Виды вредных загрязнений окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды вредных загрязнений окружающей среды



НОРМАТИВЫ ПО ЗАЩИТЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Курс лекций

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Виды вредных загрязнений окружающей среды…………………………5

2. Установление и контроль качества окружающей среды………………..7

3. Санитарно-защитные зоны и санитарные классификации

предприятий, сооружений и иных объектов…………………………………9

4. Воздействие автомобильного транспорта на экологические системы..11

5. Лицензия на комплексное экологическое пользование………………..12

6. Государственная экологическая экспертиза и правила ее проведения

6.1. Основные нормативные правовые акты и принципы государственной

экологической экспертизы……………………………………………………….20

6.2. Объекты государственной экологической экспертизы……………………22

6.3. Порядок организации и проведения государственной экологической

экспертизы…………………………………………………………………………24

6.4. Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую

среду……………………………………………………………………………….26

7. Производственный экологический контроль……………………………30

7.1. Общие понятия, принципы, цели и задачи………………………………..30

7.2. Организация экологической службы предприятия……………………….31

7.3. Организация производственного контроля……………………………….32

7.4. Формы первичной учетной документации…………………………………37

8. Производственный экологический контроль водопользования………39

8.1. Разработка нормативов предельно допустимых сбросов вредных

веществ в поверхностные водные объекты…………………………………….39

8.2. Методика расчета предельно допустимых сбросов в поверхностные

водоемы……………………………………………………………………………41

8.3. Методика расчета коэффициента экологической опасности

сточных вод гальванических производств……………………………………..46

9. Производственный экологический контроль в системе обращения

с отходами………………………………………………………………………..48

9.1. Система управления отходами……………………………………………..49

9.2. Определение класса опасности токсичных отходов……………………....54

Контрольные вопросы………………………………………………………….57

Глоссарий…………………………………………………………………………59

Список рекомендуемой литературы………………………………………….61

Приложения………………………………………………………………………63


Введение

Вопросы экологической безопасности производства приобретают все большее значение при изучении студентами технических вузов специальных дисциплин, а также при дипломном проектировании. Для студентов инженерно-­физико-химических специальностей в дипломном проекте предлагается провести экологическую оценку разработанного инженерного решения, что возможно сделать только при ознакомлении с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и основными направлениями производственного контроля (ПК) и учета экологической деятельности предприятия.

Наиболее значительный ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан вследствие деятельности транспортно-дорожного комплекса, связан с автомобильным транспортом. Известно, что транспорт - один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40 %, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности. На втором месте по величине выбросов в атмосферу находится энергетика, затем цветная, черная металлургия, далее по убывающей располагаются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, газовая промышленность и другие отрасли.

При этом нужно учитывать тенденцию снижения общей величины выбросов по всем отраслям хозяйства в 90-е годы. По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом: 87 % общего выброса приходится на автомобильный транспорт, около 8 % - на железнодорожный, 2 % - на дорожный комплекс, чуть более 1 % - на воздушный транспорт и 2 % - на речной и морской.

Негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду сопровождается не только потреблением природных ресурсов, но весьма существенным загрязнением атмосферного воздуха. В результате сжигания органического топлива в двигателях транспортных средств в атмосферу с отработавшими газами выбрасывается более 200 наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных.

Потоки автомобильного транспорта – основные источники шума. Они не только создают 80% всех зон акустического дискомфорта городов, но и определяют максимальное превышение уровней шума над нормативными.

Скопление большого числа автомобилей на ограниченных площадках значительно обостряет экологические проблемы, связанные с отчуждением территорий для стоянки, парковки, движения, обслуживания и ремонта автотранспортных средств (АТС), чрезмерным загрязнением воздуха, воды, почвы, угнетением и уничтожением растительности. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, фрикционных дисков сцепления, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемы в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты.

В связи с интенсивным ростом автомобильного парка нашей страны в число первостепенных выдвигаются вопросы управления автотранспортными отходами, особенно в крупных городах. Оценка динамики накопления автотранспортных отходов показала, что их объем растет пропорционально росту численности парка.

