Тема 36. Принцип платности использования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 36. Принцип платности использования



ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Следствием рыночных реформ явилось введение платежей за ис­пользование природных ресурсов. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монопо­лии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ре­сурсами ставились следующие задачи:

1) повышение заинтересованности производителя в эффективном ис­пользовании природных ресурсов и земель;

2) повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;

3) получение дополнительных средств на восстановление и воспро­изводство природных ресурсов.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:

— за право пользования природными ресурсами;

— за загрязнение окружающей природной среды.

I. Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты на вос­производство и охрану природных ресурсов.

1. Плата за землю имеет три формы: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Принцип платности использования природных ресурсов

Ставки налога на сельскохозяйственные земли (угодья) уста­навливаются с учетом качества (плодородия) почвы, качества и место­расположения площадей.

Средние ставки налога дифференцируются субъектами Федера­ции, а по городским землям — местными органами самоуправления.

Налог за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами, где производится заготовка древесины. Такой налог взимается по другим ставкам — в размере 5 % от таксовои стоимости древесины, отпускаемой на корню. Арендодателем высту­пают местные органы исполнительной власти, земельный налог и арен­дная плата за землю поступают в местный бюджет (сельский, поселко­вый: районный, городской) и используются исключительно на цели улучшения и восстановления земель.

Нормативная цена земли указывается в Законе РФ об оплате за землю. Этот показатель характеризует стоимость участка земли оп­ределенного качества и месторасположения с учетом потенциально­го дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативы цены земли применяются при бесплатной передаче земли в собственность, при установлении общей собственности на землю, при передаче земли по наследству, при дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка. Помимо нормативной существует (в ограничен­ном объеме) договорная цена земли (по договору купли-продажи), конкурсная (при продаже по конкурсу) и аукционная (при продаже на аукционе). Нормативная цена земли устанавливается субъектами Федерации, остальные — по соглашению сторон, в результате кон­курсного отбора, аукциона.

2. Плата за использование недр имеет три формы: за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых; их добычу; использование недр для иных целей, не связанных с добычей полезно­го сырья.

Существует плата за захоронение отходов. Этот вид недроис-пользования можно было бы отнести к использованию недр, не свя­занному с добычей полезных ископаемых. Но Закон «Об охране окружающей природной среды» умалчивает об этом. Поэтому все вопросы, обусловленные захоронением отходов, решаются на основе правительственных постановлений, действующих стандартов и существу­ющих нормативов.

Порядок взимания платежей за право пользования недрами, аква­торией и участками морского шельфа регулируется Положением, ут­вержденным Правительством РФ 28 октября 1992 г.

Распределение средств налогов и средств от использования про­изводится следующим образом:

— платежи за право добычи полезных ископаемых распределяются в соответствующих процентах между федерацией, субъектами фе­дерации и местными органами; — плата за право выполнения поисково-разведывательных работ и за право использования недр для целей, не связанных с разра­боткой полезных ископаемых, а также платежи за право добычи общераспространенных полезных ископаемых поступают в бюд­жеты городов и районов, на территории которых происходило пользование недрами.

Плата за право добычи полезных ископаемых может производиться деньгами, частью добытой продукции, выполнением работ или предос­тавлением услуг. Помимо налогов за добычу полезных ископаемых, с пользователей недр производятся отчисления на создание внебюд­жетного фонда для финансирования поисково-разведывательных работ, расширения научных исследований.

3. Плата за пользование водными объектами имеет две фор­мы: за право пользования водными объектами и на восстановление и охрану вод.

Плата за право пользования вносится потребителями в виде ре­гулярных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользо­вание поверхностными водами поступает в бюджеты субъектов феде­рации. Плата за право пользования подземными водами поступает в бюджет федерации и субъектов федерации и распределяется органа­ми государственной представительной власти субъектов федерации. Порядок и размеры платы определяет Правительство РФ.

Плата за восстановление и охрану водных объектов устанав­ливается правительством согласно Основам водного законодатель­ства. Она взимается с водопользователей и поступает в государствен­ный внебюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов, а за пользование подземными водами — в государственный внебюд­жетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В этой части Основы водного законодательства противоречат За­кону о недрах, ибо он не рассматривает подземные воды как состав­ную часть недр, а пользование ими — как вид недропользования. Бо­лее того, Основы водного законодательства включают подземные воды в состав государственного водного фонда, а не фонда недр. Поэтому все отчисления за пользование подземными водами правильнее было бы направлять в фонды восстановления и охраны водных объектов.

