Основные черты средневековой науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты средневековой науки



 

Все вышеперечисленные особенности средневекового мировоззрения и познания привели к тому, что наука в это время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного писания, познать же первоначала мира она не могла в принципе и в основном использовалась для решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых важных качеств античной науки – теоретичность, познание истины ради самой истины, а не ради практических результатов.

Таким образом, средневековая наука перестала соответствовать введенным нами ранее критериям научного знания. Это означало ее безусловный шаг назад по сравнению с античной наукой.

Лучше обстояло дело с системностью знания. Для средневекового человека природа виделась миром вещей, за которыми скрыт их истинный символический смысл, открывающий место этих вещей в замысле Божественного творения. Познание этих смыслов было, по существу, их толкованием, объяснением и пониманием. Но эта деятельность была системно организованной, так как представляла собой набор образов и понятий (пусть логически мало связанных между собой), отражавших гармонию (систему) Божественного мира. Таким образом, средневековая наука представляла целостную, хотя и своеобразную систему, живущую по своим законам. Среди них предусматривалось увеличение знаний, пополнение этой системы новыми элементами.

Поэтому продолжалась и деятельность по получению нового знания, пусть и в весьма специфической форме средневековой схоластики. Вопреки современному, несколько презрительному отношению к ней, схоластика сыграла очень важную роль в развитии способностей к познанию мира европейским человеком. Она должна была служить задачам теологии и изучать вопросы бессмертия души, конечности и бесконечности мира, существования добра, зла, - истины в мире и т.д. При решении этих проблем, не данных человеку в области чувственной реальности, могущих изучаться только с помощью разума, и были получены важнейшие результаты. Это прежде всего развитие логико-дискурсивного мышления и искусства логической аргументации. Результатом стал высочайший уровень умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья. Без этого был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных средств научного познания. Не случайно К.-Г. Юнг назвал средневековую схоластику беспрецедентным интеллектуальным тренингом, результатом которого стало формирование чувства абсолютного доверия к логико-математическому доказательству и его продуктам, да и вообще инструментам познания – вначале теориям и гипотезам, затем научным приборам и инструментам и, наконец, экспериментам. Так возникла вера в их истинность, адекватность реальности, ощущение интеллектуальной силы, основанной на знании.

Кстати, средневековая изощренность в, логике (результат многочасовых диспутов ученых-схоластов на протяжении веков) тесно связана с дальнейшим развитием человеческого мозга, его левого полушария, отвечающего за рациональность нашего мышления. Это также сыграло немаловажную роль для последующего развития современной математизированной науки.

Поэтому рациональность знания не исчезала полностью в Средние века. Схоластику можно назвать частично рационализированной системой знания. Важнейшей проблемой схоластики стал вопрос о соотношении веры и разума, породивший теорию «двойственной истины», соответствующей познанию двух сфер мира – Божественной и предметной. При этом вера, дающая знание о Божественном мире, была выше разума. Но не следует считать веру полностью иррациональным знанием, так как божественные истины не иррациональны, а сверхразумны. Их доказательство не под силу человеку в силу ограниченности его ума, но они все же носят рациональный характер.

Названные нами черты средневековой науки становятся заметными лишь к концу XII века, в период зрелого Средневековья. Период раннего Средневековья был для науки временем упадка. Сохранялись лишь жалкие остатки того конгломерата научных знаний, которым обладала античность. '"Очень многое погибло в период кризиса и разрушения Римской империи. Немало было целенаправленно уничтожено христианскими идеологами как противоречившее истинам новой господствующей религии. Поэтому в научный оборот Средневековья вошли сочинения тех античных авторов, которые были признаны христианской церковью. Пересмотру эти знания не подлежали, их можно было только комментировать – этим и занимались средневековые мыслители, в том числе и схоласты.                              

На фоне ужасающего упадка культуры и цивилизации раннего Средневековья даже те немногие тщательно отобранные элементы античной науки были плохо понятны существовавшему тогда образованному меньшинству (в основном, это были монахи, а монастыри были хранилищами знаний). Поэтому научные знания максимально упрощались, и это приводило к новым потерям в знаниях. Но не следует забывать, что помимо потерь были и приобретения, без которых просто не смогла бы появиться классическая наука Нового времени. Огромную роль в утверждении новых идей сыграли работы ученого монаха-францисканца XIII века Р. Бэкона, который многое сделал для утверждения экспериментального метода познания, а также мастера эксперимента – Петра из Марикура, который одним из первых выдвинул идею вечного двигателя.

 

Новации средневековой науки

 

Так в недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. Исподволь они разрушали идеологию созерцательности, перешедшую в средневековое мировоззрение из античности, осуществляли переход к опытной науке, хотя и несли в себе при этом множество черт магического мироощущения, основанного на идее сверхъестественной связи предметов и явлений мира. В ходе этих исследований были получены весьма интересные результаты как в практической, так и в теоретической областях. Тем самым эти дисциплины подготовили возможность появления современной науки.

