Организация охраны лесов от пожаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация охраны лесов от пожаров



Система охраны лесов от пожаров и ее организационная структура

В соответствии с Лесным Кодексом РФ (2006) все леса, находящиеся на ее территории, подлежат охране. Охрана лесов осуществляется с учетом их биоэкологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на сохранение лесного фонда от уничтожения, повреждения, ослабления и других вредных воздействий.

В целях сбережения лесных ресурсов и сокращения всех видов прямого и косвенного ущерба в стране создана система охраны лесов от пожаров, под которой понимается совокупность лесохозяйственных служб, неспециализированных подразделений лесохозяйственных предприятий, внештатных формирований, осуществляющих комплекс мероприятий по профилактике, обнаружению и ликвидации лесных пожаров. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров включает как регулярные службы, так и внештатные формирования.

Организация работ по разработке и выполнению противопожарных мероприятий возложена на органы государственной власти в субъектах РФ, которые обеспечивают охрану лесов через Департаменты (министерства) лесного хозяйства. На местном уровне эти мероприятия находятся в компетенции районных (городских) администраций и их выполнение возложено на владельцев лесного фонда и другие структуры, осуществляющие ведение лесного хозяйства.

В системе государственных органов управления лесным хозяйством практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению лесных пожаров возложено на государственную лесную охрану. Для охраны от пожаров, самовольных порубок, а также защиты лесов от вредителей и болезней на землях министерства обороны, заповедников создается ведомственная лесная охрана. Аналогичные задачи в сочетании с обеспечением соблюдения режима выполняет служба охраны национальных парков.

Государственная лесная охрана РФ наделяется правами контроля за соблюдением требований лесного законодательства, а также основных нормативно-технических документов по охране лесов от пожаров на землях, владельцами которых являются сельскохозяйственные формирования, заповедники.

Для построения системы охраны лесов от пожаров было предварительно проведено районирование лесной территории, предусматривающее выделение зон, где в зависимости от освоенности территории, т.е. густоты дорожной и речной сети, плотности населения, размещения населенных пунктов и рельефа местности, борьба с лесными пожарами возлагается преимущественно на наземную или авиационную охрану.

Деление территории лесного фонда РФ на районы авиационной и наземной охраны предпринято в 1964 г., а в 1965 г. уточнено и утверждено Министерством лесного хозяйства РСФСР. К районам наземной охраны были отнесены территории, где плотность дорожной сети позволяла доставить силы и средства пожаротушения к месту возможного пожара не позднее 3 ч с момента обнаружения загорания, т.е. при наличии 4-5 км дорог на 1 тыс. га лесного фонда. В дальнейшем было предложено более жесткое требование - 6 км на 1 тыс.га.

В настоящее время вся территория лесного фонда РФ по видам охраны лесов от пожаров распределяется следующим образом (Щетинский, 1996а): 47,3% земель приходится на авиационную охрану, 16,4% - на наземную охрану, 10,4% - на наземную охрану с авиационным патрулированием и 25,8% площади не охраняется, здесь лишь осуществляется контроль за пожарной обстановкой по снимкам с искусственных спутников земли.

Порядок отнесения территории к тому или иному виду охраны устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России.

Авиационная охрана лесов

Авиационная охрана лесов является составной частью общего комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней, проводимых Федеральной службой лесного хозяйства России. Работу по охране осуществляют базы авиационной охраны лесов и авиазвенья (авиабазы), которые подчиняются Центральной авиабазе. Авиабазы - хозрасчетные подразделения. Работают по договорам с держателями лесного фонда и несут перед ними ответственность за качество услуг, выполненных в рамках договорных обязательств. Территория лесного фонда, обслуживаемая авиабазами, в свою очередь, подразделяется на районы: 1) в которых обнаружение и тушение производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и 2) обнаружение осуществляется авиацией, а тушение - наземными силами и средствами (районы наземной охраны).

