Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права.



 

             В правовой доктрине применительно к трактовке соотношения международного к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права существуют две основные теории – монистическая и дуалистическая. Согласно монистической теории, международное и внутреннее право – части общей единой системы права. Суть дуалистической теории: международное и внутригосударственное право – две различные самостоятельные правовые системы права, не подчиненные одна другой. Признается различие в субъектах, методах нормотворчества, формах существования правовых норм, правоприменительной практикой. Для того, чтобы норма международного права приобрела юридическую силу на территории государства, она должна быть трансформирована  в национальный правовой акт. Генеральная трансформация заключается в установлении государством в своем внутреннем законодательстве общей нормы, придающей международно- правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключается в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально.

             Признавая самостоятельность двух правовых систем, нельзя отрывать одну систему от другой, возводить между ними «китайскую стену», необходимо признать их взаимодействие. Термин взаимодействие в данном случае обозначает такую форму взаимоотношений, при которой каждая их систем не заменяет, не подменяет, и не поглощает другую, не имеет характера господства и подчинения, а способствует функционированию каждой. Связь между международным и внутри государственным правом характеризуется координацией, взаимосогласованностью, взаимодополнимостью.

             Так например, Венская конвенция о праве международного договора 1969 г. – основной международно- правовой документ, который регулирует порядок заключения, действия и приостановления действия международных договоров – уделяет большое внимание вопросам взаимозависимости международного и внутригосударственного права. Без одновременного соблюдения существующих норм обоих правопорядков заключить действительный международный договор или приостановить его действие невозможно. Более того, согласно Венской конвенции, исключительно внутригосударственным правом регулируется порядок признания юридической силы любого международного договора, в частности, его ратификации. Также регулируется порядок выхода из него одной из сторон (денонсации).

            Международное право основано на уважении суверенности национальных правовых систем, призвано защищать их от вмешательства извне, создавать благоприятные внешние условия для их функционирования. В резолюции Института международного права, принятой в 1993 г., говорится, что в принципе именно правовая система каждого государства определяет наиболее подходящие пути и средства обеспечения того, чтобы международное право применялось на международном уровне. Совершенно естественно, что государства мира в различных нормах выражают форму взаимодействия внутригосударственного и международного права.

             Так, Конституция США (ст. 6) гласит, что «все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления».

            Конституция Австрии ( ст. 9) подчеркивает. что «общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной части федерального права».

            В Германии (согласно ст. 25 Основного закона) общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют преимущества перед законами и порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории Федерации.

            Конституция Французской Республики (Ст. 52) гласит «Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, с момента опубликования имеют силу, превышающую силу внутреннего закона».

             Весьма своеобразна практика применения норм международного права в Великобритании. Английский судья, прежде чем применить принцип или норму международного права, исследует, инкопорированы ли они в английское право. Если да, то применяет. Если нет – то продолжает исследование: не изъявила ли Корона в какой либо форме согласие на его применение, и лишь когда при положительном ответе «да» притом что он не противоречит английскому праву, применит этот принцип или нормы, положив начало их инкорпорированию.

            Отличительной чертой принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации является то, что она включила определеные, наиболее значительные компоненты международного права в национальную правовую систему.

             Приведенные примеры демонстрируют, что, в целом признавая приоритетность норм международного права, конституции большинства стран мира включают их либо в свои правовые системы, либо в систему законодательства, что определяет их различное положее. Одни конституции включают в свои правовые систем только международные договоры, участниками которых они являются. Другие идут дальше и наряду с договорами включают в национальные правовые системы общепризнанные принципы и норм международного права.

 

             6. Международное право в правовой системе

                             Российской Федерации.

             В СССР на протяжении продолжительного периода международное право рассматривалось как право, содержащее положения, сформировавшиеся под влиянием западных государств и соответственно не отличающее интересам Советского Союза. Согласно утвердившейся с середины 50-х годов доктрине, СССР в своей внешнеполитической деятельности руководствовался «советским международным правом», как правом миролюбивым, свободным и независимым. Примат международного права над внутригосударственным отрицался. Что касается соотношения между нормой международного договора, в котором участвовал СССР, то до определенного времени считалось, что норма законодательства СССР имеет приоритет перед норой международного договора. Но постепенно Советское государство пересмотрело свое отношение к международному праву. Коренной поворот произошел в 1961 г,. когда СССР признал приоритет норм международного договора над нормой внутреннего права. Это обстоятельство нашло свое отражение в ст. 129 Основ гражданского кодекса Советского Союза и союзных республик. Следующим шагом позитивного развития отношения СССР к международному праву стала Конституция СССР 1977 г. В ст. 29 было указано, что отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов международного права, а также выполнении обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.

             Отличительной чертой принятой в 1993 г., Конституции Российской Федерации является то, что она определила четкую связь между международным правом и национальной правовой системой. Статья 15 (п.4) Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Поэтому, принципы и нормы международного права включены не в систему российского права, а в правовую систему, т.е. в более широкую правовую категорию, включающую не только систему права и правовые нормы, но и целый ряд других компонентов. Все они – правовая норма, правовое отношение, правовая идея – представляют собой фундамент на котором выстраивается правовая, регулятивная система, называемая правом. Включение в российскую правовую систему компонентов международного права как нормативного характера, так и не ограничивающихся определенными нормативными рамками, отражающих интернациональную общественную практику, стремление народов к справедливому миропорядку, укрепляет ее демократические основы.

            Конституция Российской Федерации отразила универсальный процесс сближения конституционного и международного права, поэтому необходимо учитывать, что составляющие международное право принципы и нормы выражают собой коллективную волю многих государств и основаны на безусловно их вы

 

                             Семинар по теме.

