Тема: отдаленные последствия действия ионизирующей радиации на организм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: отдаленные последствия действия ионизирующей радиации на организм



Цель:

1. Рассмотреть механизмы отдаленных последствий облучения организма.

2. Разобрать причины отдаленных нестохастических последствий облучения организма.

3. Выяснить механизмы стохастических эффектов облучения организма.

 

І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Классификация отдаленных последствий действия ионизирующего излучения на организм.

2. Соматические отдаленные радиационные эффекты.

3. Детерминированные (нестохастические) последствия облучения организма.

4. Стохастические эффекты: радиационно-индуцированный канцерогенез.

5. Стохастические эффекты: радиационно-индуцированные наследственные заболевания.

6. Оценка риска возникновения стохастических радиационно-индуцированных эффектов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что Вам известно об основных отдалённых последствиях облучения организма?

2. Чем характеризуются отдалённые соматические радиационные последствия?

3. Что относят к детерминированным (нестохастическим) эффектам облучения?

4. Какие клеточные механизмы лучевого поражения могут лежать в основе отдаленных неопухолевых эффектов облучения?

5. В чем особенности гипо- и апластических состояний, возникающих после облучения в быстрообновляющихся тканях?

6. Чем характеризуются процессы склероза и фиброза, развивающиеся в органах и тканях в отдаленные сроки после облучения?

7. Каковы особенности  дисгормональных состояний, возникающих в организме в отдаленные сроки после облучения?

8. Чем характеризуется дозовый диапазон и механизмы развития радиационной катаракты?

9. Что Вам известно о сокращении продолжительности жизни после облучения. Какие механизмы лежат в основе сокращения продолжительности жизни после облучения?

10.  Что такое «гормезис»? При каких значениях доз облучения возникает данный эффект?

11.  Каковы  гипотезы, характеризующие феномен «гормезиса»?

12.  Правомерно ли понятие «радиационное старение»?

13.  Что объединяет процессы «радиационного старения» и естественного старения организма?

14.  Что относят к стохастическим эффектам облучения?

15.  Какие клеточные механизмы лучевого поражения могут лежать в основе отдаленных опухолевых эффектов облучения?

16.  Какие эпидемиологические данные характеризуют риск развития опухолей и лейкозов у облученных людей?

17.  Существуют ли общие закономерности в индукции радиационного канцерогенеза?

18.  Что Вам известно о роли общего и местного, острого и хронического облучения организма в развитии лейкозов и опухолей?

19.  Существует ли пороговая доза для возникновения лейкоза и других форм опухолей при различных видах облучения организма?

20.  Могут ли медицинские диагностические и терапевтические лучевые воздействия вызвать развитие новообразований в отдаленные сроки?

21. Какова роль инкорпорированного облучения в индукции канцерогенеза? Какое значение имеет вид и локализация радионуклида в организме?

22.  От чего зависит бластомогенный эффект ионизирующего излучения?

23.  Каков механизм радиационно-индуцированного канцерогенеза?

24.  Какие органы и ткани наиболее чувствительны к индукции злокачественных опухолей ионизирующей радиацией?

25.  Что Вам известно о радиационных лейкозах?

26.  Что Вы знаете о возникновении радиогенного рака щитовидной железы?

27.  Чему равен латентный период развития радиационных лейкозов, солидных опухолей?

28.  Какова зависимость между дозой облучения и частотой развития рака? Какие математические модели характеризуют эту зависимость?

29.  Что понимают под индукцией генетической нестабильности? Механизмы индукции и поддержания генетической нестабильности.

30.  Почему при изучении отдаленных наследственных эффектов облучения человека говорят лишь о предрасположенности? В чем трудности оценки данных последствий?

31.  Каков  риск проявления радиационно-индуцированного канцерогенеза?

32.  Что Вам известно о генетических отдаленных последствиях? Как классифицируют наследственные заболевания?

33. Как оценить риск возникновения радиационно-индуцированных наследственных заболеваний?

ІІ. Работа на занятии

План занятия:

1. Вводное слово преподавателя о порядке проведения занятия – 5 мин.