Самые интересные результаты дали алхимия и ятрохимия, в рамках которых были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. В теоретической области были важны разрабатывавшиеся идеи космизма (единство микро- и макрокосмоса), а также биологизации мира (рассмотрение мира как целостного организма, каждая часть которого несет в себе признаки всего целого). Но если практические достижения герметических «наук» позже легли в основу классического естествознания Нового времени, то теоретические рассуждения были отброшены, и новый интерес к этим идеям появился лишь в XX веке.

В XII веке ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему. В это время в научный оборот вошло все наследие Аристотеля, ставшее известным в результате контактов с арабским Востоком, который также был наследником античного мира. В Европе в это время открываются первые университеты – светские учебные заведения, готовящие все большее количество образованных людей. Немалое значение для дальнейшего развития науки имела и технологическая революция, вызвавшая динамичное развитие сферы материального производства. В ходе этой революции сформировалось уважительное отношение к физическому труду, к деятельности изобретателя и инженера, появилось стремление к совершенствованию техники, использованию ее для облегчения физического труда. Как мы уже говорили выше, это легло в основу будущей тесной связи науки и производства, характерной для европейской культуры Нового времени. Очень важными для становления классической науки Нового времени были новые представления о мире, опровергавшие некоторые положения античной научной картины мира. Они легли в основу механистического объяснения мира. Без таких представлений просто не смогло бы появиться классическое естествознание.

Одной из основных проблем при этом было разрешение противоречий между картиной конечного аристотелевского Космоса (авторитет этого мыслителя в Средние века был непререкаем) и христианской идеей бесконечности божественного всемогущества. Так появились понятия пустоты, бесконечного пространства и движения по прямой линии, требование устранить из объяснения телеологический принцип и ограничиться действующими причинами. Конечно, эти понятия еще нельзя считать четко сформулированными и осознанными. Так, допускается существование пустоты, но не абстрактной, а нематериальной пространственности, пронизанной вездесущим Богом. Понятие бесконечности природы все чаще рассматривается как допустимое предположение, ведь только оно вполне подходило для характеристики Божественного творения. Также впервые появляются понятия «средняя скорость», «равноускоренное движение», вызревает понятие ускорения.

Также закладывается новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой. Античность и раннее Средневековье рассматривали все созданные человеком инструменты как искусственные, чуждые природе. В силу этого они не имели никакого отношения к познанию мира, так как действовал принцип: «подобное познается подобным». Именно поэтому только человеческий разум в силу принципа подобия человека космосу (единства микро- и макрокосмоса) мог познавать мир. Позже инструменты стали считаться частью природы, лишь обработанной человеком, и в силу своего тождества с ней их можно было использовать для познания мира. Таким образом, открывалась возможность для использования экспериментального метода познания.

Важным было создание условий для точного измерения. В науке вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов считалось невозможным, так как точность считалась характеристикой только идеальных объектов. Но в Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыши будущей астрономии и требовавшей довольно точных измерений.

Нельзя не отметить также заметный рост интереса к изучению античной и арабской математики, использовавшейся схоластами для доказательства бытия Бога наряду с геометрией Евклида, геоцентрической системой Птолемея, космологией и физикой Аристотеля. Так начиналась математизация физики и физикализация математики, завершившаяся созданием математической физики Нового времени.

Еще одной новацией стал отказ от античной идеи о модели совершенства – круге. Эта модель была заменена моделью бесконечной линии, что способствовало формированию представлений о бесконечности Вселенной, а также лежало в основе исчисления бесконечно малых величин, без которого невозможно дифференциальное и интегральное исчисление. На нем строится вся математика Нового времени, а значит, и вся классическая наука.

Постепенно средневековое мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая требовала нового взгляда на мир. Новая картина мира была сформулирована в эпоху Возрождения, приобрела завершенность и стала научной после первой глобальной научной революции XVI–XVII веков.

Вопросы для обсуждения

 

1. Как вы понимаете термин «парадигма»? Сравните его с понятием «научно-исследовательской программы».

2. Приведите пример частной научной революции и покажите ее причины и следствия.

3. Почему на Древнем Востоке наука не выделилась в самостоятельную сферу культуры?

4. Объясните, что такое Хаос, Космос и Логос в понимании древних греков?

5. Почему античная наука носила созерцательный характер?

6. Какие законы движения, по Аристотелю, существовали на Земле и в надлунных сферах?

7. Что такое деференты и эпициклы? Попытайтесь нарисовать геоцентрическую модель Птолемея.

8. Чем средневековое мировоззрение отличается от античного?

9. Как христианское мировоззрение повлияло на становление современной науки?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.01 с.)