положение, в той или иной интерпретации, имеется в конституциях многих стран, в том числе в Конституции Российской Федерации, где ему посвящена отдельная статья.

Согласно Повестки дня на 21 век, одной из основополагающих предпосылок для достижения устойчивого развития является широкое участие общественности в процессе принятия государственно-значимых решений. Данный документ подчеркивает важность участия всех основных групп населения страны, особенно, коренных народов. Принцип 10 также поддерживает положение, при котором каждый человек обладает возможностью повлиять на национальное экологическое законодательство и имеет право на равное представление своих интересов в суде.

. Принцип сотрудничества стран и общей, но различной ответственности.

Данный принцип, как и многие другие, берет свое начало в Рио-де-Жанейрской декларации 1992 года и может быть разделен на две составные части: (1) взаимодействие стран в рамках международного сотрудничества и (2) общей, но различной ответственности.

Понятие взаимодействия стран прочно закрепилось в международном праве, подтверждением этого служат статьи 55 и 56 главы 9 Устава ООН, под которым подписались все государства-члены ООН, на данный момент это 193 страны, и применяют данное положение на глобальном, региональном и двустороннем уровнях.

Говоря об ответственности стран, необходимо отметить, что дифференцирование ответственности переводится в явное признание того, что разные стандарты, замедленные сроки соблюдения требований или менее строгие обязательства могут быть более подходящими для разных стран, в целях поощрения всеобщего участия и равенства. Разрабатывая различные нормы, легче учитывать особые потребности и интересы развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

. Принцип предосторожности.

«В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды».

Принцип предосторожности имеет очень важное значение для защиты окружающей среды (в том числе здоровье человека), и, соответственно, является одним из наиболее часто встречающихся понятий международного экологического права.

. Принцип предотвращения.

Накопленный за последние полвека опыт, а также различные научные исследования, продемонстрировали человечеству, что принцип предотвращения экологического ущерба должен быть «Золотым правилом» в деле защиты окружающей среды, как по экологическим, так и экономическим соображениям. Зачастую невозможно исправить экологический ущерб: вымирание видов фауны и флоры, эрозии, гибели людей и сброса стойких загрязняющих веществ в море, к примеру создание необратимых ситуаций, как это произошло при катастрофе на Чернобыльской АЭС, последствия которой до сих пор создают опасность жизни и здоровью людей.

Даже тогда, когда вред поправим, затраты на его восстановление часто являются непомерно высокими. Обязательства по предотвращению также являются следствием международной ответственности и, в данном случае, превентивные меры по защите окружающей среды помогают избежать вреда независимо от того, есть или нет трансграничное загрязнение или международная ответственность за такое деяние.

. Принцип «Загрязнитель платит».

Впервые данный принцип был разработан Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).

В дальнейшем его более полное определение было сформулировано в Рио-де-Жанейрской декларации 1992 года в следующем виде: «…загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование».

Следует отметить, что практическое применение принципа «Загрязнитель платит» показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Как показывает практика, при расследовании случаев загрязнения окружающей среды во время вооруженных конфликтов, не всегда удается однозначно определить сторону, чьими действиями этот вред был нанесен. Подобная ситуация произошла в 2013 году при расследовании инцидента с использованием химического вещества «Зарина», о чем более подробно будет рассмотрено в следующем вопросе.

Во-вторых, этому могут служить политические причины, когда применение санкций к одной из сторон конфликта может привести к нарушению мира и послужить причиной начала новых военных действий.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным.

. Принцип общего наследия и общей заботы человечества;

Первое официальное упоминание термина «общее наследие человечества» произошло в 43-й Резолюции Генеральной ассамблеи ООН в декабре 1988 года.

Понятия «общего наследия человечества» и «общей заботы человечества» отражают растущее осознание взаимозависимости биосферы и преследующих ее экологических проблем, а также глобального характера многих экологических проблем и их критическую важность в деле по защите окружающей среды. Таким образом, данный принцип в очередной раз подчеркивает важность объединения стран в рамках борьбы за здоровую экологию на благо будущих поколений, говоря нам о том, что решение экологических проблем может быть достигнуто только при всеобщем участии.

Не смотря на большую схожесть данного принципа с принципом «защиты окружающей среды на благо нынешних и будущих поколений», упомянутого первым в данном перечне, между ними существует тонкая грань, выражающаяся в конкретном направлении деятельности при соблюдении данных принципов. Так, говоря о принципе общего наследия и общей заботы человечества, основной упор делается на кооперацию стран в деле защиты окружающей среды, тогда как во втором случае речь больше идет о стратегическом планировании для недопущения создания отрицательных условий экологии для нынешних и будущих поколений.

. Принцип «качественного управления».

Принцип качественного управления появился относительно недавно и отражает растущее осознание необходимости прозрачного, подотчетного, честного управления для устойчивого развития государства, а также растущее осознание отрицательного воздействия коррупции на общественную мораль, экономическую эффективность, политическую стабильность и устойчивое развитие в целом. Данная концепция подразумевает, в частности, что государства и международные организации должны: (а) принять демократические, прозрачные процедуры принятия решений и финансовых отчетностей; (б) принять эффективные меры по борьбе с коррупцией; (с) признавать верховенство закона, (г) защищать права человека, и (д) проводить государственные закупки прозрачным, не коррупционным способом.

Суммирую все вышесказанное, можно заключить, что мировое сообщество смогло накопить и отразить в документарной форме множество принципов необходимых при разрешении вопросов в рамках борьбы с причинением вреда окружающей среде в период вооруженных конфликтов. Однако, как это можно заметить, так и остались неразработанными способы привлечения к ответственности лиц и государств причастных к нанесению такого вреда, что, в свою очередь, показывает недоработанность теоретической части освещаемой проблемы и в конечном итоге возможности применения данных принципов на практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.017 с.)