Изучение субъективного отношения к природе, экологического сознания личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение субъективного отношения к природе, экологического сознания личности.



16.1. Ознакомьтесь с содержанием статей, введущим Вас в предмет экологичечской психологии, в Приложении 3.

16.2. Определите особенности мотивации взаимодействия с природными объектами с помощью методики «Альтернатива» или особенности доминирующей установки в отношении природы с помощью методики “ЭЗОП” (См. ниже). В отчете приведите результаты обработки данных. Заполненные учениками бланки тестирования помещаются в приложении к отчету.

Внимательно ознакомьтесь с инструкциями к обеим методикам, выберите наиболее подходящую для Вас.

При желании протестируйте нескольких учеников и сравните результаты.

 

Прежде чем использовать методики, прочитайте статью в Приложении 4. В ней предложенные методики упомянаются как средства исследования ключевых проблем экологической психологии и психологии экологического сознания. Эти проблемы отражены в статье с любопытной прикладной точки зрения – с точки зрения развития положительного отношения к насекомым.

Ознакомьтесь также с краткой характеристиков наиболее часто встречающихся типов отношения к природе в Приложении 5.

При желании прочтите более общую (в смысле, не про насекомых, а про природные объекты вообще) статью по тем же проблемам в Приложении 6. Кроме теоретического анализа и примеров, Вы найдете в ней описание практических упражнений для развития отношения к природе.

16.3. На основании анализа ответов ученика на уроках, работе в экологических кружках и т.д. и пользуясь информацией из Приложений 4 (в том числе моими комментариями) и 5, попытайтесь дать ответы на следующие вопросы:

16.3.1. Является ли отношение ученика к каким-нибудь природным объектам прагматическим или непрагматическим? К каким именно? Как это проявляется? Можете сами выбрать несколько природных объектов или их классов (сколько захотите) – например, пушные звери, котята, твои собственные комнатные растения – и задать ученику вопросы, выявляющие прагматичность\непрагматичность отошения. Вопросы или условия наблюдения обязательно опишите в отчете. Возможно, к каким-то объектам отношение одно, а к другим – другое?

Воспользуйтесь также результатами тестирования и ответьте на вопрос: какое место занимает прагматическая установка  (мотив) на фоне остальных установок (мотивов). Совпадает ли степень выраженности прагматической установки (мотива) по результатам тестирования с Вашими наблюдениями, результатами бесед?

16.3.2. Является ли отношение ученика к каким-нибудь природным объектам  субъектным или объектным? К каким именно? Как это проявляется? Можете сами выбрать какие-либо природные объекты и задать ученику вопросы, выявляющие субъектность\объектность отошения. Вопросы или условия наблюдения обязательно опишите в отчете. Возможно, к каким-то объектам отношение одно, а к другим – другое?

Если у Вас возникают сложности с выделением конкретных объектов наблюдения или подбором вопросов, то Вы можете обратиться к Приложению 7, где приводится описание и текст методики диагностики субъектификации природных объектов. Проводить методику не нужно – можно просто воспользоваться отдельными вопросами или использовать их как основу для собственных вопросов или для наблюдения.

16.3.3. Выберите сами любой класс или несколько классов природных объектов, например, насекомых, собак, комнатные растения или камни-валуны, и попробуйте определить и описать в отчете широту отношения ученика к этому классу. Например, любит всех собак\только овчарок\только свою собаку\вообще не любит собак. Продумайте, какие именно вопросы можно задать ученику или какие наблюдения сделать для ответа на этот и последующие вопросы. Вопросы или условия наблюдения обязательно опишите в отчете.

16.3.4. Как бы Вы оценили интенсивность отношения ученика к природе вообще или какому-либо классу природных объектов? В качестве критерия можно использовать других учеников, например, интенсивность больше\меньше\такая же как в среднем в классе. Можно использовать условную пятибальную шкалу: от нуля до пяти, где пяти соответствует максимальная интенсивность. Подтвердите свое заключение аргументами.

16.3.5. По какому из четырех компонентов: перцептивному, когнитивному, практическому, поступочному (не забывайте смотреть Приложение 4) – интенсивность наибольшая, наименьшая? Как именно она проявляется? Возможно, интенсивность по всем компонентам примерно одинаковая?

При желании Вы можете воспользоваться вопросами из методики “Натурофил”, которая приводится в Приложении 4. Проводить саму методику не нужно. Вопросы можно также использовать как основу для собственных вопросов или наблюдений.

Для ответа на вопрос о преобладании определенного компонента попробуйте воспользоваться не только результатами наблюдений, бесед, но и результатами тестирования. В предложенных тестах определяется наличие и степень эстетической установки (мотивации). Высокую удельную долю этой установки, возможно (авторы методик прямо этого не указывают), можно считать одним из показателей выраженности перцептивного компонента. То же можно сказать о когнитивной установке (мотивации) относительно когнитивного компонента. В методике “Альтернатива” кроме того выделяется практический тип мотивации, высокую удельную долю которого, возможно, можно считать одним из показателей выраженности практического компонента.

16.3.6. Является ли отношение к определенному классу природных объектов или к определенному объекту осознанным, отдает ли ученик себе отчет в своем интересе, любви к природе (или наоборот, отсутствии таковых)? Исходя из чего Вы делаете свой вывод?

16.3.7. Сведите результаты Ваших наблюдений воедино и отметьте, какой по-вашему тип субъективного отношения к природе свойственен Вашему испытуемому (см. Приложение 5).

16.3.8. Попробуйте определить, соответствует ли модальность и компонент интенсивности отношения исследованного Вами ученика или учеников возрастной периодизации Дерябо и Ясвина (см. Приложение 4 и Сводную таблицу понятий ниже). Если нет, то в чем отличия?

16.3.9. Возможно, по Вашему мнению, какие-либо аспекты отношения ученика к природе желательно изменить? Почему? Для чего или кого? Кто и как от этого выиграет? Какие средства изменения отношения Вы могли бы предложить?

 

Сводная таблица понятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.006 с.)