2. Заслушивание реферативных сообщений – 30 мин.

3. Разбор теоретического материала с контролем знаний студентов и решением ситуационных задач – 100 мин.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Больной П. 24 г., техник по профессии, нарушив технику безопасности, регулировал диафрагму рентгеновской установки на близком расстоянии под непрерывным облучением 20 мин (экспозиционная доза у поверхности лица 10 Гр). После облучения:

- через 30 минут – жжение в правом глазу, гиперемия кожи лица;

- через 30 часов – сильная головная боль, боль в правом глазу, головокружение, рвота;

- через 15 дней – отек и инфекционное поражение кожи лица, век, слизистых, пузыри на коже, эпиляция;

- через 6 месяцев – сильные боли в правом глазу, язва роговицы, глаукома;

- через 7 месяцев – правый глаз удален;

- через 2 года – нарастание патологических изменений со стороны центральной нервной системы (снижение интеллекта, депрессия), катаракта левого глаза, стойкая эпиляция бровей и ресниц.

Какие признаки, описанные в истории болезни, относятся к отдаленным последствиям облучения?

  Задача 2. Больная К., 33 г., техник лаборатории. Во время несчастного случая в течение 1 сек  облучалась из смешанного γ-, нейтронного источника. Дозы на левую половину тела – 10 Зв, на правую – 2,83 Зв.

После облучения:

- через 2 часа – общая слабость, тошнота, рвота;

- через 24 часа и в течение 25 дней – повышение температуры, поражение кожи, лейкопения, тромбоцитопения, снижение веса;

- через 27 дней – быстрое восстановление количества лейкоцитов и тромбоцитов в крови;

- через 114 дней – пигментация кожи, глубокая атрофия подкожно-жировой клетчатки и мышц на стороне облучения;

- через 180 дней – изменение в левом хрусталике;

- через 2,5 года – глаукома, катаракта левого глаза;

- через 5,5 лет – в костном мозге обнаруживаются очаги гиперплазии кроветворения, большое количество клеток с хромосомными нарушениями;

- через 10 лет – катаракта правого глаза, остеопороз левой руки и таза слева, отсутствие роста волос со стороны облученной части головы.

Какие изменения, описанные в истории болезни, относятся к отдаленным последствиям облучения? Как сказывается неравномерный характер облучения на выраженности отдаленных последствий и времени их появления? С какой целью проведен генетический анализ клеток костного мозга? Какие изменения в кроветворной ткани могут наблюдаться у больной К. в отдаленные сроки?

Задача 3. Больная П., на протяжении 7 лет получала повторные курсы рентгенотерапии по поводу рака с метастазами. Последние два года со стороны крови отмечалась лейкопения (2-3 Г/л). В дальнейшем проводилось лечение по поводу гипопластического состояния кроветворения. Больная поправилась. Через 6 недель поступила вновь в клинику с картиной геморрагического диатеза. При обследовании в крови обнаружились бластные клетки, исследования костного мозга подтвердили диагноз острого лейкоза.

Можно ли отнести возникшее заболевание к отдаленным последствиям облучения? Что можно сказать о причинах и механизме предлейкозного состояния?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Бутомо Н.В., Гребенюк А.Н., Легеза В.И., Малаховский В.Н., Ушаков И.Б. Основы медицинской радиобиологии / Под ред. И.Б. Ушакова. – СПб: ООО Издательство Фолиант, 2004.

2. Радиация и патология. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цыба. – М.: Высшая школа, 2005.

3.   Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. Радиобиология человека и животных. Учебное пособие / Под ред. С.П. Ярмоненко. – М.: Высшая школа, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

4. Гольдберг Е.Д. Радиационные лейкозы. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1969.

5. Матюхин В.А., Разумов А.Н. Экологическая физиология и радиационный фактор. – М.: Медицина, 2003

6. Эйдус Л.Х. – Мембранные механизмы биологического действия малых доз. М.: Из-во ИТЭБ РАН, 2001

7. Яблоков А.В. Миф о безопасности малых доз радиации. – М.: Центр экологической политики России, 2002.

 

Занятие 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.009 с.)