 

 

Проведения

Экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится при условиях:

-   регистрации материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;

-   оплаты заказчиком проведения экспертизы;

-   соответствия материалов установленным требованиям;

-   создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально уполномоченному органу ее состава;

-   назначения тем же приказом срока проведения.

 

В состав документов, представляемых на ГЭЭ, в обязательном порядке должны входить материалы оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, содержащие, в том числе, и материалы общественных обсуждений. Порядок проведения оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду определен Регламентом.

Государственная экологическая экспертиза проводится за плату; финансирование осуществляется за счет средств заказчика из материалов, подлежащих ГЭЭ. Стоимость проведения государственной экологической экспертизы и сроки ее проведения определяются в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке в зависимости от сложности объекта.

 

Сроки проведения экспертизы:

-   простая - до 30 дней;

-   средней сложности - до 60 дней;

-   сложная - до 120 дней.

 

Работа экспертной комиссии начинается с проведения организационного заседания, на которое при необходимости приглашаются заказчик документации или его представитель, представители других заинтересованных организаций. На организационном заседании уточняется календарный план работы комиссии, определяются сроки подготовки индивидуальных и групповых заключений, срок подготовки сводного заключения.

 

Последующую работу экспертной комиссии условно можно разделить на следующие этапы:

-   изучение материалов и подготовка индивидуальных и групповых экспертных заключений;

- выезд на место членов экспертной комиссии для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии (при необходимости);

-   запрос дополнительной информации (при необходимости);

-   подготовка сводного заключения;

-   обсуждение проекта сводного заключения, принятие решения по сводному заключению.

 

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения приказом уполномоченного органа.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Итоговый документ должен быть одобрен квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, установленного соответствующим приказом об утверждении Заключения.

Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев, утраты документами юридической силы в соответствии с законом, признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.

 

После завершения экспертизы Заключение в течение пяти дней после его утверждения направляется заказчику с сопроводительным письмом.

При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная государственная экологическая экспертиза проводится по решению арбитражного суда.

 

6.4. Оценка воздействия планируемой деятельности

На окружающую среду

Статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что воздействие на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Обязательным условием принятия на государственную экологическую экспертизу документации является наличие в ее составе материалов оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок- проведения ОВОС, является Положение об оценке 30намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, которое было утверждено приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372.

Согласно этому Положению оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду представляет собой процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

В процедуре ОВОС принимают участие и иные субъекты: органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, общественные организации и граждане.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

-   решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

 

Проведение ОВОС осуществляется в три этапа.

Первый этап - предварительный. Заказчик уведомляет органы государственной власти и информирует общественность о намечаемой деятельности, проводит предварительные консультации, в ходе которых определяются участники процесса оценки воздействия на ОС, в том числе заинтересованная общественность. В ходе первого этапа проводится предварительная оценка воздействия на ОС, в ходе которой собирается и документируется информация:

-   о намечаемой деятельности (цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;

-   о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;

-   о возможных значимых воздействиях на ОС (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

По результатам заказчик составляет техническое задание на проведение ОВОС, которое содержит: наименование и адрес заказчика (исполнителя); сроки, основные методы и задачи проведения ОВОС; предполагаемый состав п содержание материалов ОВОС. При составлении технического задания заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране ОС, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на ОС.

 

Второй этап - исследовательский. Исследование включает в себя:

-   определение характеристик намечаемой деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);

-   анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

-   выявление и оценку возможных воздействий на окружающую среду с учетом альтернатив;

-   определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

-   оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

-   разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

-   разработку рекомендаций по проведению после проектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

На основе проведенных исследований готовится предварительный вариант материалов по ОВОС (включая краткое изложение для неспециалистов).

 

Третий этап - подготовка окончательного варианта материалов ОВОС. Осуществляется подготовка окончательного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу и (или) государственную экспертизу.

