Понятие и особенности административно-правового режима оборота оружия в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и особенности административно-правового режима оборота оружия в Российской Федерации



 

Регулирование социальных процессов в период динамичных преобразований в социально-экономической, политической, культурной и иных сферах приобретает в России особо актуальное значение. При этом приоритет, безусловно, сохраняется за правовым регулированием, которое, как известно, представляет собой осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Содержание правового регулирования зависит от особенностей предмета правового регулирования (общественных отношений), положения взаимодействующих в отношениях субъектов, а также объектов, по поводу которых возникает это взаимодействие. И эффективность решения стоящих перед правовым регулированием целей в значительной мере определяется выбором оптимальной для решения соответствующей задачи системы средств, соответствующей характеру регулируемых общественных отношений. Государство, являясь непосредственным фактором правовых установлений, в соответствии с познанными законами социального развития определяет потребность в юридической регламентации общественных отношений, их оптимальную юридическую форму. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных элементов этой формы является правовой режим

Правовой режим - очень широкое юридическое понятие. И, несмотря на то, что ученые, в том числе и ученые-административисты достаточно давно занимаются проблемами правовых режимов, единой точки зрения относительно сущности данного явления в административно-правой науке и практической деятельности не сложилось.

Профессор С.С. Алексеев, который одним из первых исследовал природу этого правового явления и, являющийся одним из основных теоретиков правовых режимов, отмечает, что этим термином в самом общем понимании обозначается «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования». При этом понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».

Морозова Л.А. полагает, что правовой режим - это результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.

Благов А. Д. выделяет следующие моменты характеризующие «правовой режим»:

Во-первых, понятие «правовой режим» объединяет в себе в качестве целостной системы элементы правового регулирования - принципы, инструментарий и способы его использования применительно к определенной сфере общественных отношений.

Во-вторых, термин «правовой режим» может применяться не только к какому-либо кругу общественных отношений, но и к определенным типам социальной деятельности, к содержанию определенных действий, а также к определенным субъектам и объектам. Вместе с тем следует учитывать, что это лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования соответствующей сферы общественных отношений, выделенных по указанным признакам.

В-третьих, специфика общественных отношений (видов деятельности) определяет особенности их правового регулирования, и в свою очередь характер правового режима.

В-четвертых, основу правового режима составляют юридические нормы, выделенные по совокупности указанных выше признаков и в связи с этим обладающие особой целостностью. Причем в подавляющем большинстве случаев эта совокупность норм не содержится в одном нормативном акте и может состоять из институтов, относящихся к различным отраслям права.

В-пятых, правовой режим имеет ярко выраженную целевую направленность.

Рассмотренные выше теоретические положения, характеризующие сущность правовых режимов, ложатся в основу исследования природы правового режима оборота оружия с учетом специфики административного права. Поэтому сначала остановимся на особенностях административно-правовых режимов в целом.

Для административного права, как и для любой другой отрасли права, характерны специфические режимы регулирования, которые во многом определяются особенностями данной отрасли права, ее ролью, функциями, задачами.

Так, Д. Н. Бахрах под административно-правовым режимом понимает «сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически не равные позиции», то есть выделяет, прежде всего, средства регулирования, основанные на специфичном для административного права методе.

Розанов И. С. отметил, что: «Вопрос о понятии правового режима должен решаться в связи с характеристикойпредмета и метода правового регулирования общественных отношений той или иной отрасли права».

Как известно, предметом административного права являются общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в связи с реализацией публичной власти органами исполнительной власти государства и органами местного самоуправления, а также внутриорганизационные отношения, возникающие в процессе деятельности всех ветвей государственной власти.

По мнению Ю. М. Козлова «административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности,прежде всего субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права...».

В. В. Ласточкин и И. С. Розанов в своих определениях административно-правового режима отдают приоритет регламентации прав, обязанностей граждан и юридических лиц. Его цель, по их мнению, обеспечение безопасности и охраны общественного порядка, обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства.

На наш взгляд, в зависимости от специфики регулируемых отношений административно-правовой режим в равной степени может устанавливаться как в отношении деятельности органов государственного управления, так и в отношении прав и обязанностей невластных субъектов административного права, и регламентировать взаимоотношения первых и вторых между собой.

При этом, поскольку предмет административного права не ограничивается сферами обеспечения безопасности и охраны общественного порядка, обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, указанными рамками нельзя ограничивать и административно-правовые режимы.

Опираясь на общетеоретические положения, раскрывающие сущность правовых режимов можно сказать, что административно-правовой режим представляет собой целостную систему регулятивного воздействия на тех участках социальной деятельности, где необходимо обеспечение публичных интересов в рамках предмета административного права.

Перейдем теперь непосредственно к исследованию сущности административно-правового режима оборота оружия.

