Введение в анатомию и физиологию человека. Общебиологическая характеристика человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в анатомию и физиологию человека. Общебиологическая характеристика человека.



 

 ЦЕЛЬ: Знать классификацию потребностей человека, определение предмета, задачи, его значение в клинической медицине и основные методы анатомии, физиологии. Представлять роль отечественных ученых в развитии анатомии и физиологии. Знать строение органа, системы органов, части тела, основы анатомической терминологии. Представлять основные системы органов в организме человека, плоскости и оси.

 1. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Задачи изучаемого предмета.

 2. Предмет нормальной анатомии и физиологии, его значение в медицине.

 3. Методы анатомии и физиологии.

 4. Роль отечественных ученых в развитии анатомии и физиологии.

5. Строение органа и основные системы органов человека.

6. Части тела, плоскости и оси. Анатомическая терминология.

 

1. Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой, например, растение для своего нормального произрастания нуждается в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Человек как биосоциальное существо также нуждается в своей жизни и деятельности в определенных условиях и средствах, он должен иметь общение с внешней средой, другими людьми, средства удовлетворения своих нужд: воздух (кислород), пищу, воду, одежду, жилище, работу, книги, предметы потребления, развлечения и т.д. Актуальность каждой личности существенно зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность - нужда организма в чем-либо, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом его жизнедеятельности. Потребность является объективной нуждой, необходимой для жизни и развития. Она предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия организма. Потребности человека формируются в процессе воспитания и самовоспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. По происхождению потребности разделяют на естественные (биологические) и социальные (культурные). В социальных потребностях выражается отношение человека к накопленным социально-культурным ценностям. По предмету потребности бывают материальные и духовные. А.Н. Леонтьев разделяет потребности на низшие (органические или биологические) и высшие: материальные и духовные (познавательные, эстетические, в общении, труде). Американский психолог А. Маслоу (1908-1970), изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации, создал оригинальную иерархическую теорию потребностей, которая может быть схематически представлена в виде пирамиды.

Согласно этой схеме, процесс удовлетворения потребностей происходит по определенным уровням различными путями в следующей последовательности.

Самым первым уровнем потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно и которые всегда вступают на первый план, являются физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, сне, одежде, жилье, воспроизведении рода и т.д.). Вполне очевидно, что при неудовлетворении указанных физиологических потребностей будут нарушены присущие человеку закономерности жизни (самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение), способы реализации этих закономерностей (обмен веществ и энергии, гомеостаз, адаптация, наследственность, репродукция и др.) и жизнедеятельность организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, органном, системном) и в целом.

Вторым уровнем в иерархии человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности (избежание опасности, от преступников, внешних врагов, от нищеты, обеспечение завтрашнего дня, помощи при болезнях). Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: потребностей в привязанностях, в хорошем отношении (в любви, дружбе), в причастности к группе (быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются и т.д.). Большинство людей (свыше 90%) останавливается на удовлетворении социальных потребностей третьего уровня. Если потребности первых трех уровней удовлетворяются, то в поведении некоторых людей могут возникать новые черты, невозможные прежде, а его потребности достигают четвертого и пятого уровня. Это: потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании, компетентности, самоуважении), когнитивные (лат. cognoscere - знать) и эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Человек, достигший этого уровня потребностей, соглашается много и усердно работать. если это работа,которую он выбрал сам.. Следовательно, путь к полному раскрытию и осуществлению потенциальных возможностей человека открывается лишь после удовлетворения его главных насущных потребностей каждого уровня рассматриваемой пирамиды.

В результате изучения предмета студенты должны:

1) Знать топографию, строение и функцию органов, основных систем организма человека, уметь находить и показывать их на плакатах, муляжах и планшетах.

2) Уметь увязывать знания по анатомии и физиологии с клинической практикой.