В течение 30 дней со дня опубликования информации заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания и должны быть отражены в материалах ОВОС. Заказчик обязан обеспечить доступ к техническому заданию заинтересованной общественности и других участников ОВОС с момента его утверждения и до окончания процесса ОВОС.

Граждане и общественные организации могут направлять свои предложения и замечания по ним заказчику, который обеспечивает их документирование в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. В последующем предложения и замечания могут направляться в специально уполномоченный государственный орган в области проведения государственной экологической экспертизы.


Атмосферного воздуха

  Юридические лица, которые имеют источники вредных химических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. В соответствие со статьей 25 федерального закона “Об охране атмосферного воздуха” производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.

Производственному контролю при эксплуатации промышленного объекта подлежат величины ПДВ (ВСВ) и выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами от автомобилей.

Производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) подразделяются на два типа:

- контроль непосредственно на источниках;

- контроль за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе (на границе ближайшей жилой застройки).

При производственном химико-аналитическом контроле за соблюдением нормативов ПДВ(ВСВ) непосредственно на источниках загрязнения в план-графике лабораторного контроля определяют перечень веществ, подлежащих контролю. Контроль за содержанием загрязняющих веществ в промышленных выбросах проводится по утверждениям стандартным методикам с заданной периодичностью.
Периодичность контроля зависит от категории источников выбросов в разрезе каждого вещества. Категория устанавливается для сочетания “источник – вредное вещество”. Для определения категории выбросов рассчитывается два параметра – “Ф” и “Q”, которые характеризуют влияние выброса конкретного вещества из определенного источника выбросов на загрязнение атмосферного воздуха прилегающих к предприятию территорий. В зависимости от значений расчетных параметров для каждого сочетания “источник – вредное вещество” устанавливается категория значимости, которой соответствуют следующая периодичность контроля за соблюдение нормативов ПДВ:

- 1 категория – 1 раз в квартал;

- 2 категория – 2 раза в квартал;

- 3 категория – 1 раз в год;

- 4 категория – 1 раз в пять лет;

В отдельных случаях периодичность производственного контроля может корректироваться с учетом экологической обстановки региона.
      Для вредных веществ, концентрация которых, создаваемые выбросами предприятий, в жилой зоне не превышают 0,1 ПДК, периодичность контроля принимается 1 раз в пять лет.

Результаты производственного контроля заносят в план-график контроля на предприятие за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках(постах).

Наряду с контролем непосредственно на источниках загрязнения возможен контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках.

Автотранспортные предприятия или иные предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологические требования к автотранспорту в первую очередь включают его соответствие или несоответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленных соответствующим стандартам.

Предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов, план-график которого согласован в установленном порядке, вправе использовать результаты контроля при заполнении формы Федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).


Производственный контроль в области

Охраны водных ресурсов

С целью соблюдения требований природоохранного и водного законодательства осуществляется производственный аналитический контроль за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты. При производственном контроле наблюдения ведутся за:

- расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных звеньях технологической системы очистки и их соответствием установленным регламентам;
    - расходом, составом и свойством сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным нормативам допустимого сброса;
    - расходом, составом и свойством вод в местах собственных водозаборах, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.

 

В общем виде система производственного аналитического контроля должна обеспечить:

- оценку состава и свойств возвратных вод и соответствия их установленным нормативам;

- исходные данные к отчетности предприятия по установленным формам статистической отчетности.

 

Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. Выбор водоизмерительных приборов и устройств определяется их назначением, величиной измеряемых расходов воды, производительностью водозаборных и водосборных сооружений.

Перечень источников производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющихся веществ, технологические схемы для очистки и обезвреживания, а также периодичность химического контроля определяются на основании нормативно-технических документов по проектированию и эксплуатации технологического оборудования.

Наряду с химическими методами контроля часто осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования.


