Конспект беседы для детей старшей группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект беседы для детей старшей группы



Конспект беседы для детей старшей группы

Тема: «Собака в жизни человека»

Программное содержание:

Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.

Материал:

Панно. Картины (открытки) с изображением собак разных пород (охотничьи, сторожевые, пожарные, собаки – поводыри и т.п.).

Ход

Воспитатель выставляет панно с открытками. Дети обращают на него внимание, заинтересованно рассматривают, переговариваются, садятся на заранее приготовленные места (вокруг большого стола.)

Воспитатель:

- Посмотрите на этих животных, какие они разные: большие и … (маленькие), гладкошёрстные и… (пушистые, лохматые), чёрные и … (белые, рыжие, серые).  И всё это (собаки). Собаку называют другом человека. Почему? (высказывания детей).

- У кого есть дома собака? Что она умеет делать? (высказывания детей). Что ещё умеют делать собаки? Как они помогают человеку? (высказывания детей).

- Собаку, которая сторожит дом, называют… (сторожевой). Охотнику помогает собака… (охотничья). Пасёт овец собака… (пастух). Спасает человека, заблудившегося в горах, собака… (спасатель). Собака, которая ведёт слепого человека, это (поводырь), которая ищет по следу… (ищейка). Охраняет границу собака… (пограничник), спасает раненых собака… (санитар), вытаскивает угоревших во время пожара людей… (пожарная собака). Воспитатель интонацией побуждает детей включиться в разговор, закончить фразу. Если есть соответствующая картинка, показывает её детям.

- Знаете, ребята, первым животным, которого послали в космос, была тоже собака. А на севере собак впрягают в упряжку, и они перевозят на санях человека и грузы. Каких собак вы встречали или видели в кино, по телевизору? (высказывания детей).

- Собака помогает человеку, а человек ухаживает за собакой. Как он о ней заботится? (Кормит, купает, вычёсывает, выгуливает, лечит).

Собака сильное, выносливое животное. Какими ещё словами можно охарактеризовать собаку, какая она? (Смелая, благородная, чуткая, быстрая, осторожная, умная, сообразительная, умелая).

Что делает собака, когда она радуется? (Визжит. Виляет хвостом, старается лизнуть в нос). А когда сердится? (Рычит, скалит зубы, принимает угрожающую позу).

- Собака может быть опасной, может укусить, если вести себя неправильно. Что надо делать, чтобы собака не укусила (Не трогать чужих собак; не подходить к собаке, когда она ест, не дразнить; не убегать, когда собака лает или рычит, стоять спокойно и ждать, когда хозяин уведёт собаку). Почему нельзя убегать от собаки, если она агрессивна? (Рассуждения детей).

- Подойдите к панно и рассмотрите, собаки каких профессий изображены на картинках.


Конспект занятия по обучению монологической речи

В старшей группе

Мнемотаблицы

Задачи:

1. Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

2. Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.

3. Закреплять умение составлять предложения с определённым словом.

4. Закрепить произнесение звука [ с ] в словах, предложениях.

5. Продолжать учить определять позицию звука [ с ] в словах.

Оборудование:

сюжетная картина «Стрекоза Соня» из пособия Л. А. Боровских, мнемотаблицы для составления предложений по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель:

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу!

Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Каждое время года прекрасно по-своему. Давайте расскажем о каждом из них. Предлагаю поиграть, я начинаю предложение, вы его продолжаете.

Если солнце жарко греет,

Если лёгкий ветер веет,

Стало сухо и тепло —

Это (лето) к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора —

Это (осень) к нам пришла.

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома —

Это к нам пришла (зима).

Если тает снег и лёд,

Звонкий ручеёк течёт,

Распускается листва —

Это к нам пришла (весна).

Дети: Весна.

Воспитатель:

Вот и наступила долгожданная весна. Вся природа начинает просыпаться и к нам кто-то спешит. Хотите узнать кто это? Отгадайте загадку:

Шелестящий вертолет,

Вдруг, отправился в полёт.

Он над лугом полетал,

На цветочках отдыхал.

(Стрекоза)

Дети: Стрекоза.