4. Платы за пользование лесными ресурсами имеет три фор­мы: лесные подати (лесной налог); арендная плата; отчисления в фон­ды воспроизводства, охраны и защиты леса. Условия платы регламен­тированы Основами лесного законодательства РФ.

Лесные подати (точнее, лесной налог) взимаются за древесину (отпускаемую на корню), заготовку живицы, побочных лесных матери­алов, за сенокошение, а также за пользование лесом для нужд охотни­чьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Принцип платности использования природных ресурсов

Размеры лесных податей определяются по ставкам за единицу продукции (при пользовании лесом) или по гектарным ставкам эксп­луатируемой площади лесного фонда. Принципы определения ставок лесных податей устанавливаются субъектами федерации, а конкрет­ные размеры ставок налогов — местными органами самоуправления.

Лесные подати могут вноситься (по договоренности) лесопользователей в форме денежных платежей, произведенной продукцией или* предоставлением услуг. Лесные подати поступают в бюджеты горо­дов и районов. Часть средств направляется на охрану и защиту лесов.

Арендная плата вносится за аренду лесного фонда. Принципы определения и взимания арендной платы устанавливаются представи­тельными органами субъектов Федерации. Конкретный ее размер оп­ределяется городскими, районными органами самоуправления. Вся арен­дная плата поступает в бюджет города или района по месту аренды.

Фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов создается за счет отчислений лесопользователей. Размер отчислений определяется в про­центах от стоимости заготовленной лесной продукции — древесины как заготовленной, так и переработанной, реализованной, израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации.

Фонд воспроизводства является государственным внебюджетным фондом. Его средства расходуются на воспроизводство, охрану, за­щиту лесов; на содержание лесной охраны, лесоустройство, учет, мони­торинг лесов, организацию пользования лесным фондом. Размеры от­числений в этот фонд, порядок их взимания, распределения между субъектами федерации и местными органами — весь этот комплекс вопросов устанавливается в Положении, которое, согласно Основам лесного законодательства, утверждается Правительством России.

5. Плата за пользование растительными ресурсами включа­ет плату за сбор лекарственных трав и сырья, проводимый заготови­телем; сбор плодов, ягод; за заготовку технического сырья. Условия оплаты регламентируется Основами лесного законодательства, пра­вительственными постановлениями, нормативными актами Минприро-ды РФ. Размер платы определяется местными органами управления и отчисляется в местный бюджет района или города.

6. Плата за ресурсы животного мира предусматривается в виде разнообразной платы за пользование животным миром в виде охоты, отлова животных, использования продуктов их жизнедеятель­ности и т.д. Другой формой платы служит арендная плата за право пользования охотничьими угодьями. Ставки платы за право пользо­вания животным миром, включая охоту и ловлю рыбы, определяются местными исполнительными органами совместно с органами охоты и рыболовства. Поступающие платежи перечисляются в местный бюд­жет и используются на улучшение ведения охотничьего хозяйства, вос­производство рыбных запасов.

II. Плата за загрязнение окружающей природной среды яв­ляется одним из видов платности в использовании природных ресур­сов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулиру­ющее и экологическое.

Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязне­ние направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной сре­де, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юриди­ческой ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себесто­имости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимули­ровать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это глав­ный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь кото­рым можно сделать охрану окружающей природной среды экономи­чески выгодным делом.

Экологическое значение основано на том, что платежи за загряз­нения служат главным источником образования и пополнения внебюд­жетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды.

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивает­ся Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20), в котором утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базо­вые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение:

1.выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных ли­митов;

2. выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;

3. плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определе­ние базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конк­ретных размеров платы за загрязнители.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязните­ля или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоро­вья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министер­ства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации.

Базовые нормативы представлены в двух видах — за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов;

Принцип платности использования природных ресурсов

сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лими­тов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и эколо­гические факторы соответствующих регионов. К последним относят­ся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологичес­кие особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприя­тий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверх­лимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологи­ческой ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на терри­тории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповед­ных территориях, эколого-курортных регионах — в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных заг­рязнений — за счет прибыли, которая остается в распоряжении пред­приятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предпри­ятием в сроки, которые согласовываются с территориальными орга­нами охраны окружающей среды.

Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности террито­риальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % — в экологичес­кие фонды согласно установленному проценту зачисления.

Очень важно отметить следующие два обстоятельства. Во-пер­вых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, поэтому их неуплата дает право органам Минприроды взыскивать с предприятий в обязательном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органа­ми охраны окружающей среды или органами санэпиднадзора рас­сматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятель­ности данного хозяйствующего субъекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.023 с.)