                              Время: 2 часа

                              Место: учебная аудитория

                              Форма проведения: опрос слушателей

 

                              Вопросы для обсуждения

 

 

1. Юридическая природа международного права, его развитие как науки.

2. Понятие современного международного права.

3. Система современного международного права.

4. Место международного права в правовой системе России.

5. Взаимодействие международного права и международных отношений.

 

                                    Методические рекомендации

 

   Приступая к изучению курса международного права, важно уяснить, что международное право – это особая система права, отличающееся от внутригосударственного права по предмету регулирования, субъектам и объектам права, источникам права, по методам нормообразования и способам обеспечения выполнения действующих норм.

   Также необходимо уяснить то, что сущность международного права состоит в том, что объектом его регулирования являются общественные отношения возникающие в рамках мирового сообщества, главным образом взаимоотношения между государствами.

Слушатель должен знать, что современное международное право непосредственно связано с принятием 10 октября 1945 г. Устава Организации Объединенных Наций, в результате чего сложилась современная система международно-правовых норм, в значительной мере отличающихся от старого международного права

В ходе изучения данной темы, слушатель должен уяснить, что международное право функционирует в рамках международной системы и что для понимания процессов происходящих в международном праве, тенденции его развития и роли в жизни общества, следует дать характеристику «Межгосударственной системы» как среды в которой функционирует международное право.

Слушателю важно знать, что основными компонентами межгосударственной системы являются государства, народы, нации, борющиеся за независимость, межгосударственные международные организации, международные органы и международное право.

Следует также знать, что в правовой доктрине применительно к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права существуют две основные теории – монистическая и дуалистическая. Согласно монистической теории, международное и внутреннее право - части единой общей системы права. Суть дуалистической теории состоит в том, что международное и внутригосударственное право – две различные самостоятельные правовые системы права, не подчиненные друг другу.

Заканчивая изучение данной темы, слушатель должен прийти к выводу о том, что Конституция Российской Федерации отразила универсальный процесс сближения конституционного и международного права. Следует учитывать, что составляющие международное право принципы и нормы выражают собой коллективную волю многих государств и основаны на презумпции их выполнения.

 

- Документы.-

 

Устав Организации Объединенных наций

Конституция Российской Федерации

 

- Литература –

 

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1994.

Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права.М., 1990

Доктрина соотношения международного и внутригосударственного права/ «Международное право»/ Под редакцией Г.И. Тункина. М., 1994.

Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право. М., 1943.

Левин Д.Б. История международного права. М., 1962.

Левин Д.Б. Международное право, внешняя политика и дипломатия М., 1981.

Левин Д.Б. Наука международного права в России в конце 19 и начале 20 вв.

Лукашук И.И. Конституция государств и международное право М., 1998.

Лукашук И.И. Конституция России и международное право./ Лукашук И.И. Международное право: Общая часть» 1996.

Лукашук И.И. Международно-правовая концепция России М., 1975.

Лукашук И.И. Функционирование международного права М., 1992.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы М., 1999.             

Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т.1-11.

Соотношение международного права и внутригосударственного права./Международное право// Под ред. Ю. Колосова и В. Кузнецова. М.,1968.

Ушаков Н.А Проблемы теории международного права. М., 1988.

Черниченко С.В Международное право: современные теоретические проблемы.М., 1993.

Черниченко С.В. Теория международного права: В 2-х т. М., 1999.

 

Тема 2. НОРМЫ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

 

 

1. Понятие и образование норм международного права.

2. Классификация норм международного права.

3. Принципы международного права.

4. Источники норм международного права.

5. Принципы и нормы международного права в правовой системе России.

 

 

1. Понятие и образование норм международного права.

 

 

             В переводе с латинского языка норма означает «правило, руководящее начало, образец». В общей теории права правовая норма обычно определяется как исходящее от государства и охраняемого им обобщенное правило поведения. Для норм права свойственна всеобщая обязательность. Нормативность является непременным атрибутом любого права., а сама норма- первичный элемент любой системы права.

             Под нормой международного права понимают правило поведения, которое создается государствами и другими субъектами международного права и признается ими в качестве юридически обязательного.

             Нормы международного права следует отличать от норм международной вежливости (морали), к которым например, относятся большинство правил дипломатического протокола. Эти нормы также соблюдаются субъектами международного права, однако если нарушение норм международного права дает основание для международно- правовой ответственности, то нарушение моральной нормы такой ответственности не предполагает.

             Международно- правовая норма, выполняя регулятивную функцию, упорядочивает поведение участников международных отношений. В отличие от норм внутригосударственного права, которые создаются органами государства, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, поскольку в межгосударственной системе нет надгосударственного законодательного органа. Создание норм международного права достигается путем соглашения между государствами или другими субъектами международного права. Во многом на их создание влияют юридические нормы, действующие в отдельных странах, а также обычаи, что доказывает процесс взаимозависимости международного и внутригосударственного права.

            Формы согласования норм международного и внутригосударственного права, как и механизм реализации норм международного права отдельными государствами могут быть разными. Наиболее широкое распространение получила форма национально- правовой имплементации. Как форма осуществления взаимосвязи не менее эффективно применяется форма инкорпорации.

             Санкции за невыполнение международно- правовой нормы. В общей теории права применительно к внутригосударственному праву под санкцией обычно понимают указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушившему запрет или не выполнившему веление нормы права. Санкции в международном праве предполагают ответственность субъекта международного права за нарушение норм международного права. Санкции, как правило, применяются международными организациями, в основном Организацией Объединенных Наций. Все большее значение приобретает международный контроль и инспектирование (инспекции международных организаций, инспекции государств – участников договора, взаимные инспекции).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.044 с.)