3) Уметь определять на себе или друг на друге различные анатомические образования и выполнять некоторые манипуляции (прощупывание костей, их отростков, выступов, мышц, сухожилий, мест пульсации и прижатия артерий, определение верхушечного толчка, границ сердца, легких, характера движений в суставах и т.д.).

4) Представлять структурные основы и морфологическую сущность типовых патологических процессов.

5) Знать наиболее распространенные латинские термины, лежащие в основе клинической терминологии (название органов, воспалений этих органов, название тканей, опухолей из этих тканей и т.д,).

 

2. Анатомия и физиология относятся к медико-биологическим наукам. Биология - это наука о любых живых организмах (растениях, животных, человеке). Анатомия и физиология являются теоретическим фундаментом, базисом для всех клинических дисциплин. Только основываясь на знаниях анатомии и физиологии, медицина может правильно распознавать болезни, устанавливать их причины, правильно лечить их и предупреждать. Плохо зная строение тела человека и жизнедеятельность организма, медицинский работник вместо пользы может нанести вред и непоправимый урон больному. Вот почему, прежде чем начать усвоение клинических дисциплин, необходимо изучить анатомию и физиологию.

Нельзя не согласиться с высказываниями многих выдающихся врачей о значении анатомии и физиологии в медицине: «Изучение тела человека - первооснова медицины» (Гиппократ), «Анатомия должна считаться крепчайшим основанием всего врачебного искусства, началом для его построения» (А.Везалий), «Анатомия в союзе с физиологией - царица медицины» (А.П.Вальтер), «Физиология и медицина неотделимы друг от друга» (И.П.Павлов).

В настоящее время различают анатомию:

1) описательную;

2) систематическую;

3) топографическую;

4) пластическую;

5) функциональную;

6) динамическую;

7) сравнительную;

8) возрастную;

9) патологическую.

Основные виды физиологии человека:

1) медицинская физиология;

2) возрастная (геронтология);

3) физиология труда;

4) физиология спорта;

5) физиология питания;

6) физиология в экстремальных условиях (авиационная, космическая, подводная и др.);

7) патофизиология.

При изучении физиологии человека главное внимание будет направлено на выяснение механизмов и закономерностей функционирования органов и систем здорового человека (медицинская физиология) и при его заболевании (патофизиология).

 

3. Изучение строения тела человека осуществляется следующими методами:

рассечение, вскрытие (греч. anatome - рассечение, расчленение), препаровка при помощи ножа и пинцета на трупе;

2. наблюдение, осмотр тела, а также изучение отдельного органа или группы органов невооруженным глазом или приборами, дающими небольшое увеличение (лупой) - макроскопическая анатомия;

3. при помощи микроскопа, что позволило выделить из анатомии гистологию и цитологию - микроскопическая анатомия;

4. техническими средствами исследования:  рентгеновские лучи, эндоскопия внутренних органов, антропометрия;

5. при помощи пальпации, перкуссии, аускультации органов живота и грудной полости на живом человеке. 

Физиология - наука экспериментальная. В качестве своих методов использует набллюдение и эксперимент (опыт). Эксперимент (опыт) помогает выяснить, как и почему происходят физиологические процессы. Он может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства. Острый эксперимент - вивисекция (живосечение) был детально разработан В.Гарвеем в 1628 г. и позволяет за короткий промежуток времени изучить какую-либо функцию. Хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой. Начало этому методу положил В.А.Басов в 1842 г. Широкое распространение получил метод эксперимента без оперативного вмешательства, т.е. регистрация электрических потенциалов работающих органов: сердца, головного мозга, мышц и т.д. Достоинство этого метода - получение информации одновременно от многих работающих органов как в покое, так и при дозированной нагрузке (метод полиметрии), когда на многоканальном полиграфе/одновременно регистрируются ЭЭГ, ЭКГ, дыхание, АД, температура тела и другие физиологические функции.