Воспитатель (Работа с картиной): Жила-была стрекоза. Она жила около озера под листочком лопуха. Но однажды Стрекоза отправилась на прогулку. Она была очень внимательная, любознательная, трудолюбивая. Что же увидела она по дороге?

Ребята внимательно рассмотрите картину и назовите все слова со звуком [ с ], определите, где спрятался этот звук в словах вначале или в конце.

(Дети называют слова и определяют место звука в словах).

Воспитатель: Посмотрите на свои схемы и составьте предложение о стрекозе (о лисе, о сове, о слоне). (Работа с мнемотаблицами)

Дети:

1. Стрекоза летала по лесу.

2. Стрекоза села на подсолнух.

3. Лиса поранила лапу.

4. Сова лечит зверей.

Воспитатель: Молодцы. Я предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка: «Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась, (протирают глазки и потягиваются)

Потянулась, улыбнулась. (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед и вверх)

Раз – росой она умылась, (дети умываются)

Два – изящно покружилась, (кружатся на месте)

Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)

На четыре – полетела. (дети машут руками как крыльями)

У реки остановилась, (присели)

Над водою закружилась. (пробежка на месте)

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ и приготовьтесь ответить на вопросы.

Стрекоза Соня с сумкой летала по лесу. Она увидела подсолнух, села на него и стала собирать семечки в сумку. Затем Соня полетела к сове. Мудрая сова жила в дупле большой сосны. К сове ходили лечиться все лесные звери, поэтому её дом-дупло так и назывался – «Скорая помощь». Стрекоза Соня отнесла сумку с семечками к старой сове. Из семечек, которые принесла стрекоза Соня, сова смогла приготовить лекарство для слона и лисы. Так стрекоза Соня помогла вылечиться лесным жителям.

Беседа по тексту:

- С чем летала стрекоза Соня по лесу?

- Что она увидела?

- Что она стала делать?

- Куда отнесла стрекоза сумку с семечками?

- Где жила сова?

- Кто ходил лечиться к сове?

- Как назывался её дом-дупло?

- Зачем Соня отнесла суку с семечками к старой сове?

- Что приготовила из семечек сова?

- Для кого сова приготовила лекарство?

- Кому помогла вылечиться стрекоза Соня?

Воспитатель: Попробуете пересказать этот рассказ с помощью схемы.

(Выслушиваются пересказы 2-3 детей.)

Итог

Воспитатель: Какой рассказ пересказывали? (Отметить наиболее активных детей.)


Ход занятия

- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам об одном своём верном друге. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

Кто это?

- Конечно, вы все догадались, что это собака. У меня в деревне живёт очень добрый и верный пёс. Зовут его Рекс. Вот его фотография. Когда я приезжаю в деревню, он всегда радуется мне. Рекс охраняет наш дом, это сторожевая собака. А как выдумаете, почему я назвала его сторожевым. (Ответы детей) Верно, потому, что он сторожит дом. Рекс очень хороший сторож. А ещё он очень умный пёс. Такой же умный как герой рассказа Дмитрия Константиновича Ушинского «Бишка».

- Бишка это собака. Хотите узнать о ней? (ответы детей)

- Тогда слушайте внимательно. Вам обязательно понравится этот рассказ, и вы сами сможете его рассказать.

Чтение рассказа

Вопросы по содержанию произведения:

- Ребята, что попросили сделать Бишку?

- Как ответила Бишка, когда её попросили прочитать книжку?

- Все слова были вам понятны в этом рассказе?

- Какое интересное слово вы заметили?

(воспитатель объясняет детям слово «поноска»)

- Ребята, а сейчас я попрошу вас пересказать этот рассказ про Бишку, но сначала ещё раз прочитаю его с помощью картинок – подсказок. Они помогут мне и вам более точно и правильно пересказать рассказ.

Воспитатель читает рассказ с опорой на мнемотаблицу.

- А теперь, кто из вас хочет рассказать рассказ про Бишку?

Слушая рассказы детей, воспитатель отмечает с чем они справились, а что вызвало у них затруднение. Можно предложить детям такое упражнение: «Послушай, какими словами Бишка закончила свой ответ, и повтори за мной».