Помимо обнаружения и ликвидации лесных пожаров, на авиационную охрану возлагается также выполнение работ по лесозащите, осуществление контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, принятие мер к прекращению этих нарушений с составлением протоколов, проведение разъяснительной работы по вопросам сохранения лесов от пожаров и оказание помощи лесничествам в выполнении профилактических противопожарных мероприятий. Авиабазы проводят работы по авиационной охране от пожаров оленьих пастбищ и охотничьих угодий.

На авиабазе организуется парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав «которой входят парашютно-пожарные и дёсантно-пожарные команды и группы, укомплектованные парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными соответственно. Непосредственное проведение работ по авиационной охране лесов от пожаров производится авиационными отделениями (авиаотделениями), в состав которых могут входить механизированные отряды, оснащенные бульдозерами, автоцистернами и противопожарными агрегатами. Для доставки механизированных команд к местам пожаров применяются тяжелые вертолеты.

Мировая практика использования авиации для охраны лесов имеет почти вековую историю. Так, первые патрульные полеты на самолетах в целях обнаружения лесных пожаров производились в 1915 г. в США, а с 1919 г. в США и Канаде в опытном порядке началось систематическое авиапатрулирование.

Первые опыты по воздушной охране лесов в СССР были проведены в 1931 г. в Нижегородском крае экспедицией, снаряженной авиационным сектором ленинградского отделения научно-исследовательского института древесины, под руководством проф. Г.Г.Самойловича и С.П.Румянцева. Всего за период работы экспедиции, с 6 июня по 11 августа, с самолета У-2 было обнаружено 16 пожаров при охраняемой территории около 1,5 млн. га. В 1932 г. работы по авиационной охране лесов были организованы на юге Карелии и в северо-восточной части Ленинградской области, а позднее на Среднем Урале, в Коми АССР, Горьковской области и на Дальнем Востоке. В задачу авиационной охраны входила воздушная разведка лесных пожаров и сообщение о них органам лесного хозяйства.

Для авиапатрулирования использовались самолеты У-2 и Ш-2. Последний использовался в регионах с наличием большого числа рек и озер. В качестве транспортного самолета использовали Ще-2.

В феврале 1936 г. был организован Всесоюзный трест лесной авиации. Его целью являлась охрана лесов от пожаров на территории государственных лесопромышленных трестов Наркомлеса. В Нижегородской, Архангельской, Пермской областях и Красноярском крае были созданы четыре авиаотряда. В 1937 г. Главным управлением лесоохраны и лесонасаждений были приобретены самолеты для регулярного патрулирования. Таким образом, с 1936 г. авиапатрулирование стало планируемым и широко осуществляемым видом работ по охране лесов от пожаров. К 1941 г. площадь авиапатрулирования достигла 109 млн. га, для чего использовалось 60 самолетов типа ПО-2 и Ш-2.

Одновременно с авиапатрулированием большое внимание уделялось изысканию способов непосредственного тушения лесных пожаров силами авиации. Были начаты опыты по созданию заградительных полос на пути распространения огня сбрасыванием фугасных бомб, а также специально сконструированных ампул, наполненных раствором химикатов. Анализ данных по тушению лесных пожаров водой или огнетушащими растворами, сбрасываемыми с летательных аппаратов, показал, что в подавляющем большинстве случаев полная ликвидация пожаров не достигается. Поэтому еще в 1934 г. зачинатель авиационной охраны лесов Г.А.Мокеев предложил использовать для борьбы с лесными пожарами специально подготовленных парашютистов. Первые опыты по использованию парашютов для доставки к месту пожара противопожарного снаряжения и рабочих были выполнены в том же 1934 г. сотрудниками ЦНИИЛХ в Егорьевской экспедиции. В 1935 г. в Горьковской экспедиции ЦНИИЛХ парашютная группа из 3 человек под руководством Г.А.Мокеева выполнила 50 прыжков с самолета АП, используя тренировочный парашют ПТ-1 (Серебренников, Матренинский, 1937).

