Краткий курс лекции по истории России (4 блок) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий курс лекции по истории России (4 блок)



История

 

Для групп 0910.ЛОГ, 0911ЛОГ, 0909ЛОГ, 0905КМ, 0908БАН, 0906КМ

 

Преподаватель: Головятенко А.Ю.

Краткий курс лекции по Истории России (4 блок)

 

            ТЕМА 9. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1953 гг.). Внешняя политика

Состояние экономики СССР после войны

 

       Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Страна потеряла около 30% национального богатства. В конце мая 1945 г. Государственный Комитет обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству.

       Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) Главный упор делался на восстановление промышленности, прежде всего тяжелой. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-ми часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные.

       В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

       Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось количество трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. В 1946 г. засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Снова начался голод, который вызвал массовый отток сельского населения в города. На рубеже 40-х - 50-х гг. было проведено укрупнение мелких колхозов.

       Итоги четвертой пятилетки были следующими - быстрый рост (1947-1948 гг.) сменился замедлением, длившимся до 1954 г. Восстанавливались города и предприятия, снова развивались и росли стахановское движение и социалистическое соревнование. В 1948 г. довоенный уровень был достигнут и превзойден. В области сельского хозяйства довоенный уровень был достигнут не по всем показателям Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья.

       2. Восстановление и развитие промышленности и транспорта.

 

       В принятом 18 марта 1946 г. Законе о пятилетнем восстановлении и развитии народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. были определены основные задачи по развитию и укреплению экономического и оборонного могущества Советского государства, повышению материального благосостояния народа. Большое значение для подъема всего народного хозяйства СССР имело восстановление и развитие черной металлургии. Вернулись в строй такие гиганты металлургии, как «Запорожсталь», «Азовсталь», Макеевкий завод и др. Продолжалось развитие черной металлургии в восточных районах страны – на Урале, в Сибири. Довоенный уровень добычи нефти был превзойден в 1949 году. Главный упор в энергетическом строительстве делался на сооружение гидроэлектростанций. Были построены и полностью введены в действие Щербаковская, Фархадская, Храмская, Сухумская, Краснополянская, Рыбинская и другие электростанции. Широко развернулись работы по сооружению Горьковской гидроэлектростанции на Волге и Пермской на Каме.

 

Внешняя политика

 

       Летом 1947г., мир раскололся на два антагонистических блока. Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 года, отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту СССР. Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948 года из-за событий, связанных с блокадой Берлина.

       1949-1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной войны", ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года Североатлантического Договора, чей "открыто агрессивный характер" неустанно разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением Германии. В 1949 году было успешное испытание первой советской атомной бомбы и победа китайских коммунистов.

       В течение следующих нескольких лет отношения между Советским Союзом и западными странами достигли большой напряженности. 14 июня 1955 года, в ответ на действия Запада, Болгария, Венгрия, Чехословакия, СССР, Польша, Румыния, ГДР, Албания подписали Варшавский договор "с целью обеспечения безопасности стран участниц и поддержания мира в Европе".

       Серьезную опасность для мира представляла все расширяющаяся гонка вооружений. Как США, так и СССР из года в год увеличивали свои военные бюджеты, тысячи ученых и инженеров трудились над созданием самых совершенных видов оружия массового уничтожения.

       В СССР « холодная война» обернулась тотальной подозрительностью к иностранцам, ограничением культурных контактов с Западом. Начиная с 1958 года, проводились попытки положить начало сокращению вооружений, но они оказывались неудачными. Итак, к концу 50- х гг. мир стал более полярным, и никто не видел выхода из "холодной войны". Таким образом, в послевоенном мире противоречия социально-экономических систем социализма и капитализма обрели характер идеологического противоборства «западной демократии» и «восточного коммунизма», расколовшего мир на два враждующих лагеря, получивших, по их геополитической ориентации, название «Восток» и «Запад», с центрами в СССР и США.

Вопросы самоконтроля

       1. Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?

       2. Как различалась политика, проводимая в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции?

       3. В чем состояли причины «холодной войны»? Кто на ваш взгляд был ее виновником? Можно ли было избежать «холодной войны»?

       4. Была ли опасность перерастания «холодной войны» в новую мировую войну с применением ядерного оружия?

Рекомендованная литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

 

       ТЕМА 10. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

Политика десталинизации

 

       В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП (б), на котором она была переименована в КПСС. В январе 1953 г. здоровье Сталина ухудшилось. Он умер 5 марта 1953 г. Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев.

       Жуков и Хрущев подготовили акцию против Берии и в июле 1953 г. он был арестован. Суд приговорил Берию и его помощников к расстрелу. В сентябре 1953 г. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Начался процесс десталинизации. Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». Ленинградское дело было пересмотрено. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством Поспелова (к началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек). 14 февраля 1956 г. в Кремле открылся XX съезд КПСС. Особое значение имело разоблачение сталинской формулы "враги народа". Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и истинные масштабы репрессий названы не были. Таким образом, процесс, получивший название « Разоблачение культа личности Сталина », при всей его исторической значимости, протекал во второй половине 50-х г.г. прежде всего, как процесс ликвидации, да и то не полной, наиболее негативных сторон тоталитарного режима, не затрагивая его сути.

 

2.Преобразования в сфере экономики

 

       Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

       В 1954 г. началось освоение целины. В 1958 г., по инициативе Н.С.Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам (до этого техника находилась в руках машинно-тракторных станций (МТС)).

       С 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам. Затем гонению подверглись хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза.

       Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.), в части развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов. К середине 60-х гг. СССР превратился в могучую промышленную державу. Особенно быстро развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз. В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства. Каждая четвертая семья получила отдельную квартиру.

 

Вопросы самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте реформы в области сельского хозяйства.

2. Какие социальные процессы происходили в СССР в данный период?

3. Какое значение имел ХХ съезд КПСС?

4. Можно ли считать провозглашенный курс на мирное сосуществование отказом СССР от «холодной войны»?

Рекомендованная литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

Образование

 

       Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946-1950 гг. они подготовили около 3,4 млн. рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

       Растущая потребность в квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Нальчике и других городах. Только в 1950-1955 гг. начали действовать 50 новых вузов. В 1959-1965 гг. высшие учебные заведения подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2,4 млн. выпускников. В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством.

 

Наука

 

       Сразу по окончании Великой Отечественной войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. В 1949 г. в СССР состоялось испытание атомной бомбы.

       В целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели.

       В 1954 г. в СССР начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин и др.

       Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической области. Под руководством С.П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле «Восток». В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. В 1965 г. состоялся первый выход человека в космос, осуществленный летчиком-космонавтом А.А. Леоновым. За труды в области квантовой электроники А.М. Прохоров и Н.Г. Басов – совместно с американским физиком Ч. Таунсом – были удостоены Нобелевской премии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Н.Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк. В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.

       Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения (НПО).

Литература и искусство

 

       Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров («Подвиг разведчика» Б.В, Барнета, «Молодая гвардия С.А. Герасимова и др.).

       В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В, Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г.Н. Троепольского).

       Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

       В литературе и искусстве второй половины 60-х годов – конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая – официально признанная. И, наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М.И. Ромма). На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников – И.С. Глазунова.

Вопросы самоконтроля

       1. Почему период правления Н.С.Хрущева называют «оттепелью»?

       2. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущева.

Рекомендованная литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

 

Внешняя политика

 

       В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно-стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка - качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы;        СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

       В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

       Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода, заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др.

Вопросы самоконтроля

 

1. Каковы были причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?

2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны?

3. В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?

4. Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?

Рекомендованная литература:

10. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

11. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

12. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

13. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

14. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

15. История России http://www.historymill.com

16. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

17. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

18. Хронос http://www.hrono.ru/

 

 

       ТЕМА 13. СССР во II-ой пол. 80-х - нач. 90-х гг. ХХ в.

СССР в годы перестройки

 

       Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.), К.У.Черненко (апрель 1984 г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партийного аппарата стремилась к переменам.

Реформа, предложенная Горбачевым, началась под лозунгами «ускорение», «перестройка», «гласность».

       Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста (не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.).

Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;

Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами. Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.

       Перестройка (1987 - 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни советского общества. Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), представивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам (1987 г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое - май 1987 г. - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся кооперативном секторе, 1 млн. получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность.

       Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми, снабженческими, психологическими трудностями.

       Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск Госагропрома, свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).

       Курс на ускорение был, отвергнут и провозглашена программа перехода к рыночной экономике (1989-1991 гг.). На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов. Однако многие из них не работали. Положение экономики становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4%, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался «черный рынок».

Распад СССР

 

       Предпосылки распада СССР.

       1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".

       2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.

       3) Распад КПСС.

       4)Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

       5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.

       Августовский путч 1991 г. и его провал. Август 1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было намечено подписание нового Союзного договора. 18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны отказ. Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска. Но переворот не удался. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы.

Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР. 8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.

       21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.

Вопросы самоконтроля

 

1. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Каковы были результаты реформ?

2. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачева? Почему оно не принесло ожидаемых результатов?

3. Перечислены основные причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР к началу 1990-х гг.

4. Как распался СССР?

Рекомендованная литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

 

       ТЕМА 14. Основные тенденции развития России на современном этапе. Реформы 90-х гг.

Политический кризис 1993 г.

 

       Государственный аппарат России в начале 90-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Глава исполнительной власти - избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Конституционный кризис. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С. Черномырдин. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними.

       Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Часть депутатов отказались признать законность действий президента. Обязанности президента России были возложены на А.В.Руцкого. В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска, которые с помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября штурмом овладели «Белым домом», арестовав главных зачинщиков нового путча (Хасбулатова, Руцкого и др.). Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект которой получил одобрение и вступил в действие. Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Вопросы самоконтроля

 

1. Назовите регионы, в которых сложились очаги напряженности. В каких формах разворачивались там национальные конфликты?

2. Как распался СССР?

3. Охарактеризуйте события осени 1993 года. В чем состояли причины конфронтации между законодательной и исполнительной ветвями власти, проявившиеся в этот период?

4. О чем свидетельствовали итоги выборов 1993 года?

5. Расскажите о новой Конституции России и дайте ей оценку.

6. Какие перемены происходили в России в начале ХХI века? Как они влияли на жизнь населения страны?

Рекомендованная литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

 

Образование

       Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

       Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале ХХI в. они составляли 27-28% от общего числа вузов, в них обучались 8012% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента.1 Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

 

Наука

 

       Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир». Именно на МКС в течение 14 месяцев работал советский космонавт В.В. Поляков.

       С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алфѐров, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

 

Литература и искусство

 

       Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

       Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались Б.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пьецуха, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза. Выразителями ее различных направлений – фантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма – являлись писатели Лю Бородин, В. Бутромов, А. Курчаткин, А. Москвина. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмоденистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

 

Архитектура

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.132 с.)