Если ребёнок затрудняется с пересказом, воспитатель обращает его внимание на схему.

- Посмотри, что ещё делает Бишка.

Воспитатель даёт оценку пересказу каждого ребёнка. Подчёркивает точность, последовательность пересказа.

Физкультминутка

Наша-то хозяюшка сметлива была

(идут по кругу)

Всем в избе работу к празднику дала:

Чашечку собачка моет язычком,

(ладони «чашечкой» и «лижут» язычком)

Хрюшка собирает крошки под окном.

(присели и ритмично покачивают головой)

Под столом котище лапою скребёт,

(стоя машут рукой к себе)

Половичку козочка веничком метёт.

(«метут» пол)

После многократного пересказа воспитатель предлагает детям творческую задачу.

- Ребята, представьте, что прочитать книгу попросили Коровушку. Подумайте и расскажите, как бы всё было дальше? А если бы попросили лошадку? и т. п.

Варианты рассказов детей.

- Замечательные истории вы придумали. Теперь вы сможете рассказать их своим мамам и папам. А может быть младшим братишкам или сестрёнкам.


 

Ход занятия

- Ребята, давайте я вас сейчас посчитаю:

Десять! — на велосипеде

По дорожке едет Федя!

Девять! — бойко скачет Маша.

Восемь! — c куклою Наташа.

Семь! — с коня слезает Витя.

Шесть! — бросает мячик Митя.

Пять! — ведёрком машет Оля.

А четыре! — в доме Коля.

Три! — на карусели Ксюша.

Два! —с горы летит Ванюша.

Раз! —ьвнизу хохочет Петя.

Нет дружней ребят на свете!

- Скажите, что было особенного, в моём счёте? (Обратный счёт).

- Правильно, давайте и мы с вами, сейчас полетим в обратное время по временам года. (Да). Сколько времён года вы знаете?

- Скажите, какое время года сейчас на улице? (Весна).

- Ну, а если мы назад считаем, то мы сейчас с вами очутимся, в каком времени года? (Зима)

На стенде появляется зимний пейзаж.

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –

Снег стелила розовый.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

А. Прокофьев

- Расскажите-ка ребята, а зима она какая? (Холодная, снежная, ледяная)

- Что происходит зимой с природой? А какие изменения происходят в жизни птиц? Животных?

- Давайте расскажем о зиме, а поможет нам мнемотаблица «Зима».

Рассказы 1-2 детей.

- Из зимы мы отправляемся назад в какое время года? (Осень).

На стенде появляется осенний пейзаж.

- Ребята, назовите мне осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Сентябрь, в народе называют хмурень, кто мне скажет, почему? Как можно по-другому придумать название месяцу сентябрю? Ответы детей.

- Расскажите, что происходит с природой осенью. Осень какая? (дождливая, золотая, разноцветная).

- Какие изменения происходят с животными, насекомыми, с людьми. Рассказ по мнемотаблице «Осень» 1-2 детей.

- Наше путешествие продолжается, и мы с вами очутились в каком времени года, после осени? (Лето).

- Вспомните лето! Какое бывает лето? (Солнечное, жаркое, весёлое, радостное).

На стенде появляется летний пейзаж.

- Что изображено на картине? Расскажите о лете. Назовите летние месяцы (Июнь, июль, август).

- Какая природа летом? Какое солнце? Вы любите лето? Составьте рассказ о лете.

Заслушиваются 1-2 рассказа по мнемотаблице «Лето».

Физминутка «Птицы»

Мы распахнём пошире дверь

И выпустим на волю голубей.

И, крыльями взмахнув легко,

Они взлетают высоко.

Вернувшись из полёта,

Воркуют друзья:

Жить без свободы птицам нельзя!

Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны, ладонями вверх. Махи руками – имитация полёта голубей. Выполняют «птичку»: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

- Весёлое лето закончилось, теперь отправляемся обратно, во время, которое было раньше лета. Какое? (Весна).

На стенде появляется весенний пейзаж.

Весело аукает из лесу весна,

Ей медведь откликнулся, проурчал со сна.

Поскакали зайки, подлетел к ней грач,

Покатился ёжик вслед, как колючий мяч.