Результаты опытных работ 1934-1935 гг. послужили основой для организации в 1936 г. специальной парашютно-пожарной команды для тушения лесных пожаров и мобилизации местного населения. Работа команды наглядно подтвердила предположение, что лесные пожары успешно могут тушить в начальной стадии даже небольшие группы парашютистов. Однако вплоть до 50-х годов широкому применению парашютистов-пожарников для самостоятельного тушения пожаров препятствовало отсутствие многоместных самолетов (Давыденко, Буцких, 1984).

Базовым самолетом авиалесоохраны до середины 50-х годов был двух- или трехместный биплан По-2 деревянной конструкции с полотняной обшивкой плоскостей и фюзеляжа. На нем был установлен мотор марки М-11, обеспечивающий скорость 125 км/ч. Самолет имел три кабины: пилотскую и две для пассажиров, по одному пассажиру или парашютисту в каждой. Десантирование парашютистов было связано с большими трудностями. Никаких страхующих приспособлений ни на главный, ни на запасной парашюты не ставилось. Не менее сложной была доставка на отдаленные пожары продуктов питания. Обычно они укладывались в двойной полотняной мешок и сбрасывались без парашюта на обозначенную для приема груза площадку.

В 1949 г. в системе лесного хозяйства были созданы 11 баз авиационной охраны лесов, а в 1958 г. руководство ими было возложено на Центральную авиабазу,

С начала 50-х годов началось оснащение авиалесоохраны самолетами Ан-2. Он снабжен поршневым двигателем мощностью 735 кВт (1000 л.с), может находиться в воздухе свыше 6 ч и преодолеть расстояние около 1000 км с крейсерской скоростью 160-180 км/ч, приняв на борт 6-8 парашютистов с противопожарным имуществом. Ан-2 прост и надежен в эксплуатации, может обслуживаться на небольших аэродромах и посадочных площадках, не имеющих специально подготовленных взлетно-посадочных полос. Минимальный размер рабочего аэродрома для взлета и посадки Ан-2 составляет 200x700 м при длине разбега при взлете 160-190 м и длине пробега при посадке 215-430 м. Модификация этого самолета (Ан-2В на поплавках) может садиться на поверхность рек и озер. Самолет оснащен двумя радиостанциями: командной для связи при взлете и посадке в аэродромной зоне и связной, обеспечивающей связь на всем протяжении полета. Первая работает в УКВ-диапазоне, вторая - в коротковолновом.

Возможности переброски пожарных резко возросли в середине 50-х годов с началом использования вертолетов. Последние помогли решить проблему беспарашютной доставки рабочих и грузов к местам лесных пожаров. В штате авиалесоохраны наряду с парашютно-пожарными стали создаваться десантно-пожарные команды. В начале 60-х годов было создано защитное приспособление, позволяющее выполнять парашютные прыжки на лес при отсутствии пригодных для приземления площадок вблизи пожара. Значительно повысило оперативность работы авиационной службы использование устройства для спуска десантников с вертолетов.

Использование вертолетов позволило не только облегчить доставку пожарных к месту пожара, но и исключило необходимость строительства аэродромов. Так, для посадки вертолета Ми-4 достаточна посадочная площадка размером 25x50 м. Взлет и посадка вертолетов не регламентируются боковым ветром, так как они имеют возможность взлетать против ветра.

Для быстрой доставки к месту пожара больших парашютно-пожарных команд и переброски их с одной авиабазы на другую используются самолеты Ан-24 и Ан-26. Эти самолеты могут перевозить команды парашютистов численностью от 20 до 30 человек с полным снаряжением на расстояние до 2 тыс. км со скоростью до 450 км/ч.

Государственная лесная охрана оснащается новыми видами самолетов и вертолетов, В частности, принятое в июне 1994 г. постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по охране лесов и оленьих пастбищ от пожаров в 1994 г.» предусматривало выделение средств для целевого финансирования Центральной авиабазы и приобретения самолетов-амфибий Бе-12. Всего для охраны лесов от пожаров используется до 600 воздушных судов, в том числе 270 вертолетов.

В 1974 г. Государственный комитет лесного хозяйства утвердил «Положение о механизированных отрядах службы авиационной охраны лесов». Механизированные отряды планировалось создать в составе авиабаз для борьбы с лесными пожарами в таежных районах с повышенной пожарной опасностью. В периоды чрезвычайной пожарной опасности механизированные отряды в качестве мобильных подразделений могли направляться для тушения крупных пожаров. К началу 1988 г. на авиабазах Минлесхоза РСФСР было организовано 47 механизированных отрядов, оснащенных мощной современной противопожарной техникой (Гиряев, 1989).

В настоящее время в районах с высокой пожарной опасностью в составе структурных подразделений ПО «Авиалесоохрана» имеются механизированные отряды, оснащенные тяжелой лесопожарной техникой: лесопожарными авиацистернами АЦ-30(66)-184, АЛП-10(66)-221 и агрегатами ТЛП-55, ТЛП-4М; вездеходами ВПЛ-149А и АЛП-15(Т-150К)-177А и др. Не случайно проф. И.Г.Гольдаммер, руководитель группы по лесным пожарам при ООН, отмечал: «Россия имеет самую мощную в мире организацию, которая контролирует пожары с воздуха. Это «Авиалесоохрана» (Лесник, 1994, с.3).

Использование современных воздушных судов и средств пожаротушения позволило авиационной службе в бывшем СССР (данные на 01.01.85 г.) обслуживать территорию площадью около 900 млн. га, в том числе 720 млн. га лесов гослесфонда, около 140 млн. га оленьих пастбищ и более 30 млн. га лесов других министерств и ведомств. По данным Г.Н.Коровина и Н.А.Андреева (1988), специализированная служба авиационной охраны лесов функционирует на 95% территории государственного лесного фонда, причем свыше 60% относится к районам авиационной охраны. Авиалесоохрана обнаруживает свыше 80% всех возникающих на обслуживаемой территории пожаров и участвует в тушении 50% из них (Шуктомов, 1994).

В последние годы в районах авиационной охраны возникает 16,8 тыс. пожаров в год, из них 16% ликвидируется совместно авиационными и наземными, 36 - только авиационными и 48% наземными лесопожарными силами. На территории ряда авиабаз это соотношение существенно отличается. Так, по Красноярской авиабазе доля пожаров, потушенных различными силами, составляет соответственно 35, 56 и 9%.

Помимо обнаружения и тушения, силами мехотрядов строятся и ремонтируются дороги противопожарного назначения, прокладываются и подновляются минерализованные противопожарные полосы, строятся места отдыха.

Однако, несмотря на отдельные позитивные моменты, в частности, разработку новых видов противопожарной техники, создание самолетов-танкеров и т.д., следует отметить, что уровень охраны лесов в целом снизился. Так, из-за недостаточного финансирования в 1994 г. в 2 раза реже, чем в предыдущие годы, осуществлялось маршрутное патрулирование; не заключаются договоры на аренду современных самолетов Ан-26П, Бе-12П, Бе-200, АН-32П и вертолета Ми-6П.

 

Наземная охрана лесов

Осуществление охраны лесов в районах наземной охраны возлагается на лесничества. Территория области делится на районные лесничества, а в пределах лесничеств на участковые лесничества (рис.15). Ответственность за охрану лесов на территории участкового лесничества возложена на руководителя участкового лесничества, на территории районного лесничества – на руководителя районного лесничества. При наличии значительных площадей, характеризующихся высокой природной пожарной опасностью и достаточно развитой сетью транспортных путей, при лесничествах создаются специализированные подразделения - пожарно-химические станции (ПХС).

Отсутствие зависимости от погодных условий, большая безопасность и надежность по сравнению с авиационной охраной позволила некоторым ученым, в частности И.С.Мелехову и С.И.Душа-Гудым (1979), считать наземную охрану лесов более предпочтительной, естественно, там, где это возможно по природно-экономическим условиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.015 с.)