Использование технических средств для пропаганды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование технических средств для пропаганды



Под техническими средствами пропаганды понимается комплекс аппаратуры, используемой для распространения знаний. К ним относятся телевизионная, радио-, кино- и фотоаппаратура, аппаратура для записи, воспроизводства и усиления звуков. Технические средства обладают огромными возможностями передачи, воспроизведения и хранения информации.

В последние годы роль технических средств для потребностей лесопожарной пропаганды неизмеримо возросла. По радио и телевидению не только сообщают о чрезвычайной пожарной опасности в лесу, но и проводят лекции, доклады, беседы руководители лесохозяйственных органов и ученые; показывают фильмы, пропагандирующие идею о бережном отношении к лесным богатствам, как всенародной собственности. Использование местных радиотрансляционных сетей, радиоузлов в электропоездах, на вокзалах и автобусных остановках, местного телевидения позволяет в течение пожароопасного сезона систематически напоминать гражданам о необходимости осторожного обращения с огнем. В весенний период при передачах сводки погоды по местной трансляционной радиосети следует регулярно предупреждать о переходе огня с полей в леса и запрещать проведение сельхозпалов. В районах, где большое количество пожаров происходит по вине лесозаготовителей, сжигающих в весенний период порубочные остатки, целесообразно давать информацию по радио и телевидению о наступлении пожароопасного сезона. Опыт использования радио, телевидения и других средств массовой пропаганды, безусловно, заслуживает внимательного изучения, обобщения и широкого распространения.

Мощным средством лесопожарной пропаганды является кино. Современные средства кинематографии позволяют разносторонне показать лесные богатства, продукты леса, климаторегулирующую, водоохранную, защитную и оздоровительную роли леса. Рассказать об огромном труде, вкладываемом работниками лесного хозяйства в создание и восстановление лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней. Средствами кино можно показать, к каким катастрофическим последствиям приводит неосторожное обращение с огнем в лесу, пренебрежение «Правилами пожарной безопасности».

Ценными являются короткометражные фильмы на узкие темы инструктивного характера, например, о том, как предупредить возникновение пожара от костра, какие противопожарные меры необходимы при заготовке древесины и проведении других работ в лесу, в том числе варианты защитных приспособлений и их устройство на механизмах с двигателями внутреннего сгорания. Заслуживают внимания и фильмы сатирического жанра о людях равнодушных, о тех, по чьей небрежности или халатности наши леса несут большие потери.

Интересный пример использования телевидения в целях лесопожарной пропаганды описывают М.А.Софронов и А.Д.Вакуров (1981). В окрестностях г.Магадана нарушителей правил пожарной безопасности снимали на кинопленку, а вечером того же дня показывали по местному телевидению. Способ оказался исключительно действенным, и разведение костров после нескольких облетов патрульного вертолета с оператором телевидения практически прекратилось.

В связи с развитием кабельного телевидения и наличием у большей части населения видеотехники заслуживает внимания создание как полнометражных, так и короткометражных видеофильмов. Необходимым условием эффективной противопожарной пропаганды с использованием кино- и видеофильмов является их высокая художественная ценность. Для съемок полнометражных фильмов должны привлекаться профессиональные артисты и работники киностудий.

Граждан по отношению к идеям и содержанию лесопожарной пропаганды теоретически можно разделить на две группы:

1 - интересующиеся вопросами значения лесов, лесными пожарами, правилами пожарной безопасности и сознательно разыскивающие подобную информацию;

2 - не ощущающие такой потребности. Поскольку подавляющее число граждан относится ко второй группе, при планировании мероприятий по лесопожарной пропаганде следует ориентироваться на отсутствие самопроизвольного желания получать информацию о лесных пожарах.

Для привлечения и закрепления внимания необходимо использовать оригинальные, высокохудожественные наглядно-иллюстративные средства и непривычные приемы использования технических средств. В частности, при устной пропаганде непосредственно в лесу рекомендуется использовать усиливающие средства - мегафоны, станции ЗСВС, установленные на летательных аппаратах. И.В.Овсянников (1978) отмечал, что использование вертолетов с установленными ПЗС-68 (голос с неба) при охране лесов южного берега Крыма позволило резко сократить частоту пожаров и снизить среднюю площадь одного пожара более чем в 5 раз.