Всполошилась белочка, глянув из дупла,—

Дождалась пушистая света и тепла.

Гордо приосанился посветлевший бор,

На ветвях коричневых грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно весь прозрачный лес,

И мороз за ёлками, заворчав, исчез.

Л. Аграчев.

- Сейчас на улице весна, кто мне расскажет весна какая? (Тёплая, долгожданная, журчащая).

- Что происходит весной с природой? В стихотворении кто встречает весну?

- Почему всполошилась белочка?

- Что значит «улыбнулся радостно весь прозрачный лес»?

Воспитатель предлагает детям рассказать о весне 1-2 рассказа.

- Наше путешествие закончилось, мы с вами пролетели весь год. Какое время года вам понравилось больше всего? Почему? Ответы детей.

- Давайте мы сейчас организуем выставку рисунков о временах года.

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецова)


Ход занятия.

Воспитатель читает знакомое детям стихотворение А. Барто «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Слышится цокот копыт. Появляется игрушечная лошадка. Она хочет ещё раз послушать про себя стихотворение. Воспитатель просит прочесть стихотворение двух-трех детей, следит за выразительностью интонации, чёткое произношение окончаний слов. При необходимости ребёнок читает стихотворение повторно.

«И-и-и» - кричит лошадка.

Воспитатель:

- Это она благодарит вас за прочитанное стихотворение. «И-и-и» — это песенка лошадей. Давайте негромко споём вместе с ней эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)

Лошадку-малыша зовут Жеребёнок. (Дети повторяют это слово)

«И-и-и-и-и-и-и» - кричит жеребёнок.

- Когда жеребёнок зовёт свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая «И-и-и-и-и-и-и»

(длительное произношению гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).

- Давайте, ребята, поможем жеребёнку отыскать свою маму. Все вместе споём песню потерявшегося жеребёнка, чтобы мама её услышала. (Пение повторяется 2 раза).

- Очень тихо пропела Маша, но она хочет помочь жеребёнку и пропоёт ещё раз. (Индивидуальная работа)

Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)

- Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребёнком.

Маленький колокольчик протяжно поёт «Лиии-лиии-лиии».

- Как он поёт? (Дети поют).

- Большой выговаривает «Дииинь-дииинь».

- Как поёт большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).

- Лошадки убегают домой, а нам ещё слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют).

Воспитатель обращает внимание детей на картину «Воробей на чёрном фоне»

- Видите, как темно на картине. Это крокодил проглотил солнце.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей.

Нам без солнышка обидно —

В поле зернышка не видно».

(К. Чуковский «Краденое солнце»)

(Воспитатель повторяет, протяжно произнося ударный звук [и], дети повторяют с ним)

Нам без солнышка обидно —

В поле зёрнышка не видно.

Воспитатель меняет картинку.

- Выглянуло солнышко, зачирикал воробей «Чииив-чииив-чииив» и другие воробьи подхватили песенку. Сначала один зачирикал (Как он зачирикал, Лера?) потом второй, третий (Дети чирикают).

Появляется кошка (игрушка).

- Нашу весёлую песенку услышала кошка. Давайте её позовём «Киса, киса, иди к нам». Не идёт.

Пусть Алиса позовёт (Пусть Вика позовёт) (Дети протяжно произносят)

Итог:

- Звук [и] слышится в разных словах: киса, Вика, Алиса, обидно, не видно (воспитатель произносит звук [и] с повышенной силой и громкостью, поощряя попытки детей повторять слова)

- Иди, киса, поиграй с нами.

Пальчиковая гимнастика (способствует речевому развитию)

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать коготки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка постукивает коготками; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак и ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает —

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе, локти разведены в разные стороны; кошка — правая рука крадётся: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка — левая рука бегает: пальцы быстро движутся назад.)

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.


 

Организационный момент

- Какое время года наступило? Весна.

С каждым днём становится теплее, просыпаются зимующие животные, возвращаются перелётные птицы из тёплых краёв, а ещё просыпаются насекомые (гусеницы, жуки, пауки).

Одно из них к нам залетело.