Производственный контроль в области обращения с отходами

 

Во исполнении требований федерального закона “Об отходах производства и потребления” юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

 

Данный вид контроля в общем случае включает в себя:
    - проверку порядка и правил обращения с отходами;

- анализ существующих производств, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
    - учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
    - нахождения класса опасности отходов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее;

- составление и утверждение паспорта опасного отхода;

- определение массы разрешаемых отходов в соответствие с выданными разрешениями;
    - мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов;

- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологией использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;

- проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов.

 

Одним из лицензионных требований осуществления деятельности по обращению с опасными отходами являются наличие у лицензиата средств контроля и измерений, применяемых для подтверждения соблюдения лицензиатом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами.

 

Система управления отходами

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30773-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения” [5] устанавливается девять этапов технологического цикла обращения отходов (ТЦЦО) и(или) объектов: 1-появление; 2- сбор и/или накопление; 3-идентификация; 4-сортировка (с обезвреживание); 5- паспортизация; 6- упаковка (и маркировка); 7- транспортирование и складирование; 8- хранение; 9- удаление.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также от объектов в период их ликвидации (1-й этап). Сбор и/или накопление объектов и отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории владельца или другой санкционированной территории. Идентификация объектов и отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного объекта или отхода его описанию.

Сортировка включает разделение и/или смещение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию объектов и отходов. При паспортизации объектов и отходов (5-й этап) заполняют паспорта и регистрируют каталожные описания в соответствии с принятыми формами в национальных органах по стандартизации.

Упаковка объектов и отходов состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетированием, брикетированием с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности объектов и отходов в период их сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке опасных объектов и отходов.

Транспортирование и складирование объектов и отходов (7-й этап) должны быть в установленных (санкционированных) местах. Хранение объектов и отходов (8-й этап) должно быть открытым способом, под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах. Удаление объектов и отходов (9-й этап) производят путем утилизации (повторного использования) или захоронения (уничтожения).

Путем подэтапом 9-го этапа является утилизация объектов и отходов. На подэтапе утилизации может быть произведена переработка бракованных или вышедших из употребления изделий, их составных частей и отходов от них путём разборки (разукрупнения), переплавки, использования других технологий с обеспечением рециркуляции (восстановления) органической и неорганической составляющих, металлов и металлосоединений для повторного применения в народном хозяйстве, а также с ликвидацией образующихся вновь отходов.

Вторым подэтапом 9-го этапа технологического цикла ликвидации опасных и других отходов является их безопасное размещение на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов угрожает здоровью и жизни людей и окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении опасных и других отходов следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых (“вторая геология”).

Каждый этап ТЦОО должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта по согласованию с национальным органом по стандартизации допускается разрабатывать отраслевые стандарты с конкретным содержанием выполняемых работ на этапах технологического цикла ликвидируемых объектов и доходов. Документирование и осуществление работ на каждом этапе ТЦОО должны опираться на “рамочные” технологии, учитывающие передовой отечественный и зарубежный опыт.

Нормирование размещение отходов. Под размещением отходов понимают любую операцию, связанную с их хранением и захоронением. Хранение или складирование отходов включает содержание их в специально оборудованных накопителях с временной нейтрализацией, направленной на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, до их извлечения с целью захоронения или специальной переработки. При хранении отходов, как правило, устанавливают срок нахождения каждого отхода в местах складирования.

Под захоронением отходов подразумевают их изоляцию, направленную на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, исключая возможность дальнейшего использования этих отходов.

Отходы складируют на специально обустроенных и предназначенных для этих целей площадках, в наземных и подземных сооружениях, находящихся как на территории предприятий, так и за их пределами. К ним относятся накопители промышленных отходов: хвосто- и шламохранилища, пруды и отстойники, могильники и прочие накопители жидких производственных отходов, а также отвалы, терриконы, золо- и шлакоотвалы, предназначенные для складирования твердых отходов различных производств. Отходы размещают также на полигонах, принадлежащих отдельным производственно-хозяйственным организациям или их группам, на которых хранят и захоранивают отдельные виды промышленных отходов или их совокупность, и на полигонах, предназначенных для обезвреживания и захоронения опасных промышленных отходов. Кроме того, в качестве мест и объектов размещения отходов используют полигоны для совместного захоронения ТБО и отдельных видов промышленных отходов, а также санкционированные накопители или свалки ТБО и нетоксичных промышленных отходов.