Базовым нормативным актом, упорядочивающим отношения в исследуемой сфере, является Федеральный закон «Об оружии», в преамбуле которого сказано о том, что закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Анализ данного положения Закона позволяет говорить о том, что в нем присутствуют два признака, характерных для правового режима: во-первых, очерчен круг регулируемых общественных отношений, выделенных по однородному объекту правоотношений - оружию, во-вторых, четко обозначена целевая направленность регулирования - защита жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Обеспечение указанных целей находятся в сфере публичных интересов государства, поэтому можно говорить о публично-правовой направленности Закона.

Специфика предмета правового регулирования, стоящие перед административно-правовым режимом оборота оружия цели, обусловливают необходимость решения одновременно социальных и технических вопросов в комплексе, и достаточно часто - в одном нормативном акте. Таким образом, к числу особенностей рассматриваемого режима можно отнести то, что во многих случаях технические нормы входят непосредственно в содержание правовых нормативных актов, регулирующих оборот оружия, принимаемых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов. Вместе с тем технико-юридические нормы могут содержаться и в специальных актах технического регулирования (продолжающие действовать еще в настоящее время ГОСТы). В характере регулирующей роли этих норм наиболее ярко проявляется такое качество, как системность норм права.

Как известно, основу правовой системы России составляет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет цели и содержание этой системы, виды и соподчиненность правовых актов, принципы законности. Кроме этого, права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией служат юридической базой для прав и свобод, устанавливаемых всеми отраслями российского права. В Конституции определены также цели и принципы функционирования государственного аппарата, в том числе и в названных выше сферах. Более того, в Конституции имеется норма, которая прямо регулирует исследуемые отношения. Так, статья 71 устанавливает, что порядок продажи и покупки оружия находится в ведении Российской Федерации.

Особенностью административно-правового режима оборота оружия является то, что ему предшествует гражданско-правовой режим, базирующийся на Гражданском кодексе Российской Федерации и, прежде всего, на статье 129, определяющей объекты гражданских прав (товар, работы, услуги), для которых установлена ограниченная оборотоспособность. Таким образом, административно-правовой режим оборота оружия следует рассматривать в качестве «режима исключений», что обусловливает необходимость четкого определения круга предметов, подпадающих под юридическое понятие «оружия», а также действий, составляющих понятие «оборот», распространяющихся на них запретов и предписаний и объективацию их в законодательстве в виде исчерпывающего перечня.

В статье 1 Федерального закона «Об оружии» под оборотом оружия понимается «производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации».

Нельзя не заметить, что данное определение не отражает юридической природы рассматриваемого явления, а лишь содержит ряд перечислений.

В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки определить понятие и содержание оборота оружия с научной точки зрения.

Так, Белоконь Н.А. считает, что под оборотом оружия следует, понимать «движение объектов оборота внутри страны (региона), включая совершение всех необходимых организационных и технических (технологических) операций с момента их создания (изготовление, ремонт, реставрация) или поступающее извне (ввоз с территории других государств) до продажи, отправки, передачи по каналам сбыта и получения потребителем».

Бакаев A.A. пишет, что «оборот гражданского и служебного оружия есть поэтапное преодоление различных его состояний, создаваемых и определяемых субъектами-участниками этого многосложного процесса».

По мнению Маршунова М.Н. под оборотом оружия «законодатель имеет в виду любые действия по поводу оружия».

Однако, данные определения, характеризуют рассматриваемое понятие с «технической» стороны не касаясь его правового содержания.

Представляет интерес научное определение понятия «оборот оружия», сформулированное И. В. Делягиным. Данное понятие он определяет как «совокупность юридически значимых действий, совершаемых субъектами общественных отношений по поводу оружия, урегулированных административным правом, и в данных исторических условиях требующих такого правового воздействия в целях обеспечения безопасности». На наш взгляд, указанное определение можно взять за основу, но с уточнениями, связанными с тем, что, во-первых, право представляет собой явление социальное, и необходимость регулирующего воздействия обусловлена, прежде всего, не историческими, а социальными условиями, а во-вторых, цели правового регулирования оборота оружия несколько шире, и они сформулированы в Федеральном Законе «Об оружии». Кроме этого, следует учитывать и то, что производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, экспонирование оружия и основных частей огнестрельного оружия, коллекционирование оружия и основных частей огнестрельного оружия законодательство в настоящее время рассматривает, как виды деятельности.

Таким образом, с учетом данных уточненийоборот оружия можно определитькак совокупность юридически значимых действий и видов деятельности, совершаемых субъектами общественных отношений по поводу оружия, урегулированных административным правом, и в данных социальных условиях требующих такого правового воздействия в целях защиты жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охраны природы и природных ресурсов, укрепления международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Анализируя дефиницию «оборот оружия», сформулированную в Федеральном законе "Об оружии", И. В. Делягин справедливо отмечает, что действия, подпадающие под это понятие, представлены в виде так называемого «исчерпывающего перечня». Тем самым, законом очерчены строгие рамки, в пределах которых и осуществляется регулирование, поскольку в законе имеется оговорка о том, что он «регулирует правоотношения, возникающие приобороте оружия».