Воспитатель читает загадку про комара (показ картинки или игрушки)

Нос долог, голос тонок.

Летит пищит, а сядет молчит.

- Какой звук произносит комар, когда летит? (з-з-з-з) Дети повторяют за воспитателем.

Сегодня у нас в гостях новые звуки [З] и [З’]. Давайте с ними поиграем.

Произносим звук то громко, то тихо; пропоём звуки, протянем. Язычок в это время у нас где?

Спрятался за зубками.

Отгадывание загадок

- А теперь давайте отгадаем, в каких словах прячутся новые звуки. На каждую отгадку воспитатель показывает карточку.

• - Ребята собирали в лесу грибы и клали их… Во что? (в корзину)

• - Пошла Зина на улицу гулять, а на улице дождик пошёл. Чтобы не промокнуть, Зина открыла …Что? (зонт)

• -Купили Зоя с папой цветы для мамы, принесли их домой и поставили…Во что? (в вазу)

• - На улице выпал снег, мороз заморозил речку, дети играют в снежки … Когда это бывает? (зимой)

• -Он боится всех в лесу, особенно рыжую лису. Летом серый, а зимой белый. Кто это? (заяц)

(Воспитатель вместе с детьми громко и чётко произносят слова, выделяя новые звуки).

Вот он, ребята, к нам прискакал.

Появляется игрушка «зайчик».

- Здравствуйте, ребята, я прискакал, чтобы с вами поиграть.

3. Физминутка «Зайка» под музыкальную-композицию Е. Железновой

Дети вместе с воспитателем выполняют движения под музыку и поют песенку про зайчика.

4. Дидактическая игра «Отгадай, где спрятался звук».

- Теперь мы будем с вами играть по командам. Команд 4, каждая сидит за своим столом. Каждой команде воспитатель даёт 3 карточки. На карточках нарисованы разные предметы, в названии одного из трёх предметов есть новый звук.

Команда №1: грузовик, стол, мяч.

Команда №2: корова, коза, петух.

Команда №3: волк, лиса, звезда.

Команда №4: зебра, баран, груши.

Каждая команда по очереди выходит со своими карточками. Показывая карточку, ребята называют, что это нарисовано. Затем говорят, в названии какого предмета, спрятался новый звук [З] и [З’].

5. Работа в тетрадях «Обучение грамоте»

- Открываем новую страничку, которая посвящена нашим новым звукам.

Задание.

На странице нарисованы разные предметы на звук [З] и [З’]. Нужно найти такой предмет и соединить с кружком внизу страницы, а кружок раскрасить цветным карандашом, цвет которого тоже начинается на новый звук (зелёный). Какой предмет оказался лишним? Обведите его в кружок.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай ещё одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

- Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

- Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

- Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

- А сейчас давайте немножко разомнём наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка».

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребёнок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

(Пальчики поочерёдно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Подготовка артикуляционного аппарата «Покажите».

- Покажите, как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

- Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

Упражнение «Чьи зубы чище?»

- Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Упражнение «Лошадка»

- Откройте рот и пощёлкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: А теперь давайте пройдём на стульчики.

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание ещё раз.

- У вас на столах лежат кружочки, какого они цвета? (жёлтого, зелёного).

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают (кружочки жёлтого и зелёного цвета, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с лёгким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «ж», «ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

  1. Аш-аш-аш, есть у Маши карандаш. — медленно
  2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. — быстрее
  3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. — быстро
  4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. — тихо
  5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. — медленно
  6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. — тихо

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Четвёртый лишний».

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1) Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь.
Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ ш ] находится в начале, середине или конце слова?

2) Картинки: жёлуди, шляпа, ландыши, шиповник.
Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3) Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.
Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ ж ] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел (стоя, руки в стороны)

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» (вниз жужжат)

Вот направо полетел, (поворот туловища вправо)

Вот налево полетел, (поворот туловища влево)

Жук на нос хочет сесть, (показывать)

Не дадим ему присесть, (отмахнуть ладошкой)

Жук наш приземлился, (сели-встали)

Зажужжал и закружился

«Ж-ж-ж».

Жук наверх полетел (руки вверх)

И на потолок присел.