  Размещать отходы могут промышленные предприятия, объединения, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, называемые природопользователями и осуществляющие любой вид деятельности на территории РФ, в результате которой образуются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов, их используют, обезвреживают, складируют и захороняют.

  В соответствии с экологическими требованиями, предъявляемые к обращению с отходами, природопользователь обязан принимать меры, направленные на обеспечение охраны окружающей среды, и соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила. Сбор отходов раздельно по видам, классам опасности и другим показателям способствует более качественной их переработке и рациональному размещению.

  Все образующиеся отходы нормируют с целью обеспечения экологических требований законодательства Российской Федерации, где для природопользователей установлены предельные нормы на образование и размещение отходов, чтобы не допустить негативного воздействия их на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.

  - разрешительный принцип (на основе разрешений органов Комитета охраны окружающей среды РФ), учитывающий порядок накопления, хранения, размещения отходов на территории предприятия и за его пределами, а также условия передачи их другим предприятиям с целью использования, обезвреживания и удаления;

  - приоритетный принцип экологической безопасности над всеми прочими интересами;

  - принцип экологической и экономической целесообразности обоснования размещения как для предприятия, так и для региона;

  - условия сокращения неиспользуемых отходов;

  - принцип оплаты за размещение отходов (оплата только за размещение; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей среды; оплата за размещение плюс за загрязнение окружающей среды и плюс за вред, наносимый окружающей среде).

  Все отходы, размещаемые либо на территории предприятия, либо вывозимые за его пределы на специальные сооружения или объекты, нормируют. Для этого пользуются нормативами предельного размещения отходов и лимитами на их размещение. Количество отходов, не отнесенное к нормативам или лимитам, является сверхлимитным.

Лимит размещения отходов — это объем или масса отходов, допускаемых к размещению в установленный период времени. Определяют его исходя из норм расхода сырья и материалов в зависимости от планируемого объема производства продукции за вычетом объема или массы отходов, используемых в качестве сырья и материалов. Любое количество отхода, при размещении которого не соблюдается экологическая безопасность, называют сверхлимитом или сверхлимитным размещение отходов.

  Нормативы и лимиты размещения отходов на каждом конкретном объекте определяют предприятия, исходя из принципов и критериев нормирования, в зависимости от вида, места размещения и баланса отходов. Разработанные нормативы и лимиты согласовывают с территориальными органами Комитета охраны окружающей среды Российской Федерации, Министерства здравоохранения России, Министерства природных ресурсов РФ.

 

ГЛОССАРИЙ

    Инженерная защита окружающей природной среды от загрязнения и других видов антропогенных воздействий — внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, биотехнологий; утилизация и детоксикация отходов и главное — экологизация всего производства, при котором обеспечивалось бы включение всех видов взаимодействия с окружающей средой в естественные циклы круговорота веществ.

 

    Коэффициент экологической опасности является количественной мерой опасности сброса сточных вод в природный водоем по конкретному загрязняющему веществу и показывает, какое количество воды необходимо для промывки  поверхности деталей, покрываемых защитно-декоративными покрытиями, с тем, чтобы в промывных водах концентрация загрязняющих веществ не превышала предельно-допустимой. Этот показатель определяет объем воды, необходимый для разбавления стоков предприятия до требуемых норм ПДК.

 

    Ликвидация отходов – это деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технических процедур по утилизации обезвреженных отходов, для получения вторичного сырья или полезной продукции и/или уничтожения и захоронения не используемых в настоящее время опасных и других отходов.

 

    Лимит размещения отходов — это объем или масса отходов, допускаемых к размещению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.087 с.)