Подведение итога. Рефлексия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итога. Рефлексия.



- С какими звуками мы сегодня познакомились и играли? Какой зверёк прибегал к нам в гости? (зайчик).


 

Звуковая культура речи «Работа со звуками [Ж]-[Ш]»

Программное содержание:

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки жш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками жш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Материалы:

Предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки, игрушка ослик).

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай ещё одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

- Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

- Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

- Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

- А сейчас давайте немножко разомнём наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка».

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребёнок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

(Пальчики поочерёдно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Подготовка артикуляционного аппарата «Покажите».

- Покажите, как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

- Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

Упражнение «Чьи зубы чище?»

- Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Упражнение «Лошадка»

- Откройте рот и пощёлкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: А теперь давайте пройдём на стульчики.

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание ещё раз.

- У вас на столах лежат кружочки, какого они цвета? (жёлтого, зелёного).

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают (кружочки жёлтого и зелёного цвета, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с лёгким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «ж», «ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

  1. Аш-аш-аш, есть у Маши карандаш. — медленно
  2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. — быстрее
  3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. — быстро
  4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. — тихо
  5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. — медленно
  6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. — тихо

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Четвёртый лишний».

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1) Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь.
Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ ш ] находится в начале, середине или конце слова?

2) Картинки: жёлуди, шляпа, ландыши, шиповник.
Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3) Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.
Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ ж ] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел (стоя, руки в стороны)

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» (вниз жужжат)

Вот направо полетел, (поворот туловища вправо)

Вот налево полетел, (поворот туловища влево)

Жук на нос хочет сесть, (показывать)

Не дадим ему присесть, (отмахнуть ладошкой)

Жук наш приземлился, (сели-встали)

Зажужжал и закружился

«Ж-ж-ж».

Жук наверх полетел (руки вверх)

И на потолок присел.

На носочки мы привстали, (на носочках)

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Чтобы улететь он смог.

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».)

Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принёс,

Коза подарила овёс.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули ослёнка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Воспитатель просит детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули ослёнка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком [ш].

Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком [ш] (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся цилиндру и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком [ж]. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика рождение, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов: Вот такой ширины, вот такой ужины – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребёнком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребёнок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Упражнения на развитие тонкой моторики.

У меня в руках трафареты желудей и шапок. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками [Ш] и [Ж].

Молодцы!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.016 с.)