На носочки мы привстали, (на носочках)

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Чтобы улететь он смог.

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».)

Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принёс,

Коза подарила овёс.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули ослёнка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Воспитатель просит детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули ослёнка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком [ш].

Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком [ш] (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся цилиндру и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком [ж]. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика рождение, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов: Вот такой ширины, вот такой ужины – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребёнком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребёнок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Упражнения на развитие тонкой моторики.

У меня в руках трафареты желудей и шапок. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками [Ш] и [Ж].

Молодцы!

Ход

1. Организационный момент

2. Логопедическая гимнастика

3. Отгадывание загадок-обманок

4. Игровые упражнения

5. Физкультминутка

6. Игровые упражнения

7. Заключительная часть

Организационный момент.

Воспитатель: У нас в гостях бабушка-Веселушка. (одев куклу бабушки-Веселушки на руку)

Здравствуйте, мои дорогие ребятишки. Меня зовут бабушка-Веселушка. Я живу у леса, но сегодня у меня беда: убежал мой лучший друг. Угадайте кто это?

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он невелик,

Но везёт, как грузовик!

(Осёл)

Воспитатель: Как выглядит осёл? Какого цвета ослик? Чем питаются ослики? Как называется детёныш осла? Чем отличается осёл от лошади? Какую пользу приносят ослики людям?

Воспитатель с куклой (бабушка-Веселушка): Мой ослик шалун, убежал сегодня в детский сад, сказал, что хочет играть с детишками. В лесу ему скучно. Ребята, вы его не видели?

Воспитатель: Наш друг – ослик. На какой звук начинается его имя. Правильно, его имя начинается на звук [О]. Давайте проговорим все вместе чистоговорку:

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осёл.

 

Логопедическая гимнастика

Воспитатель: Ребята, а что кушает наш ослик? А что любит пить? Давайте мы все превратимся в маленьких осликов (показываем упражнения, затем повторяем вместе с детьми).

§ «Животные жуют сено». Выполнять круговое движение нижней челюстью при закрытом рте (рисовать подбородком букву «О»).

Цель: упражнение стимулирует движение нижней челюсти.

§ «Животные пьют воду». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык до середины нёба. Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижными.

Цель: упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной уздечки.

Отгадывание загадок - обманок

А сейчас будет несколько загадок-обманок от бабушки-Веселушки:

Мы запомнили легко:

Номер первый - буква… (не О, а А)

Круглой формы голова,

Той же формы буква… (не А, а О)

Видим мы в Москве метро,

А над входом букву… (не О, а М)

Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим на доску. Какие звуки здесь указаны. Правильно, звуки «О», «А». (на доске картинки с гласными звуками красного цвета О, А)

Игровые упражнения

Наш новый друг очень любит играть, давайте ребята научим его новым играм.

§ Игровое упражнение «Найди звук»

§ Игровое упражнение «На что похожа буква?»

§ Игровое упражнение «Кто внимательный?»

Физкультминутка

Какие все молодцы! А теперь узнаем про одного очень голодного ослика.

Мучается бедный ослик,

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти.

Ослик головою вертит.

Игровые упражнения

А сейчас наши пальчики немного порисуют. Надеюсь, ослик будет помогать ребятами.

  • Игровое упражнение «Обведи букву»
  • Игровое упражнение «Закрась букву»
  • Вставь букву «О» или «А» в слова

СЛ…Н …РБУЗ СТ…Л …НЯ

Л…ТО …ЛЕША Л…ЖКИ П…Л

Заключительная часть

Воспитатель: Наши гости собрались идти домой. Но они обязательно ещё вернутся.

Вы все ребята молодцы. Мне очень понравилось, как мы сегодня занималась, как мы с вами играли. Давай вспомним, что мы сегодня делали? С кем сегодня познакомились? Какие звуки сегодня повторили?

Какое задание для тебя было самым трудным? А для тебя? Что тебе понравилось?

Наши новые знакомые — ослик и бабушка-Веселушка прислали нам пирожки на чаепитие в группе. Давайте попьём чай все вместе.


 

 

Конспект беседы для детей старшей группы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.269 с.)