 

Лесная рекреация

Восстановление здоровья и трудоспособности человека особенно эффективно происходит при его пребывании в лесу. Оздоровительное влияние леса обусловлено комплексом его многочисленных свойств, которые А.Ф.Хайретдинов и С.И.Конашова (1994) объединили в следующие группы.

1. Ландшафтные - прозрачность лесного воздуха, мягкость освещения, лесной колорит, сезонные смены картин природы и разнообразие звукового фона в лесу.

2. Погодные - особый микроклимат, фильтрационные свойства и шумозащитный экран леса.

3. Аллергические, за счет выделяемых растениями пыльцы и органических летучих веществ.

4. Аэрохимические, обусловленные озонированием воздуха и его аэроионизацией.

К лесам, предназначенным для отдыха населения - рекреационным (лат. recreatio -восстановление сил, выздоровление), относят (Лесная энциклопедия, 1986): городские леса, лесопарки, леса лесопарковых частей зеленых зон, 1 -го и 2-го округов зон санитарной охраны курортов, зеленых зон лечебно-оздоровительных учреждений (домов отдыха, санаториев, пансионатов и т.п.). Кроме того, рекреационные функции выполняют также 50-250-метровые полосы по обеим сторонам туристических и прогулочных маршрутов; 100-метровые полосы, примыкающие к пляжам, стоянкам туристов и рыбаков в водоохранных лесах, и полосы такой же ширины вокруг автостоянок в защитных лесах вдоль автомобильных дорог; участки леса, специально отведенные для отдыха в национальных и природных парках, заповедниках и др.

Возрастающее из года в год использование для отдыха, туризма, экскурсий, проведения спортивных мероприятий и т.д. не только насаждений, отнесенных к рекреационным, но и других категорий земель вызывает необходимость проведения мероприятий, направленных на подготовку лесного фонда для организации отдыха населения и снижение опасности возникновения лесных пожаров.

Все насаждения, выполняющие рекреационные функции, можно отнести к зонам интенсивного (массового) и умеренного (прогулочного) посещения. Наряду с проведением специальных лесохозяйственных мероприятий (Хайретдинов, 1990, Хайретдинов, Конашова, 1994) в местах интенсивного посещения оборудуются места для палаточных городков, спортивные площадки, кемпинги, создается густая дорожно-транспортная сеть. Особенно важно правильно подобрать зоны (места) отдыха населения. Они должны быть не только интересными с точки зрения рекреации, но и позволять на малой площади размещать наибольшее количество отдыхающих. Благоустроенные, культурно и красиво оформленные зоны отдыха служат целям пропаганды бережного отношения к лесу. Лучше, если зоны отдыха будут созданы по берегам естественных или искусственных водоемов. Последнее обстоятельство не только привлечет в места отдыха дополнительных отдыхающих, особенно в жаркие летние дни, но и обеспечит тушение пожара в случае его возникновения. В местах отдыха удобнее вести противопожарную пропаганду, а также легче создать условия, предотвращающие возникновение пожара и организовать патрулирование лесной территории.

В зоне умеренного посещения с плотностью отдыхающих менее 6 человек на 1 га, создаются условия для прогулочного отдыха; прокладываются маршруты различной протяженности, связывающие зоны интенсивного посещения с объектами эстетического и познавательного характера (памятники природы, живописные ландшафты и т.п.), а также стоянками железнодорожного и водного транспорта. Вдоль туристических и прогулочных маршрутов устанавливаются легкие навесы для защиты от непогоды, скамьи и беседки для отдыха, устраиваются места для курения, разведения костров и установки палаток. Желательно в местах отдыха установить емкости для сбора мусора и построить туалеты. Места отдыха располагаются через 3-5 км вдоль маршрутных путей. Строительство малых архитектурных форм производится обычно по типовым проектам. Примеры малых архитектурных форм приведены, в частности, в «Каталоге...» (1975). Обязательным является поддержание чистоты в местах отдыха, хороший эстетический вид и наличие минерализованной полосы, исключающей распространение огня в лес в случае загорания от костра, непогашенного окурка и т.п.

Наряду с простейшими архитектурными формами в местах массового отдыха, вдоль дорог и маршрутов, а также в местах скопления людей необходимо установить красочные плакаты, аншлаги с призывами беречь лес от огня и указатели, дающие возможность отдыхающим сориентироваться в лесу и выбрать наиболее интересный маршрут движения.