Однако, как отмечает автор «при анализе других статей Федерального закона «Об оружии», обращает на себя внимание то, что закон фактически регламентирует еще несколько действий в отношении оружия, а именно: пересылку (статья 6), награждение, дарение, наследование (статья 20) эти действия, по мнению автора, также должны быть включены в понятие «оборот оружия». Мы в полной мере разделяет такую позицию.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что из понятия оборот оружия необходимо исключить учет оружия, поскольку учет характеризует процессуальный аспект обеспечения контроля за оборотом оружия, он не должен рассматриваться как элемент оборота оружия. В противном случае элементами оборота оружия следовало бы признать и другие действия: регистрацию, выдачу лицензий, приостановление действия лицензий, аннулирование лицензий и т.п.

Конституция Российской Федерации как Основной закон государства, требует внимательного и взвешенного отношения, своевременного и полноценного реагирования на проявления внешних и внутренних угроз безопасности физических лиц, российского общества и нашего многонационального государства.

Общественная безопасность, в том числе в условиях оборота оружия, в большей степени связана с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз, их предупреждением, прогнозированием, своевременным выявлением и нейтрализацией источников, а также ликвидацией возникших последствий (в том числе восстановление нарушенных прав и интересов), профилактикой криминала и противодействием уголовной и административной деликтности.

Инструментарий обеспечения безопасности и охраны правопорядка в определенной степени опирается на конституционный режим запретов и ограничений прав и свобод юридических и физических лиц, которые могут вводиться только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данная особенность формирования режимных правил и гарантий предопределяет содержание административно-правового режима оборота оружия, базирующегося на установлении, как определенных запретов, ограничений, так и дозволений, предписаний (правил поведения), обеспечивающих достижение выше обозначенных целей.

Административно-правовой режим функционально объединяет в себе регулятивную систему административных процедур по реализации норм правового режима оборота оружия и систему противодействия административным правонарушениям, которые определяют сущность государственного контроля и надзора в соответствующей сфере правоотношений, воспрепятствования незаконному распространению оружия и патронов, их противоправному использованию.

По своей юридической природе административно-правовой режим характеризуется как материальный и процессуальный, по функциям - как режимом особого регулирования и особой охраны, по уровню нормативного регулирования - федеральный режим с участием отдельных региональных органов власти, по сфере применения - в большинстве случаев внутренний, но с элементами межгосударственного режима, как затрагивающего вопросы безопасности перемещения оружия и патронов через границу Российской Федерации, их транзита по территории Российской Федерации, ограниченного обращения иностранными гражданами в пределах российской территории и, соответственно, гражданами Российской Федерации - за пределами своего государства.

Административно-правовой режим оборота оружия является комплексным режимом, объединяющим в себе совокупность административно-правовых режимов, регулирующих различные стадии (циклы) оборота оружия и патронов, а также административно-правовые режимы, регулирующие деятельность органов государственного управления, производственную деятельность, а также деятельность физических и юридических лиц в сфере оборота оружия и патронов.

Целью административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ является установление посредством издания соответствующих нормативных правовых актов такого порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, взрывчатых веществ, при котором должны обеспечиваться необходимый и достаточный государственный контроль, исключаться (сводиться к минимуму) незаконное распространение и использование оружия и взрывчатых веществ.

Участниками рассматриваемого административно-правового режима являются:

) субъекты, в отношении которых установлен административно-правовой режим в силу их непосредственного участия в обороте оружия и патронов;

) субъекты государственного контроля (надзора) и субъекты, обеспечивающие административно-правовой режим (привлеченные для обеспечения правоохранительной деятельности);

) субъекты (юридические и физические лица), в отношении которых принимаются административно-правовые меры защиты их конституционных прав, свобод и законных интересов и по обеспечению общественной безопасности в условиях оборота оружия и патронов. К данной категории участников административно-правового режима также относятся потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства, судьи, прокуроры, следователи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, другие лица, к которым применяются меры государственной защиты. При этом принципиально третью категорию субъектов административно-правового режима образуют юридические и физические лица, законным интересам которых причинен или может быть причинен ущерб (вред) в связи с оборотом оружия и патронов.

Объектами административно-правового режима с учетом установленного ст. 129 Гражданского Кодекса режима «ограниченной оборотоспособности» являются:

) оружейная и патронная продукция, подпадающая под действие Федерального закона "Об оружии";

) изделия, конструктивно сходные с оружием и патронами;

) работы, выполняемые в отношении указанной продукции;

) оказываемые владельцам (пользователям) оружия и патронов услуги, связанные с оборотом обозначенной продукции либо с использованием и применением оружия.

Таким образом, административно-правовой режим оборота оружия - это юридическая конструкция, образованная совокупностью нормативных правовых актов, согласованных по основным направлениям воздействия на регулируемые правоотношения, объединяющая в себе посредством юридических средств режимные правила, организационные, юридические, информационные, материально-технические гарантии устойчивого функционирования режима, а также устанавливающая административно-правовые статусы субъектов и объектов регулируемых правоотношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.023 с.)