Особенности методики управленческого анализа на предприятиях связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики управленческого анализа на предприятиях связи



 

3.1 АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ

 

Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных показателях и по стоимости. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска — готовой и товарной продукцией, объем реализации — отгруженной и реализованной товарной продукцией. Для предприятий связи конечный результат производственной деятельности выступает как продукция, а для потребителей — как услуга связи, поэтому одновременно применяют термины продукция связи и услуга связи. Объем произведенных услуг связи характеризуется объемом доходов, полученных от оказания этих услуг. Так как процесс производства услуг связи неотделим от процесса их потребления, то объем валовой продукции на предприятиях связи равен объему товарной и соответственно объему реализованной продукции.

Одной из особенностей отрасли связи является незаконченность производственного процесса в рамках одного предприятия, так как в процессе обмена одновременно принимают участие несколько предприятий. Число обработанных сообщений (исходящих, входящих, транзитных) представляет натуральный показатель объема работы предприятия.

На предприятиях различают понятия номенклатуры продукции и номенклатуры услуг связи.

Номенклатура продукции — это перечень видов продукции и их цены.

Номенклатура услуг связи — это перечень видов услуг, предоставляемых потребителям по установленным тарифам.

Номенклатура услуг предприятия сотовой связи аналогична такой же номенклатуре предприятия сети общего пользования. Виды предоставляемых услуг разрабатываются оператором на основании полученной лицензии и оплачиваются абонентами по тарифам, принятым оператором самостоятельно. Таким образом, доходами предприятия сотовой связи считаются доходы от реализации услуг по свободным тарифам.

Для анализа объема оказанных услуг связи выделим две основные группы факторов:

внешние или внеотраслевые, сформированные на основании спроса и предложения и зависящие от экономической, социальной и демографической ситуации в стране;

внутренние, связанные с использованием производственных ресурсов.

Существующие методические подходы к определению доходов по традиционным видам услуг обусловлены формой создаваемой услуги (в форме обмена или в форме канала), зависимостью тарифа от группы пользователей (население или предприятия), индивидуальной особенностью услуги (обычные, срочные или льготные тарифы), методами ценообразования тарифов (регулируемые или свободные). Однако эти методики не учитывают специфику сотовой связи, которая относится к новым видам телекоммуникационных услуг, обладающих высокой потребительской стоимостью до полного насыщения рынка.

Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из следующих потоков:

• дохода от продажи первоначального пакета, включающего абонентское оборудование и подключение;

• дохода от периодических услуг (абонентской платы, детализации и доставки счета, голосовой почты, переадресации, междугороднего или международного доступа и др.), цены на которые устанавливаются на определенный период;

• дохода от обмена (трафика) (отдельно учитывается доход от роумингового обмена — предоставления услуг абонентам одного оператора на территории другого).

При росте количества абонентов происходят структурные сдвиги в объеме доходов оператора связи: доходы от первоначального пакета услуг снижаются, а от обмена — растут.

Рассмотрим факторы, влияющие на величину обмена (трафика).

Абонентская база оператора сотовой связи складывается из активных коммерческих, заблокированных коммерческих, служебных и льготных абонентов.

Активные коммерческие абоненты — это работающие абоненты, которые приносят доход оператору.

Заблокированные коммерческие абоненты не пользуются услугами связи, но и не прекратили договора с оператором. К ним относятся абоненты, отключенные либо за неуплату, либо временно по желанию самого абонента. Они могут пользоваться услугами конкурента, но не ликвидировать договор в ожидании снижения тарифов.

Служебные абоненты — это сотрудники компании-оператора, которые пользуются сотовой связью в служебных целях. Их необходимо учитывать, так как во время разговора они занимают производственные ресурсы (каналы), создавая дополнительную нагрузку в сети.

Льготные абоненты приносят незначительный доход оператору, так как работают по специальным тарифным планам, длительное время не производят оплату, однако их нельзя отключить ввиду особого статуса. К ним относятся представители властных структур, фискальных органов, органов правопорядка и т.п.

На прирост абонентской базы оказывают влияние следующие факторы:

•стоимость первоначального пакета, доля рынка;

•проникновение (охват населения, пользующегося конкретной услугой связи);

•охват каждого сегмента потенциальных потребителей;

•число отказов от покупки;

•сезонность;

•количество рабочих и выходных дней.

•длительность периода продаж первоначального пакета по определенной цене;

Для качественного анализа абонентской базы рассчитывают показатели в виде отношения оттока абонентов к количеству активных абонентов, а также в виде отношения заблокированных коммерческих абонентов к количеству всех абонентов.

Снижение этих показателей говорит о положительной тенденции в качественном составе абонентской базы.

В настоящее время операторы переходят от общепринятой поминутной на посекундную тарификацию. Иногда операторы предлагают тарифные планы с оплатой временного интервала в пять секунд.

Понятие обмена включает общее количество минут, задействованных всеми активными коммерческими абонентами в течение анализируемого периода (отложим для простоты различия между исходящим, входящим и транзитным обменом).

За единицу обмена принимается количество минут на абонента в среднеприведенный день с учетом рабочих и выходных дней. Этот показатель имеет тенденцию к уменьшению, так как операторы в борьбе за количество абонентов выходят на менее обеспеченные слои населения, которые обычно являются малоговорящими. Общее количество обмена (минут) в месяц (О) можно определить как

О = Ах Д х М (1)

 

где А — количество абонентов;

Д — количество приведенных дней в месяце;

М — количество минут на одного абонента в среднеприведенный день.

Для определения Д сначала отдельно подсчитывается количество минут по рабочим и выходным дням в месяце, затем определяется промежуточный коэффициент К как соотношение количества минут в выходные и рабочие дни.

Тогда количество приведенных дней в месяце составит:

Д = Р + (КхВ) (2)

 

где Р — количество рабочих дней;

В — количество выходных дней.

Расчет приведенных дней в месяце связан с неравномерностью нагрузки по рабочим и выходным дням. Деловая активность абонентов в рабочие дни вызывает рост трафика. В целях рекламной кампании операторы могут предлагать большие скидки в праздничные дни. Этот фактор также может повлиять на увеличение объема трафика без' значительного увеличения доходов от него.

Показатель единицы обмена учитывается при составлении бизнес-плана.

Каждый оператор имеет индивидуальную структуру распределения трафика по направлениям. Величина и характер спроса на услуги связи зависят от административных, экономических, культурно-бытовых особенностей каждого региона. Большое значение на структуру трафика имеет близость оператора к столичным городам, курортным местам, оживленным транспортным магистралям.

Структура трафика по направлениям представлена в следующей таблице.


 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.01 с.)