Естественно, проведение работ по благоустройству рекреационных лесов требует значительных финансовых затрат. Проблема отчасти может быть решена передачей лесных участков в аренду для пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях с условием благоустройства, обеспечения пожарной безопасности и сохранения лесной растительности не только на передаваемом, но и прилегающих к нему участках. Арендаторы должны обеспечивать строительство кемпингов, мотелей, павильонов, беседок, оборудовать стоянки для автотранспорта, места для курения, а также проводить другие работы, связанные с организацией отдыха и обеспечением пожарной безопасности в лесу.

Государственная лесная охрана обязана требовать от туристических, спортивных и других организаций проведения мероприятий по благоустройству туристических маршрутов и стоянок, а от арендаторов - точного соблюдения пунктов договора.

 

9.2.3. Контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах

В комплекс профилактических противопожарных мероприятий входит контроль за соблюдением всеми организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, проводящими в лесах работы, имеющими свои объекты и просто отдыхающими в лесу, правил пожарной безопасности. Эти правила составлены в целях обеспечения надежной защиты лесов от пожаров, они опираются на долголетнее изучение причин возникновения лесных пожаров. Действующие в настоящее время «Правила...» (2007) наряду с общими положениями включают конкретные требования, предъявляемые к работникам лесничеств, организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги, ведущим рубки леса, подсочку и т.п.

Для осуществления контроля за соблюдением «Правил...» (2007) лесничества организуют как постоянное наблюдение (места лесозаготовок, огнеопасных производств и т.п.), так и патрулирование на участках, наиболее посещаемых населением. В районах авиационной охраны контроль за соблюдением «Правил...» (2007) осуществляется летчиком-наблюдателем.

Контроль за выполнением «Правил...» (2007) проводится в течение всего года. Так, невыполнение требований Правил по очистке мест рубок одновременно с заготовкой в зимний период может привести к накоплению неочищенных лесосек и, как следствие этого, к резкому повышению пожарной опасности в летний период. К аналогичному результату может привести отсутствие контроля за выполнением работ по противопожарному устройству постоянных туристических маршрутов и мест организации массового отдыха населения в лесу. Следует отметить, что эффективность контроля за выполнением «Правил...» (2007) может быть значительно повышена при условии поддержки государственной лесной охраны общественными организациями. Несомненно, заслуживает внимания работа по увеличению числа общественных инспекторов охраны леса, их инструктированию и подготовке; работа со школьными лесничествами, зелеными патрулями и т.д.

При обнаружении нарушения правил пожарной безопасности работники лесной охраны обязаны принять меры к прекращению нарушения, составить протокол по установленной форме и не позднее следующего дня передать протокол в лесничество или в правоохранительные органы для привлечения виновных к ответственности.

 

9.2.4. Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах РФ и учет совершенных нарушений

В соответствии с действующим законодательством нарушение требований «Правил...» (2007) в лесах влечет наложение штрафа на граждан в размере до 10% минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до 50%. Если нарушение требований «Правил...» (2007) вызвало возникновение пожара либо распространение его на значительной площади, а также если имело место уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, размер штрафа увеличивается до 50% минимального месячного размера оплаты труда для граждан и до одного - для должностных лиц. Штрафы или другие меры административного воздействия за нарушение требований «Правил...» (2007) применяются, если действия нарушителя не влекут за собой уголовной ответственности. Наложение штрафа или принятие других мер административного воздействия не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством (Правила..., 2007).

Помимо мер административного воздействия, виновные в возникновении лесных пожаров могут привлекаться к уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной пожарной опасности наказание штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода виновного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, вызвано поджогом, виновный наказывается лишением свободы от трех до восьми лет.

Государственные органы управления лесным хозяйством субъектов РФ вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности. Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица и граждане, виновные в возникновении пожара, несут в установленном порядке материальную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду.

Данные о нарушении правил пожарной безопасности в лесах на основании соответствующих протоколов заносятся в книгу «Учета нарушений правил пожарной безопасности». Книга заполняется специалистом лесничества, хранится в районном лесничестве и служит основой для разработки мероприятий по совершенствованию охраны лесов от пожаров.

При невыполнении любым лесозаготовителем требований лесничества о прекращении нарушений правил пожарной безопасности в лесах местные органы власти по представлению лесничества могут приостановить работу в лесу на участках и объектах, где допущены нарушения, до их устранения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.02 с.)