Производственный экологический контроль в системе обращения с отходами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственный экологический контроль в системе обращения с отходами



Производственный экологический контроль в системе обращения с отходами включает:

- анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующих отходов, а также проверку порядка и правил обращения с ними;

- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, лимитов размещения отходов; определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями; проверку эффективности природоохранных мероприятий и безопасности эксплуатируемых объектов размещения отходов для окружающей среды и здоровья населения по информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.

 

Служба производственного экологического контроля согласует с территориальными органами Госкомприроды РФ места и периодичность отбора проб для проведения инструментальных замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики проведения анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.

Территориальные органы Госкомприроды РФ осуществляют государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с разработанными планами работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.

За несоблюдение требований, предъявляемых к обращению с отходами, предусмотрена административная ответственность. Фактами нарушения экологических требований законодательства Российской Федерации могут служить следующие действия:

- деятельность по обращению с отходами без разрешения и с нарушением правил сбора и временного накопления отходов на производственной площадке;

- перевозка опасных отходов в неисправных или не оборудованных для этих целей транспортных средствах;

- размещение отходов в не санкционированных или не оборудованных для этих целей местах;

- нарушение учета, норм и правил образования, переработки, использования и размещение отходов;

- получение и передача отходов без оформленной в установленном порядке документации;

- отказ в предоставлении или предоставление неполной, искаженной информации по обращению с отходами.

 

Должностных лиц и граждан, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно-правовой формы, виновных в нарушении экологических требований, штрафуют согласно ст. 84 Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”.

Возмещение вреда, причиненного нарушением требований к обращению с отходами, осуществляется в установленном порядке или на основе расчета по методикам исчисления размера нанесенного ущерба, а при их отсутствии- по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды с учетом понесенных убытков.

 

Система управления отходами

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30773-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения” [5] устанавливается девять этапов технологического цикла обращения отходов (ТЦЦО) и(или) объектов: 1-появление; 2- сбор и/или накопление; 3-идентификация; 4-сортировка (с обезвреживание); 5- паспортизация; 6- упаковка (и маркировка); 7- транспортирование и складирование; 8- хранение; 9- удаление.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также от объектов в период их ликвидации (1-й этап). Сбор и/или накопление объектов и отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории владельца или другой санкционированной территории. Идентификация объектов и отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного объекта или отхода его описанию.

Сортировка включает разделение и/или смещение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию объектов и отходов. При паспортизации объектов и отходов (5-й этап) заполняют паспорта и регистрируют каталожные описания в соответствии с принятыми формами в национальных органах по стандартизации.

Упаковка объектов и отходов состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетированием, брикетированием с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности объектов и отходов в период их сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке опасных объектов и отходов.

Транспортирование и складирование объектов и отходов (7-й этап) должны быть в установленных (санкционированных) местах. Хранение объектов и отходов (8-й этап) должно быть открытым способом, под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах. Удаление объектов и отходов (9-й этап) производят путем утилизации (повторного использования) или захоронения (уничтожения).

Путем подэтапом 9-го этапа является утилизация объектов и отходов. На подэтапе утилизации может быть произведена переработка бракованных или вышедших из употребления изделий, их составных частей и отходов от них путём разборки (разукрупнения), переплавки, использования других технологий с обеспечением рециркуляции (восстановления) органической и неорганической составляющих, металлов и металлосоединений для повторного применения в народном хозяйстве, а также с ликвидацией образующихся вновь отходов.

Вторым подэтапом 9-го этапа технологического цикла ликвидации опасных и других отходов является их безопасное размещение на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов угрожает здоровью и жизни людей и окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении опасных и других отходов следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых (“вторая геология”).

Каждый этап ТЦОО должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта по согласованию с национальным органом по стандартизации допускается разрабатывать отраслевые стандарты с конкретным содержанием выполняемых работ на этапах технологического цикла ликвидируемых объектов и доходов. Документирование и осуществление работ на каждом этапе ТЦОО должны опираться на “рамочные” технологии, учитывающие передовой отечественный и зарубежный опыт.