 

4. Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета бельгиец Андрей Везалий (1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд в семи книгах «О строении человеческого тела» (1543). Основоположником экспериментальной физиологии является знаменитый английский врач Вильям Гарвей (1578-1657), который в 1628 г.опубликовал известный труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

 

5. Орган (греч. organon - орудие, инструмент) - часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции. Органами являются кости, мышцы, железы, головной, спинной мозг,сердце, легкие, желудок, печень, почки и т.д.

Каждый орган построен из нескольких тканей. Одна из них составляет большую часть органа и обусловливает специфичность его строения и функции. Специфичность функции некоторых органов обусловлена наличием не одной, а двух и более тканей. Например, в состав стенки желудка и кишечника входят различные виды эпителия и соединительной ткани, а также гладкая мышечная ткань, но 2 основные функции этих органов: секреторная и двигательная объясняются наличием железистого эпителия и гладких мышц. Остальные ткани выполняют вспомогательные функции. Основную ткань органа, обеспечивающую его функцию, называют паренхимой (греч. para - возле, при; enchyma - влитое, разлитое), а соединительную ткань, покрывающую его снаружи и пронизывающую его в разных направлениях, - стромой (греч. stroma - подстилка, остов).

К паренхиматозным органам относятся легкие, печень, почки, селезенка, лимфатические узлы и др. Выделяют также полые органы, например, желудок, кишечник, матку, мочевой пузырь и т.д. Все органы обязательно снабжены нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами. Органы, объединенные единой функцией и связанные в своем развитии, составляют систему органов.

В организме человека выделяют 11 систем органов.

1) Система органов движения, или аппарат движения, объединяет все кости (скелет), их соединения (суставы, связки и др.) и скелетные мышцы. Функции: опора, защита и перемещение тела и его частей в пространстве.

2) Пищеварительная система объединяет органы для приема пищи, ее механической и химической переработки, всасывания питательных веществ и выведения оставшихся непереваренных частей пищи.

3) Дыхательная система - система органов, посредством которых происходит газообмен между организмом и внешней средой.

4) Выделительная, или мочевая, система - система органов выделения конечных продуктов обмена и выведения их из организма наружу.

Последние 3 системы (пищеварительная, дыхательная и мочевая) обеспечивают обмен веществ между организмом и внешней средой.

5) Половая система - система органов размножения. Мочевые и половые органы тесно связаны между собой по развитию и местоположению, поэтому их объединяют в мочеполовую систему.

6) Эндокринная система - система органов (желез) внутренней секреции, синтезирует и выделяет в кровь и лимфу специальные химические вещества - гормоны, участвующие в гуморальной регуляции функций организма.

7) Кровеносная система - система кровообращения, объединяет сердце и сосуды - трубчатые органы, в которых кровь циркулирует по всему телу.

8) Лимфатическая система - тоже система трубок, по которым лимфа течет по направлению к крупным венозным сосудам. Обе эти системы объединяют в сердечно-сосудистую систему.

9) Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме. К иммунной системе относятся органы, имеющие лимфоидную ткань.

10) Система органов чувств (сенсорная система) воспринимает раздражения (информацию) из внешней и внутренней среды.

11) Нервная система связывает все органы и системы в единое целое и с внешней средой.

Все органы и системы органов взаимосвязаны между собой морфологически, функционально и объединяются в единое целое - организм. Ведущая роль в объединении (интеграции) систем организма в единое целое принадлежит нервной системе.

 

6. В анатомии наряду с изучением строения органов определяют их местоположение в той или иной части тела (топография; греч.topos - место + grapho - пишу), взаимоотношение органов (синтопия; греч. sin - вместе + topos - место), проекция органов на скелет и периферию туловища (скелетотопия).

В теле человека различают следующие части: голову, шею, туповище, верхние и нижние конечности. Голова подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой. Каждая верхняя конечность состоит из плечевого пояса (лопатки, ключицы) и свободной верхней конечности (руки), включаюцей плечо, предплечье и кисть. В нижней конечности выделяют тазовый пояс (две тазовые кости, крестец с копчиком) и свободную нижнюю конечность (ногу), включающую бедро, голень и стопу. Туловище делят на грудь и живот. Задняя поверхность туловища называется спиной. Внутри туловища имеются две разделенные диафрагмой полости тела: грудная и брюшная, или полость живота. Нижний отдел брюшной полости выделяют как полость таза.

