Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы этно - и культурогенеза балтийских славян в догосударственный период их историиэкономический славянский политический княжество Для обозначения славянских племён, проживавших в эпоху раннего средневековья в Южно-Балтийском регионе, в исторической науке приняты несколько наименований. В зависимости от областей расселения, этих славян именуют полабскими или прибалтийскими, поморскими, либо южнобалтийскими. Для обозначения обитавших в Южной Балтике славян в широком смысле, используется термин «балтийские славяне», либо германоязычное наименование этих племён - венды. Со второй половины II тысячелетия до н.э. часть территорий Южно-Балтийского региона входила в область распространения лужицкой археологической культуры (XIII-VIII вв. до н.э.), памятники которой простираются от среднего течения Эльбы на западе до Нижнего Повисленья на востоке, а на севере достигают Одерского лимана. Эту культуру часть исследователей признаёт за прото -, или праславянскую, включавшую в себя какую-то часть иллирийских и кельтских племён и получившую у античных авторов наименование «венеды». Полиэтничная лужицкая культура, представленная многочисленными и многообразными вариантами, в конце своего существования стала основой для возникновения культур раннего железного века и формирования различных исторических народов Европы. Земледельческо-скотоводческие племена лужицкой культуры обитали в крупных родовых посёлках, разделяемых исследователями по размеру, характеру локализации и наличию укреплений на три типа. Наименьшими размерами отличались неукреплённые поселения в низинах и долинах рек, средними - укреплённые посёлки на вершинах конечных морен. Наиболее крупными являются исследованные археологами городища на вершинах гор, для укрепления которых использовались разного рода конструкции из камня, дерева и земли. Посёлки лужицкой культуры состояли из так называемых «столбовых домов», стены которых представляли собой вертикальные столбы, забранные досками или плетнём, обмазанным глиной. Единообразная планировка просторных жилых помещений свидетельствует о том, что каждое из них было рассчитано на отдельную большую семью. Главным видом деятельности племён лужицкой культуры было, по мнению специалистов, земледелие, так как в захоронениях «лужичан» присутствует большое количество бронзовых серпов, зернотёрок и остатков зёрен различных злаков. Могильники, расположенные поблизости от поселений, представляют собой обширные кладбища, лишённые курганных насыпей - по этой причине в науке существует другое название лужицкой культуры - культурно-историческая общность полей погребений (полей погребальных урн). Тысячи расположенных рядами могил, в которых отсутствуют признаки имущественной дифференциации, содержат трупосожжения с помещением праха покойного в урну, накрытую камнем или глиняным черепком, разнообразные украшения, предметы домашнего обихода и сосуды для еды и напитков. Нередко встречаются археологам и трупоположения, также обставленные сосудами. Обильно присутствующая в захоронениях керамика свидетельствует о значительном развитии у племён лужицкой культуры гончарного дела: лепная посуда разнообразных форм отличается тонкими стенками и блестящей, чёрной или коричневой, лощёной поверхностью, украшенной геометрическим раскрашенным орнаментом. Для погребальных церемоний древние гончары бассейна Нижней Вислы изготавливали своеобразные урны с изображением человеческой головы (лицевые урны). Много позднее, в VIII-XII вв. н.э., вендские ремесленники балтийского побережья также будут славиться своей керамикой. К концу VII в. до н.э. в низовьях Вислы на базе лужицкой сложилась так называемая «восточнопоморская» археологическая культура, которую часть исследователей связывает с племенами западных балтов. На западе Южно-Балтийского региона с ней соприкасались германские племена (ясторфская культура 600 - 300 гг. до н.э. на Эльбе и в Ютландии). Важным рубежом в этногенезе праславян в целом, был, по мнению историков, IV в. до н.э., когда на основе различных групп лужицкой культуры сложилась культура подклёшевых погребений (400 - 100 гг. до н.э.), характеризуемая бескурганными погребениями, трупосожжениями и неукреплёнными поселениями. На её базе, с конца II в. до н.э. по IV в. н.э., формируются пшеворская, в междуречье Одры и Вислы, и оксывская в Северо-Западном Поморье, археологические культуры, испытавшие на себе значительное кельтское влияние, прослеживающееся в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности и духовной жизни. Разделить эти культуры на географические области не представляется возможным, так как в их пределах чересполосно жили племена германцев, славян, кельтов и балтов, составлявшие, по мнению учёных, общую «венедскую» культуру. Первые упоминания античными авторами славян, обитавших в Южно-Балтийском регионе, относятся к началу I тысячелетия н.э. Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I в. н.э.) пишет, что северная Европа «населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами, скирами…». Несколько конкретнее местожительство венедов отмечено в сочинении греческого географа Птолемея (II в. н.э.): «Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды - по всему Венедскому заливу (Балтийскому морю)». Тацит, в «Германии» (I-II вв. н.э.), отводит венедам довольно большую территорию по среднему и нижнему течению Вислы, подчёркивая схожесть их образа жизни с германским, «потому что они сооружают себе дома, носят щиты, и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой». Сведения Плиния, по мнению специалистов, относятся к племенам пшеворской культуры, а Тацита - отчасти и к другим культурно-историческим общностям. На римской географической карте III в. н.э., известной в исторической литературе как «Певтингеровы таблицы», венеды-сарматы обозначены южнее Балтийского моря. Это согласуется с данными археологии, указывающими, что северо-западные славянские племена занимали в I-III вв. часть побережья Балтийского моря от о. Рюген до устьев Вислы. Юго-западная граница их расселения совпадала с долиной Эльбы (Лабы), а северо-западная терялась в прусских и мазовецких лесах. В указанный период венеды уже составляли союз родственных племён, оберегавших свои территории и конфликтовавших с проникавшими на восток германцами. О боевых столкновениях, а также о начале разложения у славян родоплеменных отношений, свидетельствует обилие оружия в их захоронениях и размещение богатых погребений отдельно от могил рядовых общинников. В конце II в. венедам пришлось столкнуться с проходившими через их земли племенами готов, дееписатель которых, Иордан, в своей «Гётике» (VI в.) отмечает, что «…к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов». Наступившее в конце IV в. резкое похолодание, вызвавшее трансгрессию Балтийского моря, разрастание на севере Европы болот и увеличение влажности почв, спровоцировало отток из Южно-Балтийского региона значительной части германских племён, вовлечённых в процесс Великого переселения народов. Поредевшее германское население было вытеснено на запад славянским колонизационным потоком, шедшим к побережью Балтики, где в VI-VIII вв. на базе пшеворской и оксывской культур формируется суковско-дзедзицкая, носители которой постепенно распространились в области, примыкающие к Балтийскому морю от Нижней Лабы до Вислы. Исследователи отмечают устойчивую самобытность этого раннесредневекового образования, выражавшуюся в характерной технике домостроительства, погребальной обрядности и формах лепной керамики. С этого времени, по мнению учёных, славянские племена Южно-Балтийского региона стали оказывать усиливающееся влияние на исторические процессы Центральной Европы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.221 (0.005 с.) |