Нормирование размещение отходов. Под размещением отходов понимают любую операцию, связанную с их хранением и захоронением. Хранение или складирование отходов включает содержание их в специально оборудованных накопителях с временной нейтрализацией, направленной на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, до их извлечения с целью захоронения или специальной переработки. При хранении отходов, как правило, устанавливают срок нахождения каждого отхода в местах складирования.

Под захоронением отходов подразумевают их изоляцию, направленную на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, исключая возможность дальнейшего использования этих отходов.

Отходы складируют на специально обустроенных и предназначенных для этих целей площадках, в наземных и подземных сооружениях, находящихся как на территории предприятий, так и за их пределами. К ним относятся накопители промышленных отходов: хвосто- и шламохранилища, пруды и отстойники, могильники и прочие накопители жидких производственных отходов, а также отвалы, терриконы, золо- и шлакоотвалы, предназначенные для складирования твердых отходов различных производств. Отходы размещают также на полигонах, принадлежащих отдельным производственно-хозяйственным организациям или их группам, на которых хранят и захоранивают отдельные виды промышленных отходов или их совокупность, и на полигонах, предназначенных для обезвреживания и захоронения опасных промышленных отходов. Кроме того, в качестве мест и объектов размещения отходов используют полигоны для совместного захоронения ТБО и отдельных видов промышленных отходов, а также санкционированные накопители или свалки ТБО и нетоксичных промышленных отходов.

  Размещать отходы могут промышленные предприятия, объединения, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, называемые природопользователями и осуществляющие любой вид деятельности на территории РФ, в результате которой образуются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов, их используют, обезвреживают, складируют и захороняют.

  В соответствии с экологическими требованиями, предъявляемые к обращению с отходами, природопользователь обязан принимать меры, направленные на обеспечение охраны окружающей среды, и соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила. Сбор отходов раздельно по видам, классам опасности и другим показателям способствует более качественной их переработке и рациональному размещению.

  Все образующиеся отходы нормируют с целью обеспечения экологических требований законодательства Российской Федерации, где для природопользователей установлены предельные нормы на образование и размещение отходов, чтобы не допустить негативного воздействия их на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.

  - разрешительный принцип (на основе разрешений органов Комитета охраны окружающей среды РФ), учитывающий порядок накопления, хранения, размещения отходов на территории предприятия и за его пределами, а также условия передачи их другим предприятиям с целью использования, обезвреживания и удаления;

  - приоритетный принцип экологической безопасности над всеми прочими интересами;

  - принцип экологической и экономической целесообразности обоснования размещения как для предприятия, так и для региона;

  - условия сокращения неиспользуемых отходов;

  - принцип оплаты за размещение отходов (оплата только за размещение; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей среды; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей среды и плюс за вред, наносимый окружающей среде).

  Все отходы, размещаемые либо на территории предприятия, либо вывозимые за его пределы на специальные сооружения или объекты, нормируют. Для этого пользуются нормативами предельного размещения отходов и лимитами на их размещение. Количество отходов, не отнесенное к нормативам или лимитам, является сверхлимитным.

Лимит размещения отходов — это объем или масса отходов, допускаемых к размещению в установленный период времени. Определяют его исходя из норм расхода сырья и материалов в зависимости от планируемого объема производства продукции за вычетом объема или массы отходов, используемых в качестве сырья и материалов. Любое количество отхода, при размещении которого не соблюдается экологическая безопасность, называют сверхлимитом или сверхлимитным размещение отходов.

  Нормативы и лимиты размещения отходов на каждом конкретном объекте определяют предприятия, исходя из принципов и критериев нормирования, в зависимости от вида, места размещения и баланса отходов. Разработанные нормативы и лимиты согласовывают с территориальными органами Комитета охраны окружающей среды Российской Федерации, Министерства здравоохранения России, Министерства природных ресурсов РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.01 с.)