Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия



 

Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях (далее КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

противоправность, данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

виновность, данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию.

наказуемость, данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

И четвертый признак - общественная опасность, характеризует негативное воздействие административного правонарушения на конкретные общественные отношения.

Признаки административного правонарушения следует отличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе состава правонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех элементов.

Совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав - явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

Традиционно выделяют четыре элемента состава административного правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

Круг административных правонарушений, связанных с нарушением правил обращения с оружием, закреплен в главе 20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». В данной главе обеспечению соблюдения правового режима оборота оружия посвящены 7 статей: с 20.8 по 20.15 КоАП РФ.

Статья 20.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему.

Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом «Об оружии» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 - 223 Уголовного Кодекса Российской Федерации, - "за незаконные производство и оборот оружия". В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава, как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Субъект правонарушения - юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины.

С 1 июня 2011 г. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, статья стала состоять из шести частей, а не из трех как было ранее.

В ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов, субъектами правонарушения являются должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ) или юридические лица.

В ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 890.

В ч. 3 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ подлежат административной ответственности граждане, нарушившие правила хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему. Согласно Федеральному закону «Об оружии» Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться в местах их (граждан) проживания с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия, безопасность хранения и исключающих доступ посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия гражданами Российской Федерации во время охоты, спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб. Перевозка оружия должна осуществляться в чехлах, кобурах или в специальных футлярах.

В ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел.

Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения. Следовательно, если в соответствии с другими частями комментируемой статьи субъект ответственности - лицо, наделенное соответствующими полномочиями, связанными с оборотом оружия, либо осуществляющее эту деятельность в установленном порядке (в том числе по коллекционированию и экспонированию оружия, по выдаче свидетельств или медицинских заключений и др.), то в рассматриваемом случае субъект ответственности - лицо, незаконно осуществляющее определенные действия.

Рассмотрим пример из практики: 12 августа 2011 г. старшим инспектором ЛРР М ОМВД России «Лебедянский» г. Лебедянь Липецкой области старшим лейтенантом полиции Сидоровым В. В. в отношении Повасина И. Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, согласно которому 12 августа 2011 г. в 21 час 00 минут гражданин Повасин И.Н. нарушил правила хранения охотничьего оружия марки МЦ 21-12, а именно хранил охотничье оружие в автомобиле, который находился на проселочной дороге без присмотра, возле поля засеянного кукурузой, водительская дверь автомобиля была приоткрыта. Оружие лежало на заднем сидение автомобиля в чехле, в разобранном виде.

Согласно п. 54 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему», утвержденных Постановлением <garantf1://12012448.0/> Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 хранение оружия и патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц. Из обстоятельств дела видно, что владельцем оружия не были созданы условия исключающие доступ к оружию посторонних лиц, в связи с этим он был привлечен к административной ответственности.

Административная ответственность за установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения предусматривается ст. 20.9 КоАП РФ.

Данной статьей вводится административное наказание за нарушение предусмотренного ст. 6 Федерального закона «Об оружии» запрета на установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты), порядок использования которых устанавливается Правительством РФ.

Объектом административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризует действие, связанное с установкой вышеуказанных приспособлений. Необходимость запрета на использование приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения связана с тем, чтобы затруднить личностям асоциальной направленности незаметно совершать преступления при помощи оружия.

Субъект правонарушения - гражданин, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны совершение данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет предусмотрено ст. 20.11 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризует бездействие, связанное с нарушением установленных сроков регистрации (перерегистрации) и постановки на учет оружия.

Приобретенное оружие подлежит регистрации в органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. Не позднее, чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Владелец огнестрельного оружия при перемене постоянного места жительства обязан в двухнедельный срок поставить на учет, имеющееся у него оружие в соответствующий орган внутренних дел.

В соответствии с п. 16 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 314, при перемене места жительства сотрудники государственных военизированных организаций, находящиеся на пенсии, имеющие наградное оружие, должны обратиться в органы внутренних дел по месту регистрации оружия с заявлением о снятии оружия с учета. По прибытии к новому месту жительства эти лица обязаны в 10-дневный срок обратиться в органы внутренних дел для переоформления оружия в порядке, установленном МВД России.

Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи - лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, а по ч. 2 - должностное лицо.

С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Рассмотрим пример из практики: 3 апреля 2012 г. старшим инспектором ЛРР и КЧДОД МО МВД России «Эхирит-Булагатский» п. Усть-Ордынский Иркутской области майором полиции Ивановым Р. Р. в отношении Петрова И. Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, согласно которому гражданин Петров И. Х. нарушил сроки перерегистрации принадлежащего ему огнестрельного оружия марки Тигр калибра 7,62х54, разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия было выдано сроком с 16 марта 2007 г. по 16 марта 2012 г. Документы на продление разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия были предоставлены лишь 29 марта 2012 г., в связи, с чем были нарушены требования ст. 20.11 КоАП РФ и Приказа МВД от 12.04.1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

Статьей 20.13. КоАП РФ устанавливается ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах.

Федеральный закон «Об оружии», как уже было сказано, под оружием понимает устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Им же определяются и виды оружия. Содержание понятия «стрельба» данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами не определено. Вместе с тем если под стрельбой понимать любую возможность поражения цели на расстоянии, то, как следует из содержания ст. 1 Федерального закона, такое поражение можно нанести из огнестрельного, пневматического и метательного оружия. Кроме того, по смыслу данной статьи Кодекса стрельба возможна и из газового оружия.

Объектом административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризует действие, выраженное в стрельбе из оружия в населенных пунктах и в других, не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах, но с нарушением установленных правил. Под специально отведенными для стрельб местами понимаются, например, стрелковые тиры, стрельбища, открытые по разрешениям органов внутренних дел. Таким образом, объективную сторону правонарушения составляет стрельба вне таких мест.

Не являются данным правонарушением стрельба в населенных пунктах в качестве меры самообороны, а также применение и использование оружия в соответствии с законом уполномоченными на это должностными лицами правоохранительных органов. В случае наступления при стрельбе вредных последствий такие деяния квалифицируются не по данной статье, а в зависимости от тяжести таких последствий - по соответствующим статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

Рассмотрим пример из практики: 25 августа 2011 г. мировой судья судебного участка № 8 г. Бийска Алтайского края Меньшикова И. В. вынесла Постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.13 КоАП в отношении Орлова И.Ю. Судом было установлено, что гражданин Орлов И. Ю. находясь на берегу реки Бия на пляже, произвел три выстрела в воздух из принадлежащего ему огнестрельного оружия Вепрь-12, в районе ул. Степная у дома № 11, Кировского района г. Бийска. Стрельба, произведенная Орловым И.Ю. в населенном пункте, не была мотивирована внешними противоправными действиями, применение огнестрельного оружия не было обусловлено необходимостью самообороны, какой-либо опасности или угрозы для жизни, здоровья, прав и свобод объективно не существовало. Следовательно, действия Орлова И.Ю. были квалифицированы по ст.20.13 КоАП РФ.

Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему регламентируется ст. 20.14 КоАП РФ.

Данной статьей обеспечивается выполнение гражданами и организациями ст. 7 Федерального закона «Об оружии», предусматривающей обязательность сертификации всех моделей производимого на территории России и ввозимого на ее территорию гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий.

Объектом административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризует действие, связанное с выпуском несертифицированной продукции и оборотом оружия и патронов к нему без являющегося основанием для такого оборота сертификата соответствия. В соответствии с названным Федеральным законом организация проведения работ по сертификации оружия и патронов к нему возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Российской Федерации.

Субъект данного правонарушения - физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, а также должностное лицо, юридическое лицо.

С субъективной стороны вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, а нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Таким образом, на основе рассмотренных статей можно сделать следующие выводы:

1. Объектом правонарушений предусмотренных статьями 20.8 - 20.15 КоАП РФ являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

2. Субъектом данных правонарушений выступает виновное лицо, совершившее административное деяние и подлежащее административной ответственности. Субъектом административного правонарушения может быть как физическое, таи и юридическое лицо.

.   Объективную сторону данных правонарушений характеризуют действия (бездействия) субъектов правонарушения предусмотренные нормами соответствующей статьи КоАП РФ.

4. Субъективная сторона правонарушений характеризуется виной субъектов в форме умысла или неосторожности. Вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.022 с.)