Нормальная анатомия рассматривает расположение частей тела и органов человека в позиции, когда он стоит, ноги вместе, руки опущены, ладони обращены вперед, большие пальцы кистей - кнаружи. Части тела принято подразделять на области.

 Для определения границ некоторых органов (сердца, легких, плевры) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии через различные ориентиры. К таким линиям относятся: передняя и задняя срединные линии, проходящие по передней и задней поверхности тела на границе между правой и левой его половинами; правая и левая грудинные линии, идущие по краям грудины; среднеключичные линии, проходящие черезсередины ключиц (нередко совпадают с положением сосков молочных желез, в связи с чем их называют также сосковыми линиями); передние, задние, средние подмышечные линии, идущие через соответствующие края и середину подмышечных ямок; лопаточные линии, проведенные через нижние углы лопаток; околопозвоночные линии - вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки грудных позвонков).

Тело человека, как и других позвоночных, построено по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии и делится на две половины – правую и левую. При описании частей тела и положения отдельных органов используют 3 взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную, фронтальную и горизонтальную. Сагиттальная плоскость проходит впереднезаднем направлении (лат. sagittas - стрела) и делит тело на правую и левую части. Сагиттальная плоскость, проходящая через середину тела, называется срединной, или медианной. Фронтальная плоскость (лат.frons - лоб) проводится параллельно плоскости лба перпендикулярно сагиттальной плоскости и делит тело человека на переднюю (брюшную, вентральную) и заднюю (спинную, дорсальную) части. Горизонтальная плоскость идет перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы от верхних. Эти три плоскости могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным.

Соответственно плоскостям выделяют направления, или оси: вертикальную, фронтальную и сагиттальную, которыми пользуются для характеристики движений в суставах или ориентации органов. Вертикальная (продольная) ось направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются: позвоночный столб, спинной мозг, аорта, пищевод, трахея и т.д. Фронтальная (поперечная) ось совпадает с фронтальной плоскостью, ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для обозначения областей тела, органов, их частей и различных понятий в анатомии принята латинская терминология, которой пользуются во всех странах. Совокупность всех анатомических терминов (около 6000) составляет анатомическую номенклатуру (Nomina Anatomica).

Основными терминами, характеризующими расположение и направление органов, их частей и частей тела, являются следующие:

 superior - верхний и inferior - нижний; proximalis - проксимальный (находящийся ближе к туловищу) и distalis - дистальный (удаленный от туловища); anterior - передний и posterior - задний; ventralis - вентральный (находящийся ближе к передней поверхности тела; лат. venter - живот) и dorsalis - дорсальный (расположенный ближе к задней поверхности тела; лат. dorsum - спина); dexter - правый и sinister - левый; medialis, медиальный (расположенный ближе к срединной плоскости) и lateralis - латеральный (расположенный дальше от срединной плоскости); internus - внутренний и externus - наружный, superficialis - поверхностный и tdus - глубокий.

Анатомическая номенклатура содержит также много общих терминов для обозначения сходных частей разных органов. К таким терминам относятся: caput - головка, corpus - тело, cauda - хвост, epiphysis - эпифиз (утолщенный конец трубчатой кости), diaphysis - диафиз (средняя часть - тело турбчатой кости), metaphysis - метафиз (участок трубчатой кости, где диафиз переходит в эпифиз), collum - шейка, processus – отросток, tuberculum - бугорок, crista - гребень, margo - край, fissura – щель, incisura - вырезка, foramen - отверстие, fossa (fovea) – ямка.

 

ЛЕКЦИЯ №2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.142.